Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Два предложения из сказки с предлогами. Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей

Настя Говорун

Существительные обрадовались, что наконец-то они свободны. И вот, когда слово кошка предложила им отпраздновать это, у неё получилось:
— Давайте нас будет праздник!

Никто не понял, что сказало слово.

Тогда слово рыбка решило всё объяснить еще раз:
- Вы ничего не поняли предлога.

Но сказать «из-за предлога» оно не смогло. Предлогов ведь нет.

И тогда существительные решили найти предлоги. Но долог путь к изгнанным предлогам, ведь они поселились на необитаемом острове.

Наконец-то, мы вас нашли! - закричало существительное земля. Вот так вот.

Конечно, предлоги вернулись, но все существительные теперь обязаны слушаться их.

Полина Бакши

Надо позвать нашего короля Предложение!

И вдруг, земля затряслась, всё зашумело, загрохотало, вошёл король и сказал:
-Нельзя воевать против друзей, иначе люди не смогут нас прочитать!

А местоимение Я заявило:
-Я хочу жить не по правилам, а по своей воле!

Король возразил им и приказал:
-Вы обязаны прислушиваться к предлогам, если хотите жить мирно!

Денис Саразов

В тот же момент существительные не смогли пошевелиться.

А как вы думаете, почему? Да потому, что они не смогли больше изменяться, они могли только говорить.

А предлоги шли своей дорогой, они были в обиде на имена существительные. Но потом предлогам стало жаль всех, и они вернулись в королевство.

Больше никто их не думал выгонять.

Груня Мещерякова

Теперь в этом царстве всё шло наперекосяк.

Сначала Предложный падеж пошёл на работу, а предлогов нет.

Как? Как я буду работать? – спросил он. И подумав, решил. - Попробую разобраться без предлогов!

Но нет, без предлогов - никак. Тут к нему подошли существительные и сказали:

Нам надо вернуть предлоги на работу. Без них невозможно.

Петя Захариков

Существительные с местоимениями начали спорить, кто станет королём.

Местоимения себя на трон предлагали, а существительные тоже не хотели уступать. И развязалась война. Эта война длилась много лет. И когда все устали воевать, появились глаголы.

Местоимения решили объединиться с существительными и воевать против глаголов. Они спрятались в замке, потому что глаголы побеждали их. Но тут предлоги пришли на помощь существительным и местоимениям. И они все вместе победили.

В благодарность за помощь, существительные и местоимения решили вернуть предлоги.

Аня Никитенко

Пошли предлоги по горам, по полям да по равнинам. А тем временем в царстве шёл спор.

А я сейчас в Дательном падеже, - кричало слово кошке.
- Нет, ты сейчас в Предложном падеже, - возражало слово луна.
- А я в Винительном!
- А я в Родительном! - слышалось со всех сторон.
- Тихо!!! - вскричал Восклицательный знак.
Все притихли.
- А почему вы не спросили, в каком вы падеже, у предлогов?
Ведь спросишь ты, кошка, у «о» или у «в» и все прояснится.
- Мы выгнали предлоги, - крикнул кто-то в толпе.
- Так надо же их вернуть!!! -? сказал Восклицательный знак.

Так и вернули предлоги.

Саша Рябова

Однажды пришли предлоги в царство слов, а их оттуда прогоняют.

Но как так можно?! - спросил предлог «в». - Вот так. Мне повелел король, - сказал охранник. - Ну ладно, - смирились предлоги и пошли в долгий путь.

Они добрались до другого королевства. Там их приняли хорошо, и жилось им сладко.

Но однажды приехал посыльный и сказал:

В нашем королевстве без вас скучно. Возвращайтесь к нам!

И предлоги решили: «Раз грамматика хромает, и смысла сказанных слов без нас не разберешь, давайте вернемся!»

Умные и вежливые предлоги вернулись домой.

Тимофей Тюрпенко

Без предлогов в царстве слов все перестали понимать друг друга.

Например:

Дай мне книжку полки.
- Где? - переспрашивают говорящего.
- Вон там, полке.
- Какой полке?

И все стали обижаться друг на друга, пока предлоги не вернулись.

Кирилл Мякотин

Когда исчезли предлоги, существительные и местоимения обрадовались. Они радостно кричали, что больше ни от кого не зависят. Так продолжалось два дня.

А предлогам было не до радости и не до веселья. Сначала все они отчаялись. Но один предлог встал и сказал:

Мы должны вернуться в царство, или без нас не будет предложений!

Когда они пришли, существительные не хотели их пускать:

Мы ни от кого не зависим, - кричали существительные и местоимения.

Но предлоги им доказали, что без них не будет предложений.

И все стало, как раньше.

Маша Чернэ

И предлоги были изгнаны из этого царства. Сразу же началась неразбериха. Все перепуталось, перемешалось. Люди перестали понимать друг друга. Везде царил хаос. Существительные и местоимения задумались над своим поступком. Ведь речь без предлогов потеряла смысл. И тогда существительные и местоимения извинились перед предлогами. Предлоги вернулись, и все были счастливы.

Ксюша Макаревич

И все изменилось. Всё потеряло свой смысл. Все поняли, что без предлогов не обойтись, и выгонять их было нельзя. Местоимения и существительные попросили предлоги вернуться. И те согласились.

Джейсон Третьяков

И вот побрели предлоги через леса и луга. Наконец, они дошли до царства предлогов и вошли в замок. Но там никого не было. Они узнали, что их король поехал к существительным и местоимениям, и пустились догонять его.

Оказалось, что без предлогов местоимения и существительные не смогли составлять предложения. И пришлось им всем подружиться вновь. Все веселились, и всем было хорошо. Все стало на свои места.

Эрика Куталия

Пошли существительные и местоимения к королеве и к королю предлогов и говорят:

Нам надоело, что предлоги нами все время командуют! Во-первых, они указывают нам, в каком падеже стоять. Во-вторых, они даже на вопрос не отвечают!

Местоимения и существительные свергли короля и королеву предлогов. Затем они подчинили себе все царство, и что тут началось… В школах дети начали писать с ошибками. Все отличники стали двоечниками, а двоечники - еще худшими двоечниками.

Но существительные и местоимения не успокаивались. И лишь спустя десять тысяч написанных букв пришёл бродячий предлог. Он все объяснил им. И все стало на свои места.

СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ.

Давным-давно в далёкой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ, Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом сл словами-предметами, отодвигаются от них всё дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

СКАЗКА О ДЕВОЧКЕ ПРИСТАВКЕ.

В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.


В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, в впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и её волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.

Дружба Морфем.

В чудесной стране Словообразование жили-поживали морфемы : Корень, Суффикс, Приставка и Корень. Стали они спорить: кто в каком слове живет?

Решили привести слово для проверки, Выбрали - половик. Стали распределяться.

ПОЛ – корень, ОВИК, а окончания и приставки нет. Возгордились Корень и Суффикс, изменяемая часть обиделась: «Я вас всегда выручаю! Подружил со всеми падежами!»

Да и приставке это не понравилось, но она промолчала.

Стали искать другое слово, нашли «РЕЖУ». Корень есть, окончание тоже. Суффикса – нет. Обиделся он: «Я вас помогаю вам выражать свои эмоции, Могу уменьшить, могу приласкать. А вы?». А скромница Приставка, молчавшая до сего момента, робко произнесла: «Я, конечно, не возражаю, но тоже образую новое слово. Без меня не сможете ни войти, ни выйти. А вы меня не берете!»

Пошли морфемы искать нужное слово. Ходили - бродили, пока не увидели Основу, которой рассказали все.

«Я могу вас помирить. Вы все очень важны, пусть не во всех словах бываете вместе. Давайте дружить, а буду всегда с вами».

С тех пор Основа, Корень, Суффикс и Приставка крепко дружат, хотя Окончание часто на них обижается. А вы, ребята, знаете почему?

СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ СУФФИКСЕ.

В давние-давние времена в далёкой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные, а доброго мог сделать злым, или, наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боялись его.

Однажды в город пришёл огромный великан . Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормить огромного великана, если он за один раз съедал стадо коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот обещал помочь.

На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и … сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул ещё раз раз…Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.


Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.

С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна.

Суффиксы ЧИК и ЩИК.

На большой планете Русский язык в стране Морфология и Орфография в замечательном городе Имя Существительное жили два брата, суффиксы ЧИК и ЩИК.

Ч – честный

И – инфантильный

К – красивый

Щ – щедрый

И – интеллигентный

К – капризный

И вот как-то раз два брата поспорили.
- Ты без меня ничего не сможешь! – сказал ЩИК. А ЧИК не любил ссориться и всегда мечтал иметь друзей.

Я пойду и найду себе друзей не таких грубых и жестоких,

Братья пошли в разные стороны: ЧИК налево, ЩИК направо. Долго они бродили и не находили себе друзей, но вдруг ЧИК встретилась компания букв Д, Т, З, С и Ж. Они подружились с ЧИКом. Когда ЩИК узнал об этом, то взял себе в друзья всех остальных жителей городка.

Вот так мы различаем на письме суффиксы ЧИК и ЩИК.

В существительных закон

Суффикс ЧИК очень уж умен,

Дружит только с Д, Т, З, С, Ж,

Суффикс ЩИК потом уже.

Корни ГОР - и ГАР - успели

Выбрать положение:

Без ударенья пишем О

Все мы без сомнения.

Нам приставочка нужна

Для образования

Уж премудрая, прекрасная

И, конечно, очень важная.

Морфологию мы знаем,

Потому что изучаем,

Очень рады каждой встречи.

Две подружки.

В одном преогромном государстве в пригороде города Словообразование жили-были две прелестные подружки, две приставки ПРЕ и ПРИ.

ПРИ всегда обозначала присоединение, приближение, неполноту действия или близость. А ПРЕ дружила со словом ОЧЕНЬ, а еще у нее была сестра-приставка превредная ПЕРЕ. Вот она всегда и пыталась разлучить подруг, и как-то раз у нее это получилось…

Когда ПРЕ гуляла в буквенном саду и любовалась природой, ПЕРЕ сказала ей:

Твоя подруга уезжает из нашего прекрасного государства. Она даже не хочет с тобой попрощаться.

ПРЕ очень расстроилась и хотела пойти попрощаться с ПРИ, но сестра ее отговорила, ссылаясь на то, что уже претемный вечер.

ПРИ же ничего не подозревала, она преспокойно легла спать. Ночью ПЕРЕ прибыла к ПРИ и заплакала:

Твоя предобрая подруга уехала из города, Тебе нужно найти ПРЕ!

ПРИ присела на кровати, всплакнула и отправилась за подругой. Вот с тех пор две подруги ищут друг друга.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

Здравствуйте, - говорит один, - я корень, а ты кто?

А я тоже корень, - отвечает другой.

Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?

А я живу в словах, - ответил второй.

Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! – Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня «лет»

Подумаешь! – не унимается первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать–то нельзя! – не сдаётся второй.

Услышали их спор люди и говорят:

Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

СКАЗКА ПРО ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Всё было хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.

И вот однажды проходил мимо суффикс ок . Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про своё житьё-бытьё. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денёк-другой. Привёл его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок , лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.

А тем временем мимо проходила приставка под. Идёт, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно её стало, решила она заглянуть на огонёк. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку и заботу, и сама рада остаться. Так и зажили они втроём: приставка под, корень лес и суффикс ок – подлесок . Хорошо им втроём живётся. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.

Но в одно солнечное утро появился у границ страны суффикс ник . Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чём дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моём доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда я – ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник . Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, - сказал он суффиксу ник .-Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок, подлесок, лесник- родственники. И называетесь одним словом – однокоренные. Помирились приставки и суффиксы и стали жить дружно. А потом к ним ещё много других приставок и суффиксов в гости заходило.

ВОСКЛИЦАНИЕ.

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

У меня большие неприятности, - сказал Ноль. – Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль и без палочки.

Ах! – воскликнул Восклицательный знак. – Это ужасно!

Мне очень трудно, - продолжал Ноль. – У меня такая умственная работа…При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

Ох! – воскликнул Восклицательный знак. – Это чудесно!

Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. – У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?

Эх! – ещё больше обрадовался Восклицательный знак. – Это действительно чудесно.

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: О! А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

АЛФАВИТ.

Давным-давно в древние времена жили племена букв. Мир усовершенствовался, а буквы так и жили родовыми общинами. Уже в стране появилась королева Лингвистика, а буквы так и жили родовыми общинами.

Позвала их королева к себе. Сначала она их посчитала, оказалось 33 буквы. Лингвистика и говорит им: «Я хочу улучшить жизнь ваших племен. А они ей в ответ: «Уу-уа-мм...!». Говорить то они не умеют. Отправила их королева домой, а сама стала думать, что делать. И придумала.

На следующий день опять позвала буквы к себе: «Теперь вы будете жить отдельно, вам построили 33 дома, и вы в них будете жить по порядку. И ходить строем. Вскоре мы выучим ваши имена. А для того, чтобы вы быстрее научились говорить, мы наймем вам репетитора»

И с того момента в стране Лингвистика появилась улица Алфавит, которая так нам необходима.

МЯГКИЙ ЗНАК.

Живёт в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово «ел» превращается в «ель», а консервная банка стала тёплой банькой.

Расхвастался Мягкий знак: «Я, дескать, самый волшебный». Но некоторые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был «лук» стал «люк», был «мал», стал «мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратиться.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть

Кон, конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах

Не напишешь мягкий знак.

СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ УДАРЕНИИ.

Собрались однажды в волшебной стране слова, стали веселиться и танцевать. На свой праздник они пригласили знаки препинания, буквы, звуки, но позабыли про старого волшебника Ударение. Узнал тот о празднике и очень обиделся. Решил волшебник Ударение отомстить словам. Вот появился он в самый разгар праздника посреди площади, где собрались гости, и заявил, что он самый важный и значимый. Как могли позабыть про него? Замолчали все присутствующие и задумались. А потом сказали, чтоб он не зазнавался, что совсем не понятно словам, почему ударение так важничает?

Кто вы такие? Как я не важен? Если меня не будет в словах, вас и прочитать-то не смогут правильно! Если я захочу, то смогу изменить вас до неузнаваемости! Тогда вместо одного слова появится совсем другое.

Поутихли слова, стоят и немного боятся. Уж больно страшен вид старого волшебника Ударения. Может, он сказал правду?

Но тут на середину зала вышел замок.

Я не боюсь тебя, волшебник! Как ты можешь на меня повлиять? Если я вишу на двери, никто не проникнет в дом. Я подчиняюсь только ключу.

Рассмеялся волшебник и ударил по замку волшебной палочкой, да так сильно, что перескочило ударение с гласной О на гласную А – замок превратился в древний замок. Ахнули слова.

Вдруг из толпы вышли гвоздики.

Мы острые гвоздики. Острые, сильные и железные. Мы держим огромные брёвна. Можем скреплять мосты, стены домов и части мебели. Мы не боимся тебя. Нас много – ты один!

Волшебник Ударение усмехнулся и передвинул ударение с гласной О на гласную И – гвоздики исчезли и появились нежные красные гвоздики.

«Хватит, хватит, довольно! - закричали испуганные слова. – Мы верим, верим тебе, волшебник Ударение, и приносим свои извинения!»

Но волшебник не унимался. И вот вместо атласа появился атлас, исчезли стрелки часов, а на их месте появились отважные стрелки. Видят слова – плохо дело! Отвели волшебника на почётное место среди гостей, обещали никогда о нём не забывать.

ПОЧЕМУ Ё ВСЕГДА УДАРНАЯ.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, и закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под елью. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали с еловой ветки две огромные шишки. Они больно ударили букву по лбу, да так, что у неё на голове вскочили две шишки. И от этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему буква Ё всегда ударная и почему она ходит с шишками на голове.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Соединительные О и Е в сложных словах.

На окраине страны «Словообразование» расположился город Сложных слов. Со всей страны брели туда сложные слова, чтобы знать, как же правильно они пишутся.

Пришли слова зверь и ловить и сказали, что не хотят стоять рядом.

Какую же буквы вы хотите для соединения? – спросила королева.

Ваше Высочество, пусть это будет Ваш выбор, - ответили слова.

У королевы было две любимых буквы, О и Е. Она решила: «Пусть это будет Е».

Не понравилось это букве О:

Е выполняет двойную работу,- сказала она.- Когда Е стоит после твердой, она ее смягчает, а теперь еще будет и соединять основы. А я нет! Я тоже хочу мирить корни. Я хочу приносить пользу, пусть у нас с Е будет равный труд!.

Королева подумала и издала новую орфограмму: О пишется после твердых, Е после мягких, а также после букв Ц, Щ. На это О согласилась.

Вот так и появилась известная нам орфограмма: соединительные О и Е в сложных словах.

Почему отрицательная частица Не поссорилась с именами существительными?

В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором городке жило много существительных и только одна частичка НЕ.

Они вместе гуляли, играли, учили алфавит . Но однажды они поругались. Это произошло так… НЕ позвала своих друзей поиграть в мячик, но не все существительные согласились. Отказались те, которые являются отрицательными. Тогда НЕ предложила сыграть в прятки, но они опять отказались.

Почему вы всегда говорите, НЕТ? - возмущались остальные существительные.

Просто нам не нравятся ваши глупые игры, мы серьезные люди!- пренебрежительно отвечали отрицательные существительные.

Тогда я с вами больше не дружу!- гордо воскликнула НЕ. После этой ссоры отрицательные существительные не встречались с НЕ и ее друзьями, которые умели дружить несмотря ни на что.

Царство имен Существительных .

а) В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили одушевлённые и неодушевлённые существительные. Как-то они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно.

б) В одной стране жили слова Кто? и Что? Однажды все слова разбежались и стали веселиться. Они поиграли и потеряли свои названия. Стали спорить пушок с Пушком, шарик с Шариком. Долго они спорили. Потом вспомнили, что имена существительные можно разделить по группам: одушевлённые и неодушевлённые. Разделились существительные по группам и помирились.

в) В одном королевстве жили одушевлённые и неодушевлённые слова. Они дружили и никогда не ссорились. А в этом королевстве жила ведьма. Её никто не видел, так как она жила в глухом лесу. Она не любила тех, кто дружил. И она решила поссорить слова: послала им проклятие. Слова поссорились и неодушевлённые покинули это королевство. Одушевлённые решили их вернуть. Они долго искали своих друзей, и, наконец, нашли их в старом заброшенном доме, привязанных к столбам. Колдунья готовила зелье. Но напоить слова она не успела. Началось сражение. Колдунья была наказана за проклятье. Ей понравилось, что слова так дружно живут и она стала проситься жить вместе с ними и никогда больше не обижать никого. Слова приняли её в своё королевство.

В стране звуков.

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [йа], Ё [йо], Ю [йу], Е [йе].

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: БВГДЖЗИКЛМНПРСТФХЦ Ч Ш Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узна­вать все звуки и правильно их произносить.

Попробуйте!

Как звуки научились превращаться в буквы.

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной вол­шебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королев­ства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познако­миться с ее жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебно­му платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превра­щался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Кто важнее?

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

Конечно, мы важнее! - закричали гласные. - Без нас никто и рта не раскроет!

Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. - Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

А вот и получится! Например, М.

Разве только одно М, больше ничего!

И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

О...Е...И...А, - пропели гласные и смущенно умолкли.

Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.

Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по­

пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ.

Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.

А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в раз­ные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить -, и никак...

Кашлянули:

Кх! Чихнули:

Пчх! Хмыкнули:

Зачем-то позвали кошку:

Кс, кс, кс! И заскучали... Вдруг:

Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.

А-а-а! О-о-о! - кричали гласные. Они плакали, как малые дети:

Уа! Уа! Аукали:

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:

БДМ ВСГД ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже невнятное:

У-Е-Е-А-Е-Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все I равно мирятся.

(по А. Шибаеву)

Спор букв.

Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я.

Я самая главная, - сказала буква Я. - Потому что Я - это я.

И ничего ты не главная, - закричала буква А. - Ты стоишь

в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа... я самая главная!

И мы тоже поем, - выскочили буквы У, О, И, Ы.

Какие же вы главные, если из вас можно построить всего од­но слово - АУ, - сказала буква М. - А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МИМО, МУ-МУ.

А вот вышел твердый знак:

Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: со­ставляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. А что вы умеете делать, певцы? - спросил Ъ.

Мы, - хором ответили буквы А, О, У, Э, И, Ы, - обознача­ем гласные звуки.

А что вы еще делаете? - спросил строго Ъ.

Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.

А я, - пропищала И, - показываю мягкие!

Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастуниш­ка, что умеешь делать? - спросил Ъ у буквы Я.

Я показываю, что Я - это я, - ответила буква Я.

А какую работу ты умеешь делать?

Я... работу?.. Н-н-н-е знаю, - ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы - Ю, Е, Ё.

Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, - сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.

А что же вы умеете делать? - переспросил Ъ.

Мы умеем делать три работы, - сказала буква Ю.

Какие же?

Первая работа - мы обозначаем гласные звуки [а ], [о ], [у ], [э ], - сказала буква Ю.

Вторая работа, - сказала буква Е, - мы обозначаем, что пе­ред нами мягкий согласный звук.

А третья работа, - перебила буква Ё, - мы можем обозна­чать сразу два звука: [йа], [йэ], [йо].

Ну вы совсем молодцы: три работы делаете! - похвалил их Ъ. Не успел Ъ это сказать, как начали выскакивать все остальные

буквы: М, Н, Л, Р, Б, П, В, Ф... Они становились в ряд и громко кричали:

А что мы умеем делать?

Давайте разберемся, - сказал Ъ. - Начнем с тебя, - обра­тился он к букве М. - Что ты умеешь делать?

Буква М задумалась:

Я могу обозначать два звука, но только если у меня есть со­седка.

А без соседки? - спросил Ъ.

Без соседки не могу. Соседки мне помогают.

А как? - спросил Ъ.

Если после меня стоят буквы О, А, У, Ы, то я обозначаю твердый согласный звук. А если после меня стоят буквы Я, Е, Ё, Ю, Я или Ь, то я обозначаю мягкий согласный звук.

И мы все так, - хором закричали буквы, обозначающие со­гласные звуки.

Все ясно, - сказал Ъ.

Совсем и не все так, - заявили буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й.

Мы всегда обозначаем только твердые согласные, - сказали Ж, Ц, Ш.

А мы всегда обозначаем только мягкие согласные, - сказали буквы Й, Ч, Щ.

Ну вот мы и разобрались, кто из нас что умеет делать, -- ска­зал Ъ. - Только все мы дружно можем составлять слова. Все буквы главные на своей работе.

Парад букв.

Буквы всякие важны,

Буквы всякие нужны.

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.

Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в бук­вы и отправились на главную площадь.

Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля - АЛФА­ВИТ или королевы - АЗБУКА.

Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

О больших и маленьких.

Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Че­ловек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захо­тел познакомиться поближе со своими спасителями - буквами, но

не смог и разглядеть их, так они были малы. Тогда ученый достал пакет с таблетками. Это были удивительные таблетки. Съешь си­нюю, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать ма­леньким, то в ход идет белая. Много таблеток оставил им в благо­дарность ученый, и буквы охотно ими пользуются до сего времени. Но только если в этом есть необходимость. А какая может быть в этом необходимость, как вы думаете, ребята?

А вот какую песенку придумали большие буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают:

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг,

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело -

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!

(Е. Измайлов)

Но были среди букв осторожные братья - Мягкий и Твердый знаки. Они наотрез отказались есть волшебные таблетки, а потому никогда не становились большими. А вот буква Й - иногда, от слу­чая к случаю. Они и держались как-то обособленно. Однажды букве И пришлось даже утешать свою сестру:

Сказала Й сестре родной:

Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я ужасно редко.

Ну, редко - это не беда. Иные буквы никогда!

И много их?

Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так...

Не говори... Скажите вы, ребята!

(Правильно, Ъ, Ъи Ы.)

Вот какие интересные истории происходят в волшебной стране Азбуковедения.

Веселые рифмы.

Гласные - согласные

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке боюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс... - змеиный слышен свист.

Шшш... - шуршит опавший лист

Жжж... - шмели в саду жужжат.

Ррр... - моторы тарахтят.

Занятие 10.

Тема : Знакомство с предлогами

Цели :

    Знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях

    Закрепление знания о правописании предлогов

    Дифференциация предлогов и приставок

    Тренировка в назывании действий предметов

    Закрепление знания норм орфографии

    Развитие пространственных представлений

Ход занятия:

    Оргмомент

    1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Составление предложений из слов

    Составьте предложения из слов (работа на карточках)

    • Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.

      Ломать, буря, дерево. Нашел, червяк, грач.

      Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела.

Знакомство с темой занятия

  • Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными – экскаватор, электромонтер и короткими – сок, на, мак, в.

    Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, НА – это предлоги, слова, которые служат для связи слов в предложениях)

Сформулировать тему занятия и записать ее на доске

Основная часть

  1. Знакомство с темой занятия

    Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов), которые очень похожи на предлоги

Припоминание правила о правописании предлогов

    • Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово и ли вопрос – если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна. Например: в лесу – в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В – предлог.

Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.

  • Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно:

    • Положите книгу на стол.

      Положите карандаш на книгу.

      Положите ручку под тетрадь.

      Положите ручку стол.

  • Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол.

Закрепление знания о правописании предлогов

  • Чтение логопедом сказки о предлогах.

СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ

Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

    Логопед демонстрирует пособие «Предлоги»

Развитие пространственного восприятия

  • Давайте рассмотрим домик. Где живут предлоги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (дети объясняют значение каждого предлога)

В – положение предмета внутри чего-либо

НА – предмет находится на поверхности чего-либо

ПОД – предмет находится внизу, под чем-либо

НАД – положение предмета над чем-либо

С (СО) – совместность пребывания с кем-то или с чем-то

ОТ – удаление от какого-либо предмета или объекта

К – приближение к какому-либо предмету или объекту

      Нахождение предлогов в словосочетаниях (зад. 1, с. 10)

    Рассмотрите картинку и скажите, кто где находится по отношению к дому (шмель над домом, лошадь перед домом, корова за домом)

Физминутка

За лесом усатое море лежит, Дети показывают у себя усы

Волна за волною по морю бежит. Бег волны изображают кистями

обеих рук

Пройдет по волнам великан-пароход. Встать на носочки и показать себя

огромным, как великан-пароход.

И каждую каплю с собой унесет. Собрать воображаемые капельки в ладошку

    1. Игра «Найди маленькое слово»

    Подумайте и скажите, куда могла спрятаться кошка?

Логопед раздает карточки с изображением стола и стула. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.

Образец ответа : перед столом, за столом, за стулом, перед стулом, под столом, под стулом, на столе, на стуле, выглядывает из-под стула, из-под стола, спрыгнула со стула, со стола

    Запись словосочетаний на доске и объяснение написания предлогов

Индивидуальная работа по карточкам

  • Прочитайте текст загадки, вставив нужные предлоги. Спишите текст, отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях (работа на карточках)

Дом … улице идет. … подругами и сестрами

… работу нас везет. Приходит … гости … нам.

Не … курьих ножках. Рассказы, вести новые

А … резиновых сапожках. Приносит … утрам.

(автобус) (газета)

    Итог занятия (зад. 2, с. 10)

  • Наведите порядок в комнате, расставьте предметы по местам и запишите, что и куда вы поставили.

Тема: Употребление предлогов со словами на речевом материале сказок.

Цель: Выработать навык правильного употребления предлогов и записи их со словами

Задачи:

I. Коррекционные:

1. Тренировать в употреблении предлогов.
2. Обогащать словарный запас «сказочными выражениями».
3. Упражнять в установлении правильной последовательности фрагментов сюжета сказки.

II. Развивающие:

1. Развивать слуховое внимание.
2. Развивать зрительное внимание.

III. Обучающие:
1. Тренировать в правописании предлогов со словами.

Форма: урок-путешествие.

Оборудование:
маски к сказке «Колобок» (ПО, НА, С ЧЕРЕЗ, ЗА, ПО, В, ОТ),
ЦОР «Концерт-викторина»,
ЦОР-тренажёр «По дорогам сказок»,
схемы предлогов,
серии сюжетных картин к сказкам,
задание на карточке.

План занятия:
1. Орг. Момент
2. Цель занятия
3. Актуализация знаний
4. Физ. Минутка
5. Автоматизация знаний.
6. Применение знаний на практике
7. Итог

Ход занятия

1. Орг. Момент
(Вопросы записаны на доске)
- Для чего нужны предлоги?



2. Цель: Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам, а по пути попробуем найти ответы на поставленные вопросы.

3. Актуализация знаний

1 задание. Викторина



1.
(Песня Красной Шапочки)

2.
***
Он всегда живёт всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним сможешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой весёлый…. (Карлсон)

3.
(Песня Вини-Пуха)
***
С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит…
Это кто, скажите вслух!
Межвежонок… (Вини-Пух)

4.
***
У синьора Помидора
Льются слёзы от позора:
Не хватай за чубчик длинный
Ты озорного …. (Чиполлино)

5.
(Песня крокодила Гены)
***
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый… (Чебурашка)

6.
***
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?.. (Незнайка)

7.
(Песня Буратино)
***
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал … (Буратино)

8.
(Песня Бармалея)
(Песня Бабы-Яги)

2 задание. Актуализация знаний о предлогах:

Злые герои решили помешать сказкам. Они перепутали героев и последовательность в сказках. Нужно установить порядок в сказках. В этом деле нам помогут предлоги?

Какие предлоги нам могут помочь? (из, за, перед)
(приведение примеров словосочетаний с предлогами)

3 задание. Установить последовательность серии сюжетных картин
Дети внимательно читают задания, делают выбор и доказывают его, используя предлоги (из, за, перед).

4. Физ. минутка

4 задание. ИГРА - СКАЗКА «КОЛОБОК»
. Распределение ролей персонажей - предлогов: ПО, НА, С, ЧЕРЕЗ, ЗА, В, ОТ
. Установка оборудования (стульев), раздача масок предлогов по количеству играющих (см. приложение 1).
. Знакомство с правилами игры:



Ведущий читает сказку.

5. Автоматизация знаний

5 задание.
. Чтение и обсуждение правил игры
. Выполнение работы самостоятельно (по парам, в группах) с чётким проговариванием словосочетаний с предлогами.
. Подведение итогов игры.
. Правило написания предлогов со словами (предлоги со словами [существительными, прилагательными и местоимениями] пишутся раздельно) и способ проверки (если между предлогом и словом можно вставить другое слово, то это предлог и пишется он отдельно от слова).

6. Применение знаний

6 задание. Работа с карточкой:
. Прочитать задание.
. Разобрать образец.
. Приступить к работе самостоятельно.
. Проверка по цепочке с применением правил.

Найди спрятанные предлоги со словами, выдели их и выпиши правильно справа на ту же строчку

ПО АМБАРУ

7. Итог занятия
- Для чего нужны предлоги?
- С какими частями речи употребляются предлоги?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Как проверить написание предлогов со словами?


Приложение 1

ИГРА - СКАЗКА «КОЛОБОК»

ПЕРСОНАЖИ - ПРЕДЛОГИ: ПО, НА, С, ЧЕРЕЗ, ЗА, В, ОТ

ОБОРУДОВАНИЕ: стулья, маски предлогов по количеству играющих, текст сказки.

ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Играющие надевают маски и садятся на стульчики.
2. Автор читает текст сказки немного медленнее обычного выделяя словосочетания с предлогами.
3. Персонажи, заслышав в сказанном свой предлог, встают со стульчика и, оббегая его вокруг, снова садятся.
4. Таким образом, поступают все персонажи - предлоги каждый раз как услышат своё ИМЯ - предлог на протяжении всей сказки.

Текст сказки «КОЛОБОК»

Жили-были дед, да баба. Вот и говорит дед бабе: «Испекла бы ты, баба, колобок». А баба в ответ : «А муки то нет». А старик не унимается: «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби и наберёшь муки на колобок ». Баба так и сделала: по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала муки, замесила тесто на колобок , испекла в печи и поставила на окошко студиться.

Скучно стало колобку лежать на окне , вот он и покатился: с окошка на лавку, с лавки на пол, через порожек за дверь и покатился по двору за калитку , только его и видели. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц косой. Вот и говорит зайка: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ему в ответ : «Не ешь меня, косой, я тебе песенку спою». И запел свою песенку:

И покатился колобок дальше, только его и видели. Катится колобок по дорожке, через камушки переваливается, а навстречу ему волк. Вот и говорит волк: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ему в ответ : «Не ешь меня, серый, я тебе песенку спою». И запел свою песенку:

И покатился колобок дальше, только его и видели. Катится колобок по дорожке , катится, через травинки перепрыгивает, а навстречу ему медведь. Вот и говорит медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ему в ответ : «Не ешь меня, косолапый, я тебе песенку спою». И запел свою песенку:

И покатился колобок дальше, только его и видели. Катится колобок по дорожке , катится, через хворост перескакивает, а навстречу ему лиса. Вот и говорит она: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ей в ответ : «Не ешь меня, лисонька, я тебе песенку спою». И запел свою песенку:

А лиса и говорит: «Ой! Совсем я глуха стала, песенку твою не совсем расслышала. Сядь на мой носочек и пропой ещё разочек». Сел колобок лисе на нос и только начал свою песенку петь, как лиса его АМ! И съела.

Приложение 2

найди спрятанные предлоги со словами, выдели их и выпиши правильно справа на ту же строчку
Образец


ИАРКТПОЩСТПОАМБАРУ ТЧЬВЛКБЛВТСИАРЛСТПОМЕЛА

ПО АМБАРУ

№ п/п

Речевой материал

Запись

Проверка

СОВТЛАЬПДСТИЧРАОЛСОСКОЧИЛМТВДЬЫСОКОШКАМР

РВОЫИСЛНАЛЕТЕЛИТВЛЫИВШЛЩВДНАБРАТИШКУРЫЖ

МТОЫДТОСББАШВУНАБРАЛАТЧЛФЖЙШАНАКОЛОБОКД

ВХТФЖЯЮБВЛЕТЕЛИВЩЗФХЫДЙОАВТРУБУДЗПДЫТСЖД

ЛВДТЫБЛПОСУСЕКАМЛРДФЖТЧБОВШУРЕЬСПОСКРЕБЛА

ПОЫЖЭФКЗАБЕЖАЛАТЫЩЦТАЭДЧЬБЮФЗАПЕЧКУТМЛЫ

ИФДИВГЫПОКАТИЛСЯВДЖЦТПДВГОПЭПОДОРОЖКЕЬЯД

ЖФТОЦЗАКАТИЛСЯТЫЩВХЦЬАЗАКАЛИТКУЬЖЭФТЦЩМ

Приложение 3

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

ШМО УЧИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии 3 класс

«Предлоги»

Свищева Е.М ., учитель-логопед

Зима в лесу.

Тема «Предлоги (обобщение)».

ЦЕЛИ:

Уточнять понимание предлогов из, с, над, из-за, через, между, от, к, на.

- упражняться в употреблении их с существительными в разных падежах

Дифферненцировать предлоги из-с, над-под, из – из-за.

- Учить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы, по опорным картинкам и заданному предлогу.

Обучать анализировать предложения и составлять его схему. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Обобщать и автоматизировать знания о зиме.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационный материал: наборное полотно; схемы предлогов; картина «Дерево»; предметные картинки на магнитах «Зимующие птицы»; кормушка, кормушка разрезная, схемы предложения (домики); картина «Зимовье зверей», картина «Зимний лес», аудизапись метели.

Раздаточный материал: схемы предложений; схемы предлогов; карточки-схемы «Составь предложение»; сюжетные картинки-сказки, карточки «вставь пропущенный предлог».

Организационный момент:

Гимнастика для мозга:

Восьмерки, написание букв в воздухе З, И, М, А

Зима в этом году выдалась очень снежная, холодная. Посмотрите на фотографии зимнего леса: как он красив! Волшебница зима заколдовала, запорошила его.

Маленькие елки,

И большие ели

Что-то приумолкли,

Что-то присмирели.

Снег с утра до ночи

Всё засыпать хочет,

А в лесу всё тише,

Снег всё выше-выше.

Ёлочки подружки

говорят друг дружке:

«Слишком много снега,

Тяжело макушке!»

Психогимнастика: Зима – холодное время года. Мы радуемся первому снегу, (включить звук метели) ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до костей в морозную погоду. Нам нужно согреться, дуем на ладошки, потрём их, потрём щёчки, разотрём уши – вот мы и согрелись! Нам не страшен мороз!

Логопед:

Сегодня мы представим с вами, что оказались в зимнем лесу.

Рассматривают картину «Зима в лесу». Составление предложений.

Кого мы можем увидеть в лесу? (Лесных зверей и птиц )

Откуда спустилась пушистая белка? (Пушистая белка спустилась с ёлки )

Где лежит снег? (на деревьях )

Где прячется заяц? (под кустом)

От кого прячется заяц? (от лисы)

Что делает клёст? (клёст склонился над птенцом)

Откуда выглядывает птенец? (из гнезда)

Где застряла шишка? (в стволе дерева)

Повторение пройденного

В каждом предложении вы использовали маленькие слова-помощники. Как они называются? (ПРЕДЛОГИ)

- Для чего нужны предлоги в предложении? (предлоги служат для связи слов в предложении)

- Что вы знаете о правописании предлогов? (предлоги пишутся отдельно от других слов)

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Логопед:

Вот их схемы (прил.1)

Логопед . Но прежде чем выполнить следующее задание мы разомнём наши пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

Мальчик с пальчик,

Где ты был?

(четыре раза сгибать большой палец левой руки)

Долго по лесу бродил.

(четыре раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

(Большой палец правой руки поочерёдно соприкасаются со всеми другими)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку

(Большой палец левой руки поочерёдно соприкасаются со всеми другими)

Всем подарки подарил

(сделать замок из ладоней)

Всяк меня благодарил

(четыре пальца последовательно сгибаются, благодарят-кланяются)

Я буду называть ряд слов, а вы как только услышите предлог – запишите его.

Стол, над, под, окно, береза. по, стоит, в, с, белый, на, около, перед, школа, бежит, к, друг.

Проверка.

Логопед: Так для чего нужны предлоги, и можно ли обойтись без них?

Ученик

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги….

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий.

А я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит- «ПО»?

что значит - «ЗА»?

И «ЗА» и «ПО» - предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить уроки.

Логопед:

Вот сейчас мы и представим нашу речь без предлогов (на доске текст без предлогов):

(За) ночь сильно похолодало . Удивительные узоры появились (на) окнах. Они сверкают (в) лучах солнца. Окна стали похожи (на) волшебную сказку.

Работа на индивидуальных досках (дети пишут и показывают нужный предлог)

Логопед:

Физкультминутка

Дети, как вы думаете, мы можем в лесу покататься на лыжах и на санках? Идите все сюда.

Мы катались на коньках,

Даже жарко стало!

В снежки играли на поляне,

Всё нам было мало!

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,

Смело с горки мы слетели!

Птицы на дереве.

.. Согрелись? А кого мы можем еще встретить в зимнем лесу? (зимующих птиц)

Логопед:

Расположите у дерева птиц в следующем порядке:

Синичка летит над деревом.

Дятел стучит по дереву.

Воробей слетел с дерева.

Ворона ходит под деревом

Сорока подлетела к дереву.

Между воробьём и синичкой сидит снегирь.

А если сорока зайдёт ЗА дерево, откуда она будет выглядывать? (из-за дерева)

Если воробей будет под ёлочкой, откуда он вылетит? (из-под елочки)

Как вы думаете, что мы могли бы предложить птицам в такую холодную пору? (кормушку и корм)

Давайте на наше дерево повесим кормушку. Но сначала соберём её (собрать из разрезной картинки кормушку и прикрепить на дереве ).

Чтение стихотворения «Покормите птиц!» (ученик)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц

Составление предложений по картинке, заданной схеме и опорному слову.

Лиса (прыгнула через) пенёк

Белка (живёт в) дупле

Волк (гонится за) зайцем

Заяц (спрятался под) кустом

Работа на карточках индивидуальных (вставь нужный предлог)

Прочитайте предложения из сказки, впишите недостающие предлоги:

В маленькой избушке тепло и уютно. Дым идет из трубы. Дружно живут звери на лесной полянке. Под крышей сидит кот. Свинья и баран выглядывают из окошка. Над ними ходит петушок. К зимовью подкрался волк.

Что хочется волку (съесть зверей). Удастся ему это? (дружные звери дадут отпор незваному гостю ) Хорошо жить в мире и согласии!

Итак, мы с вами прогулялись по зимнему лесу, увидели разных лесных зверей, помогли зимующим птицам. А повторили мы сегодня ПРЕДЛОГИ.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гуляш из куриного филе – впечатляет!
Помидоры, маринованные со сладким перцем
Отбивные из индейки - вкусные, изысканные и диетические рецепты мясных блюд Грудка индейки в панировке на сковороде