Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эксперт: Наступление на автокефалистов в УПЦ МП начато, но говорить о победе еще рано. Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп

Утверждено Обращение митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия «К епископату, духовенству, монашеству и мирянам Украинской Православной Церкви по поводу инициатив относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»».

Как сообщается в обращении, поводом к нему послужило активное обсуждение на Украине возможности одностороннего предоставления упомянутого Томоса. Отмечено, что ни Украинская Православная Церковь, ни Поместные Православные Церкви не получали из Константинополя официальных писем по данному вопросу. По просьбе Предстоятелей Поместных Православных Церквей митрополит Онуфрий письмами информировал их о текущей ситуации в украинском Православии и о позиции Украинской Православной Церкви. Предстоятели и Соборы епископов Поместных Церквей выражают негативное и настороженное отношение к возможному предоставлению упомянутого Томоса, а также свою поддержку позиции Украинской Православной Церкви.

Подчеркнуто, что «путь к восстановлению единства и возможному автокефальному статусу Украинской Церкви … не должен пролегать через легализацию раскола и подмену им Церкви Христовой». Со ссылкой на постановления Юбилейного Собора Украинской Православной Церкви от 8 июля 2011 года вновь подчеркнуто, что восстановление единства «должно происходить согласно канонам Православной Церкви, без вмешательства политических сил и через возвращение тех, кто отошел, в лоно канонической Украинской Православной Церкви».

Отмечено, что метод принятия подобных решений в Церкви должен заключаться «в соборном обсуждении важных и актуальных как для отдельной Поместной Церкви, так и для всего мирового Православия вопросов. Любые единоличные или односторонние действия в среде Церкви являются нарушением принципа соборности и угрожают единству Церкви».

«Из новейшей истории Православной Церкви в Украине, — говорится в обращении, — можно сделать вывод, что нарушение принципа соборности, отсутствие чувства пульса настоящей внутренней церковной жизни, а также вмешательство политических и других нецерковных сил во внутренние дела Церкви собственно и привело к возникновению раскола в украинском Православии». Указываются такие принципиальные причины образования неканонических структур на Украине, как «отсутствие канонического сознания и послушания Церкви, отсутствие соборного обсуждения важных церковных вопросов, недостаток терпения и взаимопонимания, гордость, а также вмешательство политических факторов в церковные вопросы». «Это ошибочный путь, которым не должна идти Церковь Христова», — заявляется в обращении.

Особо подчеркнуты бесплодность попыток государственной власти и «посторонних для Церкви сил» искусственно объединить Церковь без учета реалий внутренней церковной жизни и возможные печальные последствия таких усилий: «Автокефальный статус имеет сугубо технический церковный характер, который заключается в содействии проповеди Евангелия на территории отдельного государства, и не может быть инструментом в геополитической борьбе. Вместе с тем, автокефальный статус предоставляется всей Церкви в рамках определенной территории. В связи с этим необходимо осознавать, что появление другой параллельной юрисдикции в Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, что не только будет угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви в Украине. Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда».

Выход из ситуации обращение указывает «в восстановлении церковного единства в Украине, а не в закреплении церковного разделения путем установления параллельной церковной юрисдикции». Особо подчеркнуто, что для успешного решения проблемы украинского церковного раскола «нужны другие условия, в частности, мир и стабильность в нашем государстве».

Священноначалие Украинской Православной Церкви подтвердило свою «открытость и готовность к любому конструктивному сотрудничеству и диалогу с целью достижения церковного единства». Оно также обратилось с особым призывом к архипастырям, духовенству, монашествующим и верным чадам Украинской Православной Церкви беречь и отстаивать единство Церкви.

«Миссия Церкви Христовой, — поясняется в Обращении, — заключается в том, чтобы проповедовать Христово Евангелие, совершать благодатное преображение мира через Святые Таинства, обучая людей жить по заповедям Божьим. Именно поэтому Церковь Христова живет по своим правилам, которые нельзя изменять, учитывая меняющуюся политическую ситуацию. Единственный путь восстановления церковного единства заключается в прекращении любых внешних вмешательств в церковные дела и предоставлении Святой Церкви возможности самостоятельно, с Божьей помощью, вылечить рану разделения украинского Православия».

Также на заседании Синода Украинской Православной Церкви утвержден организационный комитет празднования 1030-летия Крещения Руси во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и назначены дни праздничных богослужений.

Особым решением Синода рассмотрена деятельность . К нему обращен призыв «своим непристойным поведением и жизнью не порочить высокий сан епископа, который он носит, а также впредь воздержаться от каких-либо публичных выступлений и высказываний, который вызывают возмущение среди епископата, клириков и мирян Украинской Православной Церкви и вносят соблазн в сердца верующих». Синод оставил за собой возможность принятия «иного решения дисциплинарно-канонического характера» в случае, если его братское вразумление будет проигнорировано.

Епископом Добропольским, викарием , избран архимандрит Спиридон (Головастов), клирик епархии.

Епископом Макарьевским, викарием , избран архимандрит Гедеон (Харон), наместник Киевского Рождество-Богородицкого Десятинного монастыря.

Приняты решения по устроению внутренней жизни монастырей, в частности, настоятельницей Флоровского женского монастыря г. Киева назначена монахиня Евлампия (Елисейкина), с возведением ее в сан игумении и возложением наперсного креста.

Учреждены новые дни празднования в честь икон Божией Матери, а также день памяти преподобного Ионы Киевского (в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня).

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) пока не получила от Константинопольского патриархата никаких официальных уведомлений относительно начала обсуждения вопроса об автокефалии Церкви на Украине, говорится в распространенном обращении священного синода УПЦ ко всем верующим Украинской церкви по итогам заседания синода в пятницу.

"В течение последних недель в нашей стране активно обсуждается возможность одностороннего предоставления Константинопольским патриархатом "Томоса (указа — ред.) об автокефалии" православной церкви в Украине. Украинская православная церковь до сегодняшнего дня не получала от Константинопольского патриархата никаких официальных уведомлений относительно этого вопроса. Наряду с этим нам известно, что поместные православные церкви мира также не получали из Константинополя официальных писем, которые касались бы данного вопроса", — говорится в обращении синода. Текст заявления публикует сайт УПЦ.

Иерархи УПЦ сообщили, что на просьбу предстоятелей поместных православных церквей прояснить суть вопроса митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился к ним с письмами, в которых проинформировал о текущей ситуации в украинском православии, а также изложил отношение Украинской православной церкви к инициативам предоставления "томоса об автокефалии".

"На сегодня известно, что предстоятели и соборы епископов поместных православных церквей выражают настороженное и негативное отношение к предоставлению упомянутого томоса в качестве средства преодоления раскола в украинском православии. В частности, среди поместных церквей общей является мысль о необходимости возврата схизматических церковных групп в лоно канонической Церкви, что позволит обсуждать вопрос статуса единой канонической Церкви", — отмечается в заявлении.

Синод УПЦ отметил, что такая позиция поместных православных церквей совпадает с позицией Украинской православной церкви, которая с самого начала возникновения раскола последовательно выступала за восстановление церковного единства. Путь к восстановлению этого единства "не должен пролегать через легализацию раскола и подмену им Церкви Христовой", говорится в обращении Синода.

Все важные и актуальные вопросы, касающиеся как отдельной поместной церкви, так и всего мирового православия, необходимо решать только путем соборного обсуждения, указал Синод. "Любые единоличные или односторонние действия в среде Церкви являются нарушением принципа соборности и угрожают единству Церкви", — отметили иерархи УПЦ.

В заявлении Синода отмечается, что необходимо стремиться к восстановлению церковного единства на Украине, а не к "закреплению церковного разделения путем установления параллельной церковной юрисдикции" — провозглашения "автокефалии" раскольнического Киевского патриархата и его признания. Архиереи призвали украинские власти перестать использовать Церковь в геополитической борьбе.

"Необходимо осознавать, что появление другой, параллельной юрисдикции в Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, что не только будет угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви в Украине. Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда. <…> Единственный путь восстановления церковного единства заключается в прекращении любых внешних вмешательств в церковные дела и предоставлении Святой Церкви возможности самостоятельно, с Божьей помощью, вылечить рану разделения украинского Православия", — отмечается в обращении.

Президент Украины Петр Порошенко 22 апреля заявил, что Константинопольский патриархат начинает процедуры, необходимые для создания в стране единой поместной автокефальной церкви. В ответ на обращение светских властей Синод Константинопольского патриархата заявил, что он "решил по этому запросу быть в тесном общении с другими сестринскими православными церквами для их информирования и координации".

На Украине сейчас действуют каноническая Украинская православная церковь (УПЦ МП), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием церковные структуры — "Киевский патриархат" (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

Синод принял решения, благодаря которым архиепископ Александр (слева), считающийся правой рукой митрополита Владимира, может потерять значительное влияние в церковной среде

Вчера состоялось заседание Священного синода Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). На нем иерархи приняли решение о назначении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла управляющим Киевской епархией на время болезни главы УПЦ МП митрополита Владимира. Синод также утвердил состав комиссии, которая займется разработкой изменений в существующий устав церкви. Эксперты, а также иерархи Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) полагают, что подобные действия могут являться частью плана ряда архиереев УПЦ МП по отстранению митрополита Владимира от управления церковью.

В Киеве вчера прошло заседание Священного синода УПЦ МП. Из-за болезни первоиерарха церкви митрополита Владимира (Сабодана) на нем председательствовал старейший по хиротонии Одесский митрополит Агафангел (Саввин). Заседание проходило в закрытом режиме, но по его итогам стало известно, что синод принял ряд важных решений. В частности, был утвержден состав комиссии из 18 человек, которой предстоит внести изменения в устав УПЦ МП.

Как сообщал "Ъ", решение об изменении устава церкви было принято на cоборе УПЦ МП в 2011 году. Эта инициатива вызвала недовольство ряда архиереев и представителей ряда православных объединений, которые сочли, что тем самым УПЦ МП пытается получить статус автокефальной. В частности, некоторые братства выступили против того, чтобы устав УПЦ МП вступал в силу сразу после принятия, в то время как устав Русской православной церкви предусматривает, что сначала его должен одобрить патриарх Московский и всея Руси (см. "Ъ" от 11 июля 2011 года).

Согласно вчерашнему решению синода, в комиссию не вошел один из представителей ближайшего окружения митрополита Владимира - его секретарь, архиепископ Александр (Драбинко), которого православные братства прямо называли сторонником автокефалии. В то же время в ее составе оказались иерархи, не раз выступавшие с пророссийскими заявлениями: митрополит Донецкий Илларион (Шухало), возглавивший комиссию, и ректор Почаевской духовной семинарии архимандрит Нафанаил (Крикота).

Синод принял еще одно принципиальное решение - упразднил ранее созданную комиссию из трех архиереев, которые во время болезни митрополита Владимира коллегиально управляли Киевской епархией. Эта функция передана в единоличное ведение наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя). Кроме того, архиепископ Александр снят с должности настоятеля строящегося кафедрального храма Воскресения Христова "с целью усовершенствования административно-финансовой деятельности при строительстве". От должности ключаря (заместителя настоятеля кафедрального храма) отстранен и пресс-секретарь митрополита Владимира протоиерей Георгий Коваленко.

По мнению экспертов, эти решения направлены на отстранение от руководства церковью митрополита Владимира. "Все произошедшее на заседании синода можно объяснить тем, что, пользуясь болезнью митрополита Владимира, митрополит Агафангел и близкие к нему архиереи понемногу отстраняют от постов и должностей тех, кто был близок к митрополиту Владимиру. А без постов и должностей им будет сложно влиять на ситуацию внутри церкви. Все происходящее можно рассматривать только в одном ключе - как подготовку к будущим выборам первоиерарха УПЦ МП",- заявил "Ъ" директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский.

В УПЦ КП придерживаются схожего мнения. "Решение о назначении митрополита Павла управляющим Киевской епархией не соответствует канонам, так как митрополит Владимир жив, и именно он считается управляющим епархией. Делегировать свои полномочия он мог лишь сам, а сейчас это сделали за него, по сути, устроив рейдерский захват в церкви,- заявил "Ъ" секретарь Священного синода УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря).- Похоже, что теперь митрополит Агафангел хочет изменить устав, забрать власть у митрополита Владимира и возглавить УПЦ МП".

Секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков категорически не согласен с такой трактовкой решений синода. "В синоде свободная дискуссия, а его членами являются маститые иерархи, которым доверяет вся церковь, так что говорить о том, что митрополит Агафангел проталкивает свои решения, нельзя, а сами по себе кадровые перестановки не являются какой-то катастрофой",- заявил протоиерей Андрей Новиков.

УПЦ МП готовит изменения в свой устав

Священный Синод Украинской православной церкви Московского патриархата учредил комиссию, которая будет готовить предложения по внесению изменений в устав УПЦ (МП). Об этом сообщает пресс-служба УПЦ.

В заседании Священного Синода УПЦ под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) заслушали рапорт Преосвященного Иллариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, главы Комиссии по подготовке изменений и дополнений к Уставу об управлении УПЦ (редакции 2007 года) об утверждении состава Комиссии.

В результате было принято решение: утвердить следующий состав Комиссии по подготовке изменений и дополнений к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви (редакции 2007 года).

Согласно протоколам заседания Священного синода, в состав комиссии, которая будет разрабатывать проект изменения устава, вошли 18 иерархов. Возглавил комиссию митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион.

На заседании синода в четверг председательствовал старейший по хиротонии митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) из-за болезни митрополита Владимира. Заседание синода проходило в закрытом режиме.

Как сообщал НБН , Синод также упразднил ранее созданную комиссию из трех архиереев, которые во время болезни митрополита Владимира коллегиально управляли Киевской епархией. Эта функция временно передана наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу (Лебедю).

Эксперт: Наступление на автокефалистов в УПЦ МП начато, но говорить о победе еще рано

Киев, Январь 27 (Новый Регион, Михаил Рябов) – Наступление на автокефалистов в УПЦ Московского Патриархата начато, но говорить о победе еще рано.

Об этом «Новому Региону» заявил обозреватель киевского еженедельника «2000» Дмитрий Скворцов, комментируя решение Синода УПЦ МП об отстранении от контроля за строительством нового кафедрального собора в Киеве архиепископа Александра Драбинко, считающегося лидером автокефальной группировки.

«Вообще, строительство нового кафедрального собора было сомнительным. Тем самым, митрополия демонстрировала, что не намерена добиваться возвращения захваченного филаретовцами законного кафедрального Владимирского собора в центре Киева. Кроме того, новый храм предполагалось сделать самым высоким в Европе. Это был определенный сигнал Москве, где находится храм Христа Спасителя», – отметил собеседник агентства.

«Однако теперь можно констатировать, что решением Синода Драбинко отстранен от мощного денежного потока», – констатировал Скворцов.

По его словам, симптомы о начале борьбы в УПЦ МП против автокефалистов появились еще за несколько дней до заседания Синода.

«Сначала на одном из официальных сайтов УПЦ МП появилось интервью главы Союза православных братств Валентина Лукьяника с критикой Драбинко. Затем был еще один примечательный момент. Пресс-служба УПЦ МП, контролируемая Драбинко, сообщала журналистам, что именно он будет освящать воды Днепра на праздник Крещения. Однако в итоге оказалось, что службу правил владыка Павел, настоятель Киево-Печерской Лавры. Это означало, что еще перед Синодом началась борьба, и ее начали выигрывать противники автокефалии, желающие отстранения от власти тех, кто, пользуясь немощью и слабостью митрополита Владимира, осуществил ползучий захват позиций», – сказал эксперт.

«Процессы в УПЦ МП – только начало восстановления справедливости, праздновать победу еще рано, ведь не известно, чем обернется противостояние – как известно, за Драбинко стоит не только митрополит Владимир, но и определенные силы в президентской администрации, причем, как в лагере Сергея Левочкина, так и люди Анны Герман. Кроме того, Драбинко поддерживает оппозиция вроде партий Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко», – напомнил Скворцов.

«Тем не менее, определенный плацдарм занят. Теперь об успехе можно будет говорить, если удастся отстранить автокефалов от официальных СМИ Церкви. Как мы помним из классиков, первым делом является «захват телеграфа», – отметил эксперт.

Первый в 2012 году Синод УПЦ открыл новые скиты, ввел новые ордена и лишил сана священника

В Киеве состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киево-Печерской Лавре 26 января состоялось очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви.

По сообщению официального сайта УПЦ, согласно Уставу об управлении Украинской Православной Церкви, заседание прошло под председательством старшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.

Синод благословил проведение в 2012 году торжественных мероприятий по случаю 20-летия исторического Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви и 20-летия пребывания на Киевской кафедре Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Синод также утвердил состав Комиссии по подготовке изменений и дополнений в Устав об управлении УПЦ (редакции 2007 года)

Участники Синода благословить ввести следующие Ордена Украинской Православной Церкви:
1) Ордена святой равноапостольной княгини Ольги;
2) Ордена святой преподобной Анастасии Киевской.

Синод заслушал рапорт председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Александра (Драбинко), архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского относительно зарегистрированного в Верховной Раде Украины проекта Закона Украины «О паломничестве», который готовится к принятию без каких-либо согласований с Украинской Православной Церковью и христианскими Церквами Украины.

Синод выразил обеспокоенность по поводу рассмотрения в Верховной Раде Украины проекта Закона Украины «О паломничестве», решил направить соответствующее обращение к Председателю Верховной Рады Украины В. М. Литвину и народным депутатам и создать Церковную комиссию для изучения этого вопроса.

Синод принял решение открыть скит Свято-Ильинского Одесского мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Одессе и в с. Баранов Ивановского района Одесской области, Рождество-Богородичный скит Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря г. Одессы, Вознесенский скит Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря в г. Одесса.

Заслушав рапорт архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки о лишении священного сана запрещенного в священнослужении заштатного клирика Запорожской епархии протоиерея Антония Шибаева, Синод принял решение о лишении сана.

Архиепископ Александр (Драбинко) уже не возглавляет комиссию по управлению Киевской епархией УПЦ

Священный Синод УПЦ (МП), который сегодня состоялся в стенах Киево-Печерской лавре, поручил митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому, наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Павлу (Лебедю) временно руководить Киевской епархией. Ранее ею управляла комиссий во главе с архиепископом Александром (Драбинко). Иерархи УПЦ (МП), следовательно, отменили пп. 1, 2 журнала № 74 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2011. Ою этом информирует официальный с айт УПЦ (МП) .

Кроме того, Синод УПЦ (МП) на сегодняшнем заседании заслушал доклад владыки Павла (Лебедя) относительно аудиторской проверки хода строительных работ и финансирование строительства Кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви г.Киева.

Как сказано в Журнале №7 Синода, в целях совершенствования административно-финансовой деятельности строительства Свято-Воскресенского Кафедрального собора и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви (г.Киев, Железнодорожное шоссе, 3), епископы приняли решение освободить архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко) с поста настоятеля храма Всех Святых комплекса кафедрального Свято-Воскресенского собора, а протоиерея Георгия Коваленко с должности ключаря и председателя приходского совета собора.

Осуществлять контроль над ходом строительства и финансированием строительства кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви владыки поручили митрополиту Черкасскому и Каневскому Софронию (Дмитруку).

Митрополита Владимира удивили решения вчерашнего Синода УПЦ

Сейчас ситуация с подписанием решений Синода Главой УПЦ остается неурегулированной. Об этом сообщил информагентству « Религия в Украине » авторитетный источник в Киевской митрополий. Митрополит Владимир с недоумением воспринял весть о некоторых кадровых решениях Синода УПЦ . Предстоятель УПЦ может подписать решение Синода, которые не согласованы с ним, чтобы не провоцировать дальнейший конфликт в УПЦ. В случае, если он откажется поставить подпись, решение Синода УПЦ вряд ли могут считаться действительными.

Также, по информации «Религии в Украине», Предстоятель УПЦ был готов принять участие в заседании Священного Синода. Рассматривался вариант, чтобы члены Синода приехали в больницу, где Митрополит Владимир находится на лечении. Однако заседание было проведено без участия Предстоятеля.

В то же время согласно пункту 17 раздела 4 действующего Устава об управлении УПЦ, старший по хиротонии постоянный член Синода может выполнять обязанности председательствующего в Священном Синоде лишь в том случае, когда их по какой-либо причине не может выполнить Митрополит Киевский и всей Украины. В случае подтверждения информации о способности и готовности Митрополита Владимира принять участие в заседании Синода 26 января и в случае отсутствия подписи действующим Предстоятелем УПЦ журналов заседания Синода, легитимность принятых Синодом решений остается дискуссионной.

дайджест СМИ

Ещё , в т.ч.

«Самое страшное - умереть в расколе…»
Синод канонической Церкви на Украине высказался по поводу автокефалии / Славянское поле

25 мая в резиденции Предстоятеля УПЦ МП на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было принято Обращение к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви на Украине». Ещё , в т.ч.


Митрополит Онуфрий. Священный Синод УПЦ МП, 2018


Информационно-просветительский отдел УПЦ на сайте news.church.ua опубликовал текст документа на русском и украинском языках.
По благословению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия текст указанного Обращения зачитан во всех храмах Украинской Православной Церкви.

Блаженнейший митрополит и иерархи УПЦ твердо стоят за каноническое православие на Украине. Обращение отражает всю проблематику по этой актуальной теме на сегодня. Самое главное: в Обращении говорится о том, что Украине, прежде всего, нужен мир. Каждый день гибнут люди в гражданской войне, остановить братоубийство - вот главная задача для всех, живущих в этой стране. Государственная власть не говорит о тех последствиях, которые могут наступить для граждан от необдуманных действий в связи с рассмотрением вопроса о Томосе. Для единства нужна не агрессия, а миролюбие, которого не видно со стороны тех, кто готов к автокефалии.

В Обращении сообщается, что в течение последних недель на Украине активно обсуждается возможность одностороннего предоставления Константинопольским патриархатом «Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». Однако Украинская Православная Церковь до сих пор не получала от Константинопольского патриархата никаких официальных сообщений по этому вопросу. Вместе с тем известно, что и Поместные Православные Церкви мира также не получали из Константинополя официальных писем, которые касались бы данного вопроса.

По просьбе Предстоятелей Поместных Православных Церквей Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился к ним с письмами, в которых проинформировал о текущей ситуации в украинском Православии, а также изложил отношение Украинской Православной Церкви к инициативам предоставления «Томоса об автокефалии».

На сегодняшний день известно, что Предстоятели и Соборы епископов Поместных Православных Церквей выражают настороженное и негативное отношение к предоставлению упомянутого Томоса как средства преодоления раскола в украинском Православии.


В частности, среди Поместных Церквей общим является мнение о необходимости возврата схизматических церковных групп в лоно канонической Церкви, что позволит обсуждать вопрос статуса единой канонической Церкви.


Харьков. 25-летие Собора Слобожанских святых. По правую руку от Блаженнейшего Онуфрия - митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн


Такая позиция Поместных Православных Церквей мира совпадает с позицией УПЦ МП.

«Украинская Православная Церковь от начала возникновения раскола последовательно выступала за восстановление церковного единства, - говорится в Обращении. - Однако, по нашему глубокому убеждению, путь к восстановлению церковного единства и к возможному автокефальному статусу не должен пролегать через легализацию раскола и замену им Церкви Христовой. В частности, в Постановлении Юбилейного Собора УПЦ, который состоялся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 8 июля 2011 года, было отмечено, что “…восстановление единства украинского Православия должно происходить согласно канонам Православной Церкви, без вмешательства политических сил и через возвращение тех, кто отошел, в лоно канонической Украинской Православной Церкви” (пункт 11).

Главным критерием в принятии всех церковных решений является польза для Церкви, а метод принятия таких решений должен заключаться в соборном обсуждении важных и актуальных как для отдельной Поместной Православной Церкви, так и для всего мирового Православия вопросов. Любые единоличные или односторонние действия в среде Церкви являются нарушением принципа соборности и угрожают единству Церкви.

Из новейшей истории Православной Церкви на Украине можно сделать вывод, что нарушение принципа соборности, отсутствие чувства пульса настоящей внутренней церковной жизни, а также вмешательство политических и других нецерковных сил во внутренние дела Церкви собственно и привело к возникновению раскола в украинском Православии».

Дискуссия о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви на Украине, отмечается в Обращении, длится уже почти 100 последних лет. Однако за все это время всем инициативам в этом направлении не хватало духа соборности и соблюдения церковных правил, что привело к самовольным образованиям неканонических структур: сначала «Украинской Автокефальной Православной Церкви», а затем - «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».

Таким образом, исторический опыт указывает на то, что отсутствие канонического сознания и послушания Церкви, отсутствие соборного обсуждения важных церковных вопросов, недостаток терпения и взаимопонимания, гордость, а также вмешательство политических факторов в церковные вопросы - все это ведет не к церковному единству, а только к расколам. А потому, это ошибочный путь, которым не должна идти Церковь Христова. История Церкви свидетельствует о том, что те попытки единения, которые проводились «сверху», часто не воспринимались церковным народом, поскольку имели политические причины и не принимали во внимание особенностей внутренней церковной жизни. После таких «объединений» по инициативе и с активным участием государственной власти храмы становились пустыми, потому что церковный народ чувствовал искусственность таких «объединений». Вмешательство в этот процесс посторонних для Церкви сил может еще больше разделить наш народ, и вместо желаемого для всех нас единства мы можем получить еще больше разделения».


«Автокефальный статус имеет сугубо технический церковный характер, который заключается в содействии проповеди Евангелия на территории отдельного государства, и не может быть инструментом в геополитической борьбе, - настаивает Обращение. - Вместе с тем, автокефальный статус предоставляется всей Церкви в рамках определенной территории.

В связи с этим необходимо осознавать, что появление другой параллельной юрисдикции на Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, что не только будет угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви на Украине. Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда.


Выход из этой ситуации видится в восстановлении церковного единства на Украине, а не в закреплении церковного разделения путем установления параллельной церковной юрисдикции. Мы разделяем обеспокоенность государственной власти Украины наличием церковного раскола в нашей стране. Впрочем, считаем, что для успешного решения этой проблемы нужны другие условия, в частности мир и стабильность в нашем Государстве. Мы всегда способствовали и будем способствовать Государству в вопросах нравственного и патриотического воспитания, но выступаем против использования Церкви в геополитической борьбе. Подтверждаем открытость и готовность к любому конструктивному сотрудничеству и диалогу с целью достижения церковного единства».

В этой связи следует помнить и слова, сказанные не столь давно митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием: «Испытания продолжаются. На каждом новом уровне у каждого свои испытания. Главное - сохранить веру, главное - быть с Богом. И одно испытание пройдет, и другое. Нам нужно оставаться людьми в любых условиях при любом устроении. В испытаниях мы возвращаемся к Господу, в испытаниях проявляется любовь человеческая, ее качество: и во время болезни, страданий, и на войне. Испытания показывают, какая наша вера, какая наша любовь. … Нужно уповать только на Всевышнего, что бы ни было. … Но люди не идут в церковь, а сидят дома и занимаются своими делами. А должны бежать к Богу.

Бездействие тревожит. Люди не желают прийти к Творцу, покаяться. И как Господу помочь нам, если мы Его не просим, если мы к Нему не обращаемся, если не хотим жить Его заповедями, а требуем, чтобы Он дал только то, что нам нужно. Важно покаяние, осознание нашей греховной жизни.

Не паникуйте, не углубляйтесь в социально-политические конфликты, а позаботьтесь об устроении сердца и души!».
* * *

Уместно также вспомнить слова, некогда сказанные Патриархом Московским и всея Руси Кириллом - во время посещения Украины, в канун празднования дня Крещения Руси: «Самое страшное - умереть в расколе…»

В тот самый день состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре, в резиденции Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира.

Патриарх призвал заблудших к максимально быстрому возврату в лоно канонической церкви, которое возможно лишь через покаяние.


Харьков. 25-летие Собора Слобожанских святых


Напомним, что Священный Синод РПЦ, заседание коего прошло тогда под председательством Святейшего Патриарха, в тот день опубликовал Обращение к православным христианам Украины, пребывающим в расколе.

«Уже более двадцати лет продолжаются нестроения, порожденные церковным расколом на Украине, - говорится в документе. - Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали».

«В последнее время мы получаем все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение. Еще более горестно оно для нас, по слову Апостола: Уста наши отверсты к вам,… сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно (2 Кор. 6, 11-12). Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет», - говорилось в обращении Св. Синода.
* * *

Несомненным актом единения нашей Церкви, осуществленным вопреки политическим распрям, стали торжества в Харькове, прошедшие 1 июня с.г., по случаю 25-летия Собора святых Слобожанского края.

Торжества возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.


По прочтении Святого Евангелия Предстоятель обратился к пастве со словом проповеди. Архипастырь напомнил верным историю существования Церкви в давние времена и объяснил, почему инициативы политиков по церковной жизни не принесут пользы ни Церкви, ни государству. Блаженнейший Владыка рассказал и о празднике, по случаю которого состоялось богослужение.

«25 лет назад был установлен праздник Слобожанских святых, - сказал Блаженннейший митрополит, - к которым вошли и древние святые, которые до революции были прославлены. Но большая часть святых, которые вошли в Собор, это те, которые пережили революцию, которые в этом человеческом хаосе были светильниками для людей, которые не потеряли ни себя, ни тот путь, которым должен идти священник и человек. Это священномученик Онуфрий Курский и другие священномученики, которые свою веру и любовь к истине, к Христу засвидетельствовали кровью.

И мы радуемся, что у нас такой Собор святых. И мы просим, чтобы эти угодники Божьи - они предстоят перед Престолом Божьим - чтобы они возносили свои молитвы за нас, чтобы мы не потерялись в этом безумном потоке, который куда-то мчится, но мчится, скорее всего, к концу - к концу света.


И чтобы мы в этом хаосе не потеряли себя, не потеряли Бога в своей душе, чтобы мы не потеряли тот путь, которые ведет ко Христу. Потому что много путей сегодня предлагается человеку: ты туда можешь пойти, и туда, и туда - а про Бога забываем, что надо идти тем путем, который ведет к Богу. Этим путем надо всем идти: и нам - мне первому - и всем священникам, и всем мирянам. Те, которые знают Бога, и те, которые не знают, - они все должны этим путем идти. Если человек пойдет иным путем, он будет несчастным».
За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине.

В завершение Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил верующих с 25-летием установления Собора святых Слободского края.

Уже насчитывается около 60 прославленных святых, связанных со Слобожанщиной - это местночтимые Харьковские святители, прославленные Церковью святители, ранее управляющие Харьковской епархией или викарные ее архиереи, новомученики Слободского края, собор святых Святогорской лавры и особое место занимают родившиеся в Харьковской губернии святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и преподобный Иосиф Оптинский, а также другие святые, которые здесь родились, проживали, служили, пребывали в ссылке или заключении.

Следует помнить, что и Белогорье является исторической и духовной частью Слобожанщины. В Собор Слобожанских святых входит святитель Иоасаф Белгородский и другие святые архипастыри земель Белгородских и Курских.


Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес в дар Его Блаженству икону священномученика Никодима (Кононова) , епископа Белгородского с частицей его святых мощей. Белгородский архипастырь отметил символичность того, что в этот день также совершается память Собора новомучеников и исповедников земли Белгородской.

После Литургии состоялся крестный ход с участием детей, который завершился благодарственным молебном на территории епархиального управления.
_______

Фото информационного отдела УПЦ МП

Священный синод Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) призвал викария Киевской митрополии Александра Драбинко «не порочить своим непристойным поведением сан епископа», сообщает украинское издание «Страна» со ссылкой на сообщение в журнале заседания синода, которое состоялось 25 мая 2018 г.

В документе отмечается, что митрополит Александр в последнее время активно выступает в поддержку обращения Порошенко к Константинопольскому патриарху о предоставлении «автокефалии украинскому православию». В связи с этим синод УПЦ призывает Драбинко «в дальнейшем воздержаться от любых публичных выступлений и высказываний, вызывающих возмущение среди епископата, клириков и мирян Украинской Православной церкви и вносят соблазн в сердца верующих».

«В случае игнорирования этим братским вразумлением, Священный Синод будет вынужден принять другое решение дисциплинарно-канонического характера», – предупреждают члены синода.

Скандальному епископу напомнили, что Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании от 25 апреля 2013 «только отозвал справку в Журнал №23 от 21 февраля 2012 года, а не отменил ее как таковую».

Речь идёт о справке в отношении Драбинко на синоде 21 февраля 2012 года. В ней, в частности, говорилось: «Члены Священного Синода УПЦ вынуждены обратить внимание на смуту, которую вносит в жизнь Украинской православной церкви деятельность Преосвященного Александра (Драбынко), личного секретаря предстоятеля УПЦ. Его деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни сеют смуту и подозрения в среде епископата и духовенства, порождают большое искушение среди верующих. Пользуясь должностью секретаря предстоятеля УПЦ, постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви и главы ОВЦС УПЦ он позволяет себе в эфире светских общенациональных средств массовой информации, которые и без того относятся к нашей Церкви с необоснованным предубеждением, открыто выступать с критикой решений Высшей Церковной власти, искусственно противопоставляя Священный Синод Украинской Православной Церкви ее предстоятелю, что является клеветой на соборный разум Церкви и хулой на Духа Святого. Он позволяет недвусмысленно порочить своих собратьев-архипастырей, членов Священного Синода УПЦ… Многочисленные попытки братского вразумления со стороны членов Священного Синода УПЦ и собратьев-архиереев не имели должного результата».

Тогда Драбинко был снят с должности главы синодального Отдела внешних связей УПЦ, выведен из состава Священного синода и уволен с должности редактора официального сайта УПЦ. Заседание проходило в отсутствие тяжело больного бывшего предстоятеля УПЦ митрополита Владимира.

После того, как митрополит Владимир вышел из больницы, на заседании 25 апреля 2013 года упомянутая справка была «отозвана». Тем не менее, она не была снята с официального сайта УПЦ. Присутствует справка на ресурсе и сейчас .

Самое серьёзное обвинение в ней – «хула на Святого Духа». В христианстве это считается самым тяжким, смертельным грехом.

Сегодня предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейший Митрополит Онуфрий от имени Священного Синода

Ранее Сербский патриарх Ириней

Напомним, украинские раскольники

31 марта Служба безопасности Украины (СБУ) из-за подозрения в «поддержке ополченцев» и «антиукраинской деятельности». Представители СБУ считают, что священники якобы участвуют в «террористической деятельности», а российские спецслужбы используют храмы УПЦ МП для «разведывательной операции».

Президент Украины Порошенко 23 апреля в эфире программы «Свобода слова» на канале ICTV заявил, что , а признание незаконной украинской автокефалии станет , которые, по мнению Порошенко, совершили на Украине российские солдаты, «пропагандисты и священники».

По мнению участника экспертной инициативы «Юг России» Тихона Гончарова, последние высказывания и действия Порошенко говорят о том, что он получил четкий приказ –

Украинская православная церковь Московского патриархата

Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что

Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в