Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект занятия по фцкм с использованием презентации «зимние забавы» (подготовительная группа). Неделя зимних игр и забав

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

Архангельской области для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей,

«Вельский детский дом»

Тема:

«Зима. Зимние забавы»

Конспект ООД по формированию

целостной картины мира

(разновозрастная группа)

Выполнила:

Истомина Юлия Владимировна

Учитель-дефектолог

г. Вельск 2015г.

Цель ООД: систематизировать знания детей о признаках зимы, познакомить с понятием «Зимние забавы».

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи :
Образовательные:

    продолжать развивать связную речь детей;

    устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце светит, но не греет; идёт снег; на улице холодно; звери прячутся в норки; ночь длинная, день короткий и т.д.;

    расширять представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки).

    расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

    учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;

    закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, стихах, рисунках;

    обогащать речь детей существительными, прилагательными;

    продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным ответом, строить сложные предложения.

Развивающие:

    развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание;

    развивать мышление, память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

    развивать эстетическое восприятие красоты природы;

    расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;

    способствовать формированию интереса детей к природе;

    выполнять имитационные движения в соответствие с текстом, развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.

Воспитательные:

    воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;

    воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;

    доставить детям радость и удовлетворение от занятия.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей : "Социально-коммуникативная", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическая", «Физическое развитие»

Вид детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная, музыкальная.

Предварительная работа:

    наблюдения за признаками зимы;

    рассматривание репродукций картин русских художников и иллюстраций о зиме;

    чтение книг и стихотворений о зиме

Оборудование:

Мультимедиа проектор, фланелеграф, магнитная доска

Материал:

    Демонстрационный - презентация «Зима» под музыку Вивальди «Времена года. Зима»; картинки с признаками зимы; игрушка зайца; красивый ящичек с яйцами из-под киндер яиц, украшенные снежинками; картинки с изображением зимних забав детей; бассейн со стеклянными камушками; маленькие картинки с изображением забав детей; «снежок»; материал для снеговика (три круга, глазки, морковка, ведро, ручки, пуговки), сладкие призы.

    Раздаточный – конверты с разрезными картинками; листки с заданиями.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ООД

I . Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся.

Предложить детям встать в кружочек и повторять за педагогом действия.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло.

Солнышко лучик к тебе протянуло,

Солнышко щёчку тебе поласкало.

Доброго утра тебе пожелало.

Педагог: Ребята, подойдите, пожалуйста, к экрану.

Презентация «Зима». Звучит музыка. Педагог читает стихотворение.

Пришла красавица – зима.

Нам много снега принесла.

И вместе с ней пришел мороз.

Он щиплет уши, щиплет нос.

Не злой мороз. Он много радостей принес!

Принес он зимние забавы.

Все то, что радость детям дарит!

Про какое время года было стихотворение?

Педагог: Ребята, расскажите, за что вы любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима – самое интересное и весёлое из всех времён года.)

Педагог: Чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками

II . Основная часть

Педагог: Сегодня тема нашего занятия «Зимние забавы». Скажите, как вы понимаете слово «забавы». Какие зимние забавы вы знаете? Молодцы!

Затем педагог предлагает детям рассмотреть картинки:

Мальчик катается на лыжах,

Девочка катается на коньках,

Дети лепят снеговика,

Дети играют в снежки.

Примерные вопросы:

Кого видим на картинке?

Что делает этот персонаж?

Когда можно кататься на коньках…

В чём одеты дети?

Педагог: Зима – красивая, чудесная пора. Зимой случаются чудеса! Вот и у нас с вами сегодня произошло чудо. В гости к нам пришел зайчик. Поздоровайтесь с ним. Он очень хочет позаниматься и поиграть с вами. Зайчик приготовил для вас интересные задания. А вы сами должны выбрать какое задание выполнять. (Задания в яйцах из-под киндер-сюрприза, украшенные снежинками, дети достают по одному). А перемещаться по группе мы будем имитируя движения лыжника, конькобежца.

1. Конвертики с сюрпризом

(каждый ребенок достает из конверта разрезную картинку с изображением зимних видов спорта, собирает и называет его).

2. Бассейн со стеклянными камушками

(в бассейне спрятаны картинки с забавами детей, нужно выбрать зимние забавы и назвать их)

3. Подвижная игра

Игра «Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой? Хлопки

Белые полянки. Развести руки в стороны

И на горке снеговой Поднять руки вверх, показать «горку»
Лыжи или санки Ходьба лыжника

Что нам нравится зимой? Хлопки

Мягкие сугробы, Показать сугробы

Чтоб копаться день – деньской Имитировать копание снега лопатой
Крепость делать чтобы Лепить снежки
Что нам нравится зимой? Хлопки
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде
На морозе греться (2 р.) Прыжки

4. Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель... (метёт).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Деревья зимой... (спят).
Зимой насекомые... (прячутся).

5. Задания на листах (перед выполнение задания выполнить пальчиковую гимнастику)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, Загибать пальчики начиная с большого.

Мы с тобой снежок лепили. Изображать, как лепят снежок.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показать руками круг.

И совсем-совсем не сладкий. Погрозить пальчиком.

Раз – подбросим, Подбросить воображаемый снежок.

Два – поймаем, Поймать воображаемый снежок.

Три – уроним Уронить воображаемый снежок.

И … сломаем. Топнуть ногой.

6. Слепим снеговика (Дети на фланелеграфе выкладывают снеговика из заготовленных фигур)

III . Рефлексия ООД

Педагог: Молодцы ребята! Со всеми заданиями справились. Зайчику очень понравилось. А вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Зайчик приготовил для вас сладкие сюрпризы. Ему пора домой. Давайте скажем ему до свидания!

Спасибо за занятие!

Неделя зимних игр и забав.

9.01.2018 вторник.

Утро.

Беседа «Весело зимой».

Задачи: уточнить представление детей о зимних играх-забавах; расширять словарь за счёт имён существительных (санки, лыжи, коньки, лыжники, фигурист, каток ).

Сюжетно-ролевая игра «Зимнее путешествие».

Задачи: учить детей объединяться в игровые группы. Формировать умение считаться с интересами товарищей.

Расширять представления детей о явлениях природы в зимнее время года, зимних забавах.

Рисование «Зимушка-хрустальная».

Цель: уточнить знания детей о зиме. Продолжать учить рисовать пейзаж, используя выразительные средства восковые мелки и акварельные краски. Учить эстетическому восприятию природы, проявлять творчество и фантазию.

Прогулка.

Наблюдение «Снег кружиться, летает, летает». Задачи: обратить внимание детей на разнообразие снежинок, обратить очередной раз на свойства снега, расширять словарный запас: пушистый, блестящий, липкий, рассыпчатый

Подвижные игры «Ловишки-елочки», «Два Мороза».

Задачи: формировать у детей умение ориентироваться в пространстве.

Труд: расчистка веранды от снега.

Дидактическая игра «Нарисуй столько же» (рисование на снегу).

Задачи: закреплять у детей умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Строительство из снега снежных построек, снежной крепости. Игры со снежными постройками.

2-я половина дня.

Разукрашивание раскрасок на тему: «Зимние виды спорта».

«Зима»

10.01.2018 среда

Утро.

Беседы о культурных традициях зимних игр в России.

Задачи: познакомить детей с традициями своего народа, вызвать желание узнать о них больше; расширить кругозор детей, познакомить с народными играми и забавами.

Лепка. « Веселые снеговики».

Цели: учить лепить снеговика, соблюдая пропорции, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, чувство товарищества.

Прогулка.

Наблюдение за погодой.

Задачи: предложить детям охарактеризовать погоду и ответить: «Всегда ли в солнечный день бывает мороз?» или «Всегда ли во время оттепели пасмурно?»

Наблюдение «Замораживаем воду»

Цель: показать детям, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твердый лед, а не в снег.

Народные игры «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Колечко».

Задачи: совершенствовать умение детей правильно выполнять игровые действия. Развивать быстроту движений и реакции, ловкость.

Спортивные упражнения

«Между снежками»

2-я половина дня.

Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Задачи: развитие интереса к сказкам, сказочным героям; создание эмоционального положительного настроения; развитие воображения.

Вечер загадок «Вы узнаете зиму»

Цели: воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

«Зимние забавы» (консультация для родителей)

Цели: дать представления родителям о видах и значениях зимних забав, дать рекомендации по их проведению.

11.01.2018 четверг

Утро.

Беседа с детьми на тему «Если хочешь быть здоров!»

Задачи: знакомить с зимними видами спорта; дать представление о значении физических упражнений для организма зимой.

Чтение сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Цели: углублять и расширять знания детей о творчестве С.Я. Маршака, воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Конструирование : «Снеговики из полосок».

Цели: продолжать знакомить с зимними видами спорта, учить делать снеговика из полосок, путем склеивания краев. Обобщать знания детей о зиме.

Прогулка.

Наблюдение за живой природой. Наблюдение за снегирями.

Задачи: расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей, читать стихи и загадки про снегирей.

Подвижные игры «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Кто быстрее?»

Задачи: учить детей соблюдать правила игры. Развивать речь, ловкость и быстроту реакции.

Труд: украшение построек цветной водой.

Спортивная игра хоккей с мячом.

Задачи: учить детей ведению мяча клюшкой, обведению препятствий, выполнению пасов партнеру. Развивать координацию движений, ловкость, воспитывать выдержку.

Игры со снегом: постройка снежного дома.

2-я половина дня.

Чтение рассказа Ф.Губина «Горка».

Задачи: продолжать приучать детей слушать рассказы; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Литературная викторина «Что? Где? Когда?»

Цели: уточнить представления детей о зимних видах спорта, приучать действовать в соответствии с правилами игры.

12.01.2018 пятница

Утро.

Беседа на тему «Лесная сказка».

Задачи: закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

Рассматривание картин русских художников с изображением зимних пейзажей, иллюстраций к сказкам о зиме.

Рисование « Весело качусь я под гору в сугроб».

Цель: учить детей передавать сюжет доступными графическими средствами. Развивать композиционные умения: рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами (И.А. Лыкова, стр.116).

Прогулка.

Наблюдение : природа зимой.

Задачи: продолжать знакомить детей с характерными особенностями природы зимой. Учить детей любоваться красотой зимней природы и рассказывать о своих чувствах.

Наблюдение

«Получаем талую воду»

Цель: показать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода.

«Снежные сооружения» - совместная работа воспитателей с детьми по сооружению горки для катания и дорожки для скольжения, с последующим поливом их водой.

Подвижные игры «Мороз красный нос», «Поймай снежинку»,

«Горелки», «Заря – заряница»

Цели: поддерживать интерес к русским народным подвижным играм, учить выполнять правила игры, проявлять дружбу и взаимопомощь, воспитывать организованность, дружеские отношения.

Печатание на снегу.

Задачи: развивать фантазию, точность движений, чувство ритма при составлении рисунка на снегу (на ровной поверхности снега с помощью разных форм составить узор или картинку, рассказать, что получилось).

2-я половина дня.

Заучивание стихотворений, посвященных зиме.

Задачи: работать над повышением выразительности речи детей. Развивать память, артистические способности.

Игра-экспериментирование . Опыты «Снег, лед и вода», «Следы на снегу».

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать наблюдательность, внимание и речь детей.

Неделя зимних игр и забав.

Интегрированное занятие в старшей группе "Зимние забавы" (Связная речь + аппликация)

Составили: Бондарева Е.А.(логопед 1кв.кат.) и Мальцева Т.В. (воспитатель 1кв. кат.)

Цель : закрепление знаний детей о зиме.

Задачи:

Познание. Закрепить знания о времени года зиме, ее приметах.

Коммуникация: Учить подбирать однородные определения и глаголы.

Развивать диалогическую речь. Совершенствовать умение чётко отвечать на вопросы.

Учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.

Совершенствование коммуникативных навыков , установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению.

Художественно – творческие. Учить детей вырезать круги из квадратов, аккуратно наклеивать их на бумагу. Закреплять правила работы с ножницами.

Физкультура. Формировать двигательную активность, гибкость пальцев, кистей рук, умение подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.

Социализация. Способствовать накоплению эмоционально положительного опыта. Воспитывать у детей доброжелательность, умение выполнять совместное задание.

Предварительная работа . Наблюдения, игры, постройки из снега снеговиков, крепости; беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях.

Материал: ватман синего цвета, квадраты, ножницы, клестер, кисточки, клеенки, мячи.

Ход занятия .

1 часть. Педагог: Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Л: говорит несколько пословиц о дружбе

Дружба - самое дорогое сокровище.
- Дружба дороже денег.
- Без друга в жизни туго.
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Человек без друзей, что дерево без корней.

Посмотрите, какая красота! (показываю иллюстрации или слайды с зимними пейзажами)

Скажите, какое время года на этих фотографиях? (Зима. Это зима.)

Вы любите зиму? (ДА)

Летом я ездила на юг и познакомилась с ребятами из южного детского сада, а вчера я получила от них письмо. Они пишут, что не знают, какая у нас зима.

Как же помочь им узнать о зиме? (Рассказать, нарисовать, написать, снять фильм) Правильно. Давайте составим для них рассказ о зиме, но сначала вспомним все об этом прекрасном времени года.

Давайте представим, какая зима.

Закроем глаза и послушаем музыку. Что вы представили?

Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме?

(Зимой холодно и много снега, водоемы покрыты льдом.)

Что такое лед? Что такое снег? Каким он бывает? ((Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый) А какими бывают снежинки? На что они похожи? (возьмите снежинки)

Дыхательная гимнастика.

Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозом
Полетели, закружились
Ледяные звезды.

А вы умеете правильно дуть? Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:

Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Доскажи словечко»

Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.)

На посёлки, на лужок

Все снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка -. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)

Повторите все родственные слова к слову СНЕГ.

Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :

осенью бывает листопад, а зимой…. снегопад
–летом бывает дождь, а зимой…снег
–весной снег тает, а зимой…падает
–летом катаются на велосипедах, а зимой… на санках
–весной лес просыпается, а зимой… спит
–летом катаются на роликах, а зимой… на коньках
–летом бывает жарко, а зимой… холодно
–осенью деревья разноцветные, а зимой… белые, голые
–летом растут цветы, а зимой… сугробы
–летом купаются, а зимой… лепят снеговика
–весной насекомые просыпаются, а зимой… прячутся

Физкультминутка.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Скажите, а можем мы рассказать ребятам из южного детского сада о своих любимых зимних забавах? Что мы любим делать зимой? (Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика…)

Мы с вами вспомнили какая погода зимой, в какие игры вы играете.Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

Наступила суровая зима. (Теперь вы придумайте свои предложения) .

К нам в гости пришла зима. Зимой идет снег. Деревья спят, стоят голые, без листьев. Они покрыты снегом как пуховым одеялом или меховой шапкой. На улице мороз, холодно. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Посмотрите, какой замечательный рассказ у нас получился.

2 часть А сейчас мы поиграем со снежками. Возьмите по одному снежку и вставайте в круг. Повторяйте движения за мной.

Я снежком круги катаю

(между ладоней)

Взад-вперёд его гоняю

(смена рук)

Им поглажу я ладошку

(соответственно)

Будто я сметаю крошку,

(смена руку)

И сожму его немножко,

(соответственно)

Как сжимает лапу кошка

(смена рук)

Каждым пальцем шар прижму

(соответственно)

И другой рукой начну

(смена рук)

А теперь последний трюк:

Снежок летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

Поиграли со снежками. Скажите, пожалуйста, а что можно построить из снежных комков (снеговика, снежную крепость, горку) Правильно. Давайте мы с вами построим снежную крепость и покажем ее ребятам из южного детского сада. Из чего мы построим крепость? (из бумаги) Ребята, а какой формы снежки? (круглой) А круги мы с вами будем вырезать из квадрата. Посмотрите, пожалуйста, я вам покажу, как мы будем это делать. Работаем с ножницами очень аккуратно. Берем ножницы и срезаем у квадрата уголки, немного их закругляя. Получился круг, теперь мы его намазываем клеем на клеенке и приклеиваем, прижимая салфеткой. Первый комок в нашей крепости заложен. Приступаем к работе.

Дети выполняют задание.

Ребята, посмотрите какая большая крепость у нас получилась. Молодцы. Всем спасибо.

Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?

Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю наш рассказ о зиме и крепость моим знакомым ребята в южный детский сад.

Предварительный просмотр:

Познание.

Формирование целостной картины мира

в старшей группе

«Зима. Зимние забавы»

Подготовила воспитатель

Охотникова Елена Владимировна

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Лексическая тема: Зима. Зимние забавы

Программные задачи: формировать представление детей о зимних явлениях в живой и неживой природе. Расширять кругозор детей, пополняя их словарный запас. Показать взаимосвязь изменений в природе зимой. Развивать память, мышление. Воспитывать интерес к играм зимой.

Словарь: мороз, лепить, санки, снежная крепость, дружно, весело.

Оборудование: игрушка – Незнайка, картинки с изображением зимней природы.

Ход занятия.

  • Вводная часть.
  • Организационный момент.

В – ль: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила Винни-Пуха. Он шёл к нам обиженный, грустный.

Что случилось, Винни? Может тебе нужна помощь?

Винни-Пух: В нашем лесу надо мной все смеются. Они говорят, что я многое не знаю, иногда что – то путаю.

В – ль: Ты не расстраивайся, Винни, оставайся с нами, узнаешь много нового и интересного. А когда придёшь в свой лес, то расскажешь всем своим друзьям, что ты узнал.

Винни Пух: А я знаю приметы зимы. Зима – это, когда распускаются почки, появляется травка, поют птички.

В – ль: Правильно ли говорит Винни-Пух?

Дети: Нет, это происходит весной.

В – ль: Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело.

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый.

  • Основная часть.
  • Знакомство с признаками зимы.

В – ль: Вот, что такое зима. Зима - это самое холодное время года. Перелётные птицы улетели в тёплые края, деревья стоят голые, только ели и сосны зелёные. Солнце светит не часто и не так ярко, как летом, поэтому с каждым днём становится всё холодней. Замерзают лужи, реки, озёра, идёт снег. Природа замирает. Под снегом зимуют семена трав, цветов, луковицы растений, корни деревьев. Насекомые спрятались в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю.

Винни-Пух: Вспомнил, зима длится – март, апрель, май.

В – ль: Опять, Винни, ты всё перепутал. Зима длится – декабрь, январь, февраль. Сейчас какой месяц?

Дети: Декабрь.

В – ль: Правильно, декабрь. А это значит, что бывает только зимой?

Дети: Снег, мороз.

В – ль: Какая погода зимой?

Дети: Холодная, вьюжная, морозная, снежная.

В – ль: Винни-Пух, когда ты жил в своём лесу, дома у тебя на окнах были нарисованы узоры?

Дети: Да, и очень красивые. Кто их нарисовал, я не знаю.

В – ль: Так вот, эти узоры нарисовал невидимый художник. А зовут его «мороз». Он приходит в дома ночью, когда все спят и начинает свою работу, а утром люди просыпаются и радуются рисункам на окнах. Узоры на окнах нарисованы не красками, а льдом. Прикоснёшься к нему пальцем и лёд тает.

В – ль: Винни, а тебе не холодно? Сейчас зима, а ты совсем раздетый.

Винни: Зимой ничего не надо одевать, только майку, шорты и босоножки. Я одет по погоде.

В – ль: Нет – нет! Винни-Пух, ты не прав. Ребята, так как одет Винни- Пух, когда одеваются?

Дети: Летом.

В – ль: Что же нужно надевать холодной зимой?

Дети: Шапку, шубу, тёплые сапожки, варежки и шарфик.

В – ль: Понял, Винни-Пух. Вот, если ты пойдёшь с нами на прогулку, мы тебе поможем одеваться.

Винни-Пух: Ой, столько много одежды надевать. Пока оденешься, и вечер настанет, я поиграть не успею. Да вы сами сказали, что зимой очень холодно. Лучше я буду в комнате играть.

В – ль: Винни-Пух, зимой дни становятся короче, а ночи длинней, солнышко светит редко и не так тепло, быстро наступает вечер, становится темно. Но, наши ребята, успевают и позаниматься и поиграть. Правда, ребята?

Дети: Да.

Винни Пух: А во что вы играете?

Дети: В разные игры.

В – ль: Винни, ребятам так нравится зима, они даже не хотят уходить с прогулки. На улице так красиво.

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Лёгкие, пушистые

Белые…(снежинки).

Винни Пух: Знаю, знаю. Я, когда – то зимой столько много снежинок набрал и даже сделал букет.

В – ль: Винни, что – то сегодня всё перепутал. Зимой можно кататься на санках, на лыжах и коньках, играть в хоккей, рисовать палочками на снегу, строить крепости из снега. Вы, наверное, помните ребята, что когда идёшь по снегу в морозный день, а из – под ног слышится странный звук. Вы знаете, что это? Волшебный снег, какой?

Дети: снег скрипучий, хрустящий, пушистый, белый.

В – ль: Почему снег блестящий? Может его Мороз – волшебник лаком покрыл? (дети высказывают своё мнение). Мы с вами уже говорили, что зимой солнце светит мало, но всё равно попадает на снежинки и они блестят, искрятся. Когда на улице нет ветра, снежинки тихо-тихо падают на землю, а только дунет ветерок, полетели снежинки, закружились в хороводе, попадая нам, то на нос, то на шею. (Давайте и мы с вами превратимся в снежинок и полетаем: 1 -2 -3 покружились и в снежинок превратились).

  • Физминутка.

В – ль: Что же будет со снежинкой, если она упадёт нам на тело?

Дети: Снежинка растает.

В – ль: Правильно! Послушайте стихотворение.

Белая узорная,

Звёздочка – малютка.

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звёздочка,

В воздухе немножко,

Села и растаяла,

На моей ладошке.

В – ль: О чём это стихотворение?

Дети: О снежинке.

В – ль: Видишь, снежинка в руках тает, букет нельзя из них собрать. Какими словами сказано про снежинку? Какая она?

Дети: Белая, узорная, звёздочка – малютка.

В – ль: Видите, ребята, как поэт красиво описывает снежинку. Снежинки летают, летают, покрывая землю, деревья снегом. А что же происходит зимой с деревьями?

Дети: Деревья спят.

В – ль: Правильно! Снег укрыл их и они заснули. Как вы думаете, снег приносит пользу?

Дети: Да, приносит.

В – ль: Мы знаем, что большое количество снега, выпавшего на землю, может привести вред: машинам, пешеходам трудно идти, погибнут растения. Но снег, ребята, может приносить пользу. Чтобы росли деревья, кустарники, цветы, которые остались зимовать в земле, необходимо вода. Откуда берётся вода? Она поступает в землю с дождём, тающим снегом, потом просачивается сквозь поверхность земли и так поступает ко всему живому. Снег не просто падает на деревья, травку и цветы. Он служит им одеялом. Он укрыл их, и им стало тепло, ни какой мороз и стужа не страшен. А с наступлением весны, этот снег растает и получится вода, которая нужна для орошения полей.

Винни Пух: Я теперь знаю, что такое снег? Помню, когда – то мне рассказывал мой дед, что они воду брали из снега, растапливали снег, кипятили на огне и пили. А для чего ещё нужен снег?

В – ль: Наши ребята, очень любят играть со снегом, строят крепость из снега, лепят снеговиков. Чтобы построить снежную крепость, сначала нужно слепить маленькие комочки, потом ребята покатают их по снегу и получается большой снежный ком. А, если поставить рядом несколько таких снежных и получится снежная крепость. Как интересно смотреть друг на друга через стенки ледяной крепости, которую легко сделать снежной, только нужно облить водой её. Тогда крепость станет твёрдой и прозрачной.

В – ль: Наши ребята, Винни, много зимних игр знают – это катание на санках и игра в снежки. Очень любят ребята сбивать сосульки с крыш. Знаете ребята, как получаются сосульки. Когда пригреет солнышко, снег на крыше начинает таить, капать с крыш, а потом, когда станет холодно, водичка, которая капала с крыш, превратится в сосульку. Сосульки бывают разные: большие и маленькие.

Винни пух: Этого я не знал.

В – ль: Чего только ребята не придумают зимой. Очень нравится им съезжать вниз по ледяной горке. Такой смех слышится вокруг.

ВинниПух: Теперь я всё знаю о зиме, что зима – это чудесное время года. Много радости и смеха приносит она.

  • Заключительная часть.

В – ль: Про зиму написано много книг, художники пишут картины. Всем весело зимой, потому что приходит Новый Год, а вместе с ним Дед Мороз с ёлочкой и подарками, и Снегурочка со своими подружками – снежинками и лесные жители. И все вместе веселимся на Новогоднем празднике.

В – ль: Пойдём, Винни, с нами на прогулку, ребята покажут, как они строят крепости, катаются на санках. Тебе это понравится.

Список использованной литературы

1.Скоролупова О.А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Зима». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.


Цель:

Содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.

Задачи:

Познавательные:

Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

Коррекционно-развивающие:

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
- совершенствовать навыки словоизменения;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

Костюмы Зимы, Медведя, бумажные снежинки и снежки (на каждого ребёнка),
картинки (в названиях которых первые звуки: З, И, М, А, С, Т, У, Ж, А, С, Н, Е, Ж, О, К),
картинки для игры «Без чего не бывает зимы?»,
4 бума,
фитбольные мячи (на каждого ребёнка),
бубенчик,
аудиопособия «Горелки.
Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет»,
«Колыбельные» (Е. Железнова).

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед:

Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо – опуская руки вниз.

Проверка домашнего задания

Вспомните, что вам надо было сделать дома (нарисовать ёлочку). Предлагаю разместить рисунки на выставке. Давайте ими полюбуемся. Молодцы!
(Логопед уходит подготовиться к роли Зимы).

1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.

Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
Слышите? Кто-то стучит (Логопед выходит в роли Зимы). Смотрите, кто к нам в гости пожаловал? (Зима). Здравствуй, Зимушка – зима!

Зима:

Здравствуйте, ребята. Вы рады мне, друзья? (Да, мы тебя всегда ждём). Вы знаете, ребята, чем я отличаюсь от весны и лета, что приношу с собой? (называют признаки зимы).

Я зимушка – зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки слёзы,
Для зверей – зимовье
И под снегом озимь,
Зимнюю одежду людям,
Чтоб не мерзли.

Инструктор по физической культуре:

Зимушка - зима мы приглашаем тебя сегодня с нами веселиться и играть. А начнём мы с хоровода.

Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»

Становись в хоровод,
(Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу)

Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу
(Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)

Весело кружиться.
Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней,
(Дети изображают скачущих коней)

По полю помчимся.
Маме с папой до земли
(Дети выполняют поклон)

Низко поклонимся.

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Зима:

Молодцы! Ай да хоровод завели! А сейчас попробуйте отгадать мою загадку:

Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)

Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.

Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!»

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Я хочу знать, чем ещё ребята занимаются зимой?
(катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»...)

Артикуляционная гимнастика

А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.

«Снеговики радуются морозу»

Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.

«Горка»

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Горка закрывается - открывается»

Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.

«Саночки»

Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

Дыхательная гимнастика

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

«Подуй на снежинку»

Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).

Игра «Кто быстрее отгадает слово?»

Я предлагаю вам по первым звукам (в названиях картинок) отгадать слова:

Зяблик, игла, машина, автобус – ЗИМА.
Санки, туча, утюг, жаба, арбуз – СТУЖА.
Сахар, небо, ель, жук, обруч, клубок – СНЕЖОК.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ

Инструктор по физической культуре:

Смотрите, снег идёт. Какой снегопад! Давайте слепим снежки и поиграем с ними (имитируют лепку снежков).

Зима:

Какие красивые снежки получились! (раздаёт детям «снежки»).

Упражнение «Снегопад»

Дети повторяют стих и подкидывают снежок вверх (на каждую строчку - 4 раза).

Снего – снего – снегопад,
Каждый очень – очень рад:
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.

4. ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

Зима:

Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель... (метёт).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Деревья зимой... (спят).
Под снегом травка зимой... (греется).
Зимой насекомые... (прячутся).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы без чего не бывает зимы?

Упражнение «Без чего не бывает зимы?»

Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать:
«Не бывает зимы без... (снега, сосулек, санок, горки,…)».

Молодцы! Продолжим играть.

Игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение.

1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

5. РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ

Инструктор по физической культуре:

Перед нами снежные сугробы. Как нам пройти? (Их надо перепрыгнуть).

Зима:

А сможете ли вы перепрыгнуть на обеих ногах каждый сугроб? Хочется проверить.

«Перепрыгиваем сугробы»

Прыжки через 4 бума (поочерёдно через каждый). Повторяется 2 – 3 раза.

Так много снега вокруг. Давайте слепим большие снежные комья (имитируют лепку комков). Какие большие комья. Давайте их покатаем.

Положить фитбольный мяч на пол перед собой и оттолкнуть его от себя. У кого дальше прокатится, тот победитель.

Теперь мы на снежных комьях можем полежать.

Упражнение «Самолётик»

Выполняется на фитбольном мяче. Лечь грудью на мяч, ноги вместе, руки разведены в стороны. Под счёт 1-5 надо удержаться на мяче. Повторить 3-4 раза.

6. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Зима:

Вы были ловкими и быстрыми, теперь мы отдохнём. Присядем на скамейку. Ребята, в старину в России на праздниках не обходились без весёлых скоморохов, нарядного Петрушки, а так же на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, и к нам кто-то идёт.

(Инструктор по ф.к. выходит в роли Медведя). Кто к нам пожаловал?
(Медведь). Здравствуй, Мишка - медведь!

Медведь:

Здравствуйте!
Я пришёл к вам на веселье
Поиграть, потешить вас.
Вы похлопайте, ребята,
Ноги сами рвутся в пляс! (Медведь пляшет).
А сейчас созываю детвору,
Предлагаю вам русскую игру.

Русская народная игра с пением «У медведей»

(Фонограмма «У медведей» - аудиокассета «Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет». С. Железнов, Е. Железнова).

Дети выбирают (можно считалкой) двух водящих «медведей». «Медведи» спят, а остальные дети ходят в произвольном направлении. После песни «медведи» берутся за руки и ловят детей, обхватывая их руками. Двое пойманных будут водить.

Зима:

Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю вам показать Мишке, что же вам нравится зимой.

Игра «Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой?
(Хлопки)

Белые полянки.
(Развести руки в стороны)

И на горке снеговой
(Поднять руки вверх, показать «горку»)

Лыжи или санки (2 р.)
(Ходьба лыжника)

Что нам нравится зимой?
(Хлопки)

Мягкие сугробы,
(Показать сугробы)

Чтоб копаться день–деньской
(Имитировать копание снега лопатой)

Крепость делать чтобы (2 р.)
(Лепить снежки)

Что нам нравится зимой?
(Хлопки)

Потеплей одеться,
(Имитировать одевание одежды)

В шубке тёплой меховой,
(Похлопать ладошками по одежде)

На морозе греться (2 р.)
(Прыжки)

Медведь:

Ох, меня вы рассмешили
И немало удивили.
Ведь медведь я не простой,
Я не сплю в лесу зимой.
Я по праздникам хожу,
Весь народ я веселю!
А теперь уж мне пора,
До свидания, детвора!
(Медведь уходит).

Зима:

Мне очень понравилось с вами веселиться и играть. А вам?
Что вам понравилось больше всего? Какие игры со мной вам запомнились?
(дети отвечают).
Домашнее задание. Мне хочется, чтобы вы дома нарисовали то, что вам сегодня больше всего понравилось.
А я загляну к вам очень скоро и полюбуюсь вашими рисунками. А теперь нам пора прощаться. До свидания, ребята... (Инструктор по ф.к. возвращается, сняв костюм Медведя).

7. РЕЛАКСАЦИЯ

Инструктор по физической культуре:

Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.
«Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,
С Зимушкой - зимой попрощались, в группу отправлялись.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сонник пить чай в компании
К чему снится кушать торт
К чему снится ругаться во сне?