Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое ушу — истоки происхождения и основатель. Базовые техники ушу Боевая техника ушу

1. Косвенный фактор: зависит от того, каким стилем ушу вы занимаетесь т.к. боевая эффективность стилей ушу разная.

Если говорить про стили, которые заточены на реальный бой, то к ним можно отнести например: мегастиль тунбейцюань (стиль сквозной подготовки), танланцюань (стиль богомола) несколько стилей практикующих в Шаолиньском монастыре, синицюань (кулак формы и воли), стиль чень тайцзицюань, бацзицюань… Но стоит отметить, что отдельно взятый стиль может иметь несколько трактовок, из-за того, что развивается разными людьми или в разных провинциях. Подобные ответвления, так же отличаются по боевой эффективности, но как правило не значительно. Например бацзицюань семьи Ма, и Каймень Бацзицюань. Более того, существуют совершенно разные стили имеющие одинаковое название.

Характеристика прикладных стилей ушу
Отсутствие высоких ударов ногами, акробатических элементов и других зрелищных движений. Удары в связках короткие, быстрые и мощные, с резким выбросом силы. Броски и сваливания как правило выполняются после серии ударов, завершая атаку. Удары ногами наносятся не выше поясницы. Перемещения в основном прямолинейные. Блоки не редко выполняются с продвижением на противника. Часто используются логически продуманные серии из 2-5 ударов, где особую роль играет момент входа в прием и подготовка финального воздействия на противника.

Такая техника рассчитана на готовность молниеносно реагировать на изменения со стороны противника, на экономию энергии, навязывание противнику действовать по конкретному сценарию и максимальное причинение вреда минимальными действиями.

Кроме этого, в боевых стилях часто присутствуют уникальные удары требующие филигранной отработки и точности. Например ударить в висок в обход блока, или уронить противника в ближнем бою, выполнив короткое движение бедром.

2 . Эффективность применения техники ушу зависит от степени ее натренированно сти
Работает или не работает техника зависит от того, насколько она «осела», насколько она освоена. Можно с успехом заниматься коллекционированием приемов и различных техник, дубасить кулаками по воздуху, но так и не суметь применить их в реальной ситуации.

В этом деле особую роль играет парная отработка приемов, их адаптация к реальным боевым ситуациям. Соревновательный момент и проведение поединков в полный контакт и тренировка волевых качеств так же играют важную роль.

При парной наработке связки отрабатываются сначала медленно, затем на предельных скоростях. Кроме этого изучаются и отрабатываются исходящие из приема вариации. После этого количество сценариев в которых может быть применена связка увеличивается на 30-40%.

Точность и силу ударов отрабатывают на лапах и боксерских грушах. Заучивают технику и осуществляют с ней так сказать «первое знакомство» посредством тао – комплексов формальных упражнений. Способность противостоять мощным соприкосновениям с противником во время поединков – при помощи жесткого цигуна и методик типа «железной рубашки». Растяжка и укрепление связок, – эти качества нарабатываются в частности по средством дыхательных гимнастик, например «Ицзицзинь» – трактата о преобразованиях в мышцах и сухожилиях.

Если сильно не замыкаться в рамки только китайских методик, то для улучшения натренированности можно включать элементы йоги, кроссфита, функционального тренинга и т.д. Но нужно делать все с умом, грамотно адаптировать методы и не забывая при этом о главной цели. И все же, ушу остается самодостаточным единоборством. В нем есть все.

Таким образом эффективность применения техники ушу зависит от комплексного подхода к тренировочному процессу и того насколко правильно и тщательно вы тренирвуетсь. Все логично.

3. Творческий подход
Отдельный прием разрабатывается для совершенно конкретного действия со стороны противника, против конкретной атаки и некоторых ее вариациях. Но если применять технику только в чистом виде, то скорее всего такой подход приведет к поражению т.к. он не позволит выйти за рамки конкретного стиля, а это необходимо делать, т.к. противник может действовать как угодно. Например вы привыкли атаковать руками, а ему привычней использовать ноги… Тут важно не зацикливаться и расширить привычную манеру вести поединок, стараться адаптировать отработанную технику к действиям противника. А так же см. пункт 4.

4. Общие принципы
Невозможно напридумывать техники на все случаи жизни. И выучить все это было бы тоже нереально. Поэтому эффективность применения техники в ушу зависит и от того, насколько человек понимает общие моменты.

Например принципы выброса силы, контроль и механика работы тела при нанесении ударов, принципы накопления усилия, психология поединка и т.д. Понимание этих вещей делает любую, даже не очень богатую технику универсальной и способной работать против разных соперников и разных направлений единоборств.

Выводы
Возможно бойцу ММА тяжело поверить в эффективность удара ладонью или хитроумного захвата. Иной боксер посчитает, что он остановит любого парой опережающих ударов в голову. Человек, увлеченный тайским боксом вряд ли будет использовать медленные перемещения для тренировки контроля своего тела, как это делают в том же тайцзи.

Серьезные же практики ушу и других единоборств придерживаются следующих мнений:

– в реальном бою эффективно будет любое движение, если: оно наработано, если выполнено «10 000 его повторений».

– ты должен быть готов выйти за рамки конкретной техники, например за рамки конкретного стиля ушу или вида единоборств, необходимо научиться понимать общие принципы ведения поединка и применения техники

– не увлекайся коллекционированием приемов, занимайся поиском того, что в бою работает эффективно именно в твоем исполнении.

– тренируй стойкость характера

Часто можно услышать как, те, кто только начинает заниматься различными направлениями единоборств пытаются выяснить что круче: ушу или айкидо, карате или джиу джитсу, боевое самбо или капоэро? Начинающие последователи различных стилей ушу сравнивают их между собой. Наверное в этом нет ничего предосудительного. Однако, важно приступать к обучению имея здравые рассуждения и понимать:

– У какого наставника ты занимаешься и чему он может тебя научить?
– Над какими личностными качествами тебе необходимо работать?
– Каковы цели твоих занятий?
– Каков тренировочный план в ближайшей и далекой перспективе?
– Какая техника удобней для твоей физиологии, т.е что будет работать лучше?
– Как сочетать технику из разных стилей ушу или направлений единоборств в поединке?
– Как построить личные тренировки и выдержать намеченный тренировочный режим?
– Какие вопросы возникают в ходе тренировок и есть ли рядом профессионал, который сможет грамотно на них ответить?
– Над какими элементами стоит поработать в ближайшее время: улучшить растяжку, улучшить физическую форму, подкачать определенные группы мышц, отработать тот или иной прием или удар и т.д.

Пожалуй вот об этом и стоит думать. Тогда вопрос об эффективности ушу отпадет сам собой. Вы изо дня в день будете улучшать свое мастерство и качество применения изученной техники. Вы поймете, что важен и сам процесс, который воспитывает и развивает ваши лучшие качества, и который ведет вас к мастерству, т.е. к тому, чтобы суметь применить технику в нужный момент, адекватно ситуации и на пределе своих возможностей.

Те люди, которые хотят быть готовы к бою с любым противником или противниками, уклониться от любого удара или атаки, не зацикливаются на какой то одной технике, стиле или виде единоборств. Они занимаются тем, что изучают самую разную технику, пробуют различные тренировочные методы, ищут достойных наставников и берут все то, что помогает построить грамотные тренировки и быть универсальными бойцами. И изо дня в день тренируются, тренируются, тренируются…

Один известный древнекитайский врач во II веке н.э., практиковавший с лечением и упражнения, утверждал: « Когда дверная ручка постоянно в движении – она не ржавеет. Когда человек много двигается, он не гниет».

О существовании ушу человечество узнало от китайцев, именно они подарили эту удивительную гимнастику людям. Она предназначена не только для укрепления тела, но и духа и ума. “Через совершенство тела – к совершенству духа” – принцип мастеров ушу. Противопоказаний для занятий ею практически нет. Ни пол, ни возраст, ни вес, ни отсутствие начальной физической подготовки – не помеха.

А вот получение пользы от ушу большое: она развивает гибкость, ловкость, выносливость, правильно координирует движения, делая их сильными, концентрируя максимально внимание и быстроту реакции.

В итоге, это просто не что иное, как ЗОЖ. Кстати, основные показатели здорового человека на Востоке не похожи на европейские стандарты. Здесь не котируется мощный рослый атлет с рельефными мышцами.

В Азии – это вполне упитанный невысокий человек, с небольшим животиком из-за брюшного дыхания, а не чревоугодия; но у него гладкая кожа, великолепный блеск волос, он спокоен, с ясным взглядом и улыбкой. Гибок, легок, подвижен, пластичен, блестяще управляет своим телом и волей. Медленный темп исполнения упражнений ушу – не мешает сжигать жиры, потому что энергии, тем не менее, затрачивается много.

Особенности ушу

Начинать заниматься гимнастикой надо всегда сначала медленным темпом, с малым числом повторов, и только очень постепенно их увеличивать. Заниматься надо натощак, или, в крайнем случае, через 2-3 часа после обеда. Прислушиваться к своим ощущениям, выбирая для себя комфортные.

Сначала надо применять самые простые динамические упражнения для развития гибкости, хорошей растяжки, и освоение основных базовых стоек. Ушу изначально было боевым искусством для взрослых, слово ушу состоит из двух иероглифов: «у» — военное, а «шу» - искусство.

Это была целая система и философия по развитию способностей при экстремальных ситуациях, она в максимально короткие сроки восстанавливала организм с раскрыванием его возможных резервов и возможностей, совершенствуя человека.

У каждой семьи были свои секреты этого искусства, передававшиеся по секрету в поколения. Сегодня ушу – не боевая подготовка, это гимнастика ушу, которой могут заниматься все желающие. Свое особое новое развитие она получила особенно после образования КНР в 1949г.

Существует множество стилей и школ этой гимнастики, для разных возрастов – более 130 направлений, а Шаолиньское направление – более 400 разновидностей, комплексов гимнастики тоже не меньше. Гимнастика ушу для здоровья: для начинающих и продвинутых всегда имеется одна основа занятий – выработка выносливости и овладение дыхательной гимнастикой.

Цель – добиться хорошей гибкости суставов и тела (на Востоке есть поговорка – кто сохранит гибкость, тот отдалит старость), повышение мышечного тонуса и здоровья суставов.

При этом улучшается состояние ССС, органов дыхания, организм избавляется от усталости и стрессов. Плавность движений исключает растяжение и повреждение мышц и скелета. Также следует знать, что ни одно упражнение не имеет отношения к боевым движениям. По сути ушу – то же, что и кунг-фу, но последнее направление, по представлениям европейцев – это боевое искусство (вспомните Брюса Ли).

Правила выполнения ушу

Проводить уроки желательно в утреннее время, очистив кишечник. Одежда не должна стеснять движений и быть из натуральных тканей. Лицо должно смотреть на север; помещение хорошо проветренным и в нем должно быть достаточно места.

Длительность комплекса – не меньше часа. Минимальное число повторений уроков комплекса — надо 2 раза в неделю. Таким образом, гимнастику можно использовать как утреннюю зарядку.

Первые ступени

Любая система всегда имеет свой базовый комплекс для наработки гибкости в поясничном отделе, ТБС и плечевого пояса. Затем нужно уметь выполнять разные основные стойки.

Стойки ушу – не стояние в 1 позе, не статика, а определенная цепочка движений и шагов. В первое время занятий руки расположены на поясе, локти назад, кулаки сжаты. Начало занятий всегда знаменуется разогревающей разминкой.

Основные стойки

Бинбу – стоять прямо, ноги соединены. Вес равномерно на обе конечности.

Мабу – стопы друг другу параллельны расставлены в стороны. С небольшим разведением коленей медленно присесть с прямой спиной так, чтобы бедра были параллельны полу.

Гунбу – одно колено согнуть и сделать при этом глубокий выпад (шаг) вперед. При этом носки и пятки ступней расположены на одной линии.

Сюйбу – расставить широко ноги, перенести вес на одну ногу, слегка присев на нее. Замереть так на несколько минут, начиная с 1-2 минут и увеличивая до 10.

После овладения основными стойками с легкостью их выполнения, начинается комплекс движений. Они также не статичны, а представляют собой плавные переходы из одной фиксированной позы в другую. Упражнения повторяются 10-20 раз, движения резкие, но комфортные.

Дыхание – только носовое. Вам надо будет научиться дышать диафрагмой (животом), а не легкими, они в дыхании не принимают участия и остаются неподвижны.

Для новичков

Гимнастика ушу для начинающих состоит из нескольких простых упражнений.

  1. Стоять прямо, ноги на ширине плеч. Затем вытянуть одну руку вперед, вторую - отвести назад. Начинайте спокойно вращать руками сначала вперед, потом назад, причем задействованы одновременно 2 руки. Число повторов — 20 -30 раз с каждой стороны.
  2. Стойка та же, руки согнуты в локтях. Пытайтесь делать маятниковые движения, как при беге. Выполните около 50 раз.
  3. Стойте прямо, затем следует поднять левую ногу, согнуть в колене и носке. Поднять вверх одну руку, открыв ладонь. Другая рука – отведена назад. Ее пальцы кверху и собраны в щепотку. Это статическое упражнение – держать позу надо около 2 минут. Потом повтор с другой рукой и ногой.
  4. Стоять прямо, ноги расставить шире, чтобы было не меньше метра. Затем медленно плавно присесть, держа ягодицы на уровне с коленями. Дышать животом. Также в этой неподвижной позе надо держаться сначала минуту, затем постепенно довести до 7-10 минут.
  5. Встать прямо, одна нога прямая и отведена назад. А другая – поднята и согнута под углом 90 градусов. Руки на поясе. Взгляд вперед, брюшное дыхание. Замереть на несколько минут в позе. Время статики наращивать постепенно.
  6. Встать в основную стойку, ноги на ширине плеч. Взяться руками за опору и наклониться, прогнувшись. Постепенно амплитуду увеличивать и в плечевых суставах прогибаться.
  7. Ноги держать прямо, одна нога на опоре. Постепенно наращивая размах наклонов, пытаться достать носка на опоре, спина при этом прямая. На каждую ногу по 10 повторов.
  8. Встать к опоре правым боком, правую ногу поднять на опору. Делать наклоны с прямой спиной. В итоге вы должны достигать головой подъема ноги и плечом – колена. 10 раз с каждой ногой.
  9. На опоре прямая нога, стоять спиной к опоре. Наклоны назад до максимально возможного. По 10 раз с каждой стороны.
  10. Опереться руками на опору. Прогибаясь назад, делать махи ногами назад. По 10 раз.

Если заниматься систематически, без пропусков, вы станете чувствовать себя с каждым занятием все лучше и поможете сами себя оздоровить. Мышцы с удовольствием будут работать, появится “мышечная радость”. Также гимнастику можно проводить для тонизирования и снятия усталости.

Комплексов упражнений существует множество и их всегда можно найти в интернете, по мере роста уровня вашей подготовленности.

Некоторые занимающиеся под разными предлогами (чересчур занят на работе и нет времени проводить до конца все повторы) пытаются сократить число повторений. Это всего лишь самообман. Не занюхали корочку после принятия на грудь – не ждите результатов.

Итог будет заметно ниже. Поэтому не экономьте время на своем здоровье. Выполняйте упражнения тщательно. Бодрая музыка при желании не возбраняется, но без слов, чтобы мозг не отвлекался.

Иначе мысленно вместо расслабления вы будете анализировать очередные современные шедевры. Есть много комплексов и для детей. Курс у них более упрощен в связи с недоразвитостью моторики и координации движений.

Дыхательное упражнение

Кроме упражнений физических, гимнастика ушу требует правильного дыхания. Надо научиться правильно дышать во время выполнения комплекса. По мнению ученых мужей считается, что глубокое дыхание урежает частоту и удлиняет жизнь.

Это положение подтверждается и у животных: грызуны, колики, белки – очень часто дышат и срок жизни у них гораздо короче, чем, например, у черепахи. Показатель здоровой жизненной энергии по ушу – в длительности задержки дыхания. Поэтому несколько раз в день научитесь простому дыхательному упражнению.

Увеличится сила и нормализуются нервные процессы. Частое дыхание – это сгорание (окисление) организма в массе кислорода. Оздоравливающее дыхание возможно проводить в любом месте и времени. Это медленное, но контролируемое дыхание.

Особенность состоит в том, что вы частично блокируете голосовую щель для притормаживания движения воздуха, создавая сопротивление. Из-за напряжения мышц гортани на вдохе слышится свистящий звук «ссс», на выдохе – шипящий – «ххх». Быстро вдохнуть животом, а выдох максимально замедлите и растяните.

Время целого дыхательного акта (вдох-выдох) постепенно удлинять, причем, исключительно выдохом. Но без утомления в виде цефалгии и тяжести в голове, шума в ушах и покраснении лица. Сначала упражнение будет занимать 1-2 минуты, но каждую неделю (очень постепенно) добавляйте по паре минут еще.

Многие люди знают о монастыре Шаолинь в Китае, о нём снимали фильмы и писали в книгах, газетах.

Всем известно, что монахи этого монастыря обладали необычным боевым искусством.

Так вот, родиной боевого искусства ушу является китайская провинция Хэнань. А именно зарождение произошло в известном монастыре Шаолинь.

Что это такое

Ушу это в переводе с китайского означает – «остановить агрессию или боевое искусство», на Западе называют кунг фу (kung fu). Человека, владеющего приемами ушу называют ушуист.

Создателем этого уникального восточного единоборства был бывший патриарх Бодхидхарма в середине 6 века нашей эры, так же он был создателем и вложил основы в секту чэнь, в Японии называют дзэн.

Когда Бодхидхарма пришёл в монастырь Шаолинь, он начал рассказывать о новом учении.

И тут он увидел на 1-х занятиях, что многие ученики слабые телом и духом, то есть засыпают во время занятий.

И вот он решил создать физическую и психологическую подготовку специальных упражнений под названием «18 движений рук архатов» (архат – это сверхчеловек или полубог, переводится с санскрит – достойный).

В этих 18 простых комбинациях вначале вставали в защиту, потом наносился удар, в итоге потом стало очень много комбинаций, около нескольких тысяч.

Ещё до создания ушу во 2-м – 3-м веке, знаменитый медик по имени Хуа-то разработал лечебную гимнастику – Игры пяти зверей, в которую входили медведь, птица, тигр, обезьяна, олень, то есть подражание этим животным.

Но она также использовалась не только в лечебных целях, но и в боевых. Когда он умер, он оставил после себя огромное и научное наследие.

Эта гимнастика существует и на данный момент, её вы можете посмотреть в этом видео:

Стили

В скором времени и монахи Шаолиня стали разрабатывать стили животных и насекомых, подражать стихиям воды, ветра, огня и воздуха.

Сейчас стилей ушу насчитывают несколько тысяч. Например, названия известных стилей ушу – самый знаменитый это Тайцзицюань (кулак Великого Предела) , в него входят медленные и пластичные движения, которые завораживают своей красотой, красота этих движений не только внешняя, но и внутренняя, то есть человек чувствует в себе всю красоту в своём теле.

Ещё существует стиль ушу Танланцюань или стиль Богомола созданный мастером Ван Ланом из провинции Шаньдун.

В Танланцюань входят быстрые движения, гибкость, захваты.

Используя его, вы познаете всю красоту, а чтобы познать, нужно желание и сила воли, тогда вы достигните высот само совершенства.

Сейчас боевое искусство ушу существует практически везде, кто-то его использует в боевых, а кто то и в лечебных целях. Ушу — это и своеобразная гимнастика. Так же выделяют спортивное ушу саньда — свободный контактный поединок.

Вы можете начать им заниматься, если хотите поближе узнать его, вот название книги – автор И-Шен – «Гимнастика ушу начинаем с нуля». Читайте, пользуйтесь и будьте здоровы!

Смотрите видео, в котором рассказывается о боевом искусстве ушу:


Боевое искусство УШУ

Термин «ушу» в переводе с китайского означает «боевая (или воинская) техника (или искусство)». Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались термины «цзицзи», «цзи-цяо», «цзиюн», «цюаньшу», «цюаньюн» (которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники, «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из эих названий (цюаньюн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Шицзин», датируемой XI-XII веками до нашей эры).

Боевое искуство УШУ (Китай)


Боевое искуство УШУ (Китай)



Основные задачи УШУ

Основными задачами ушу являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.


Боевое искуство УШУ (Китай)


Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки «саньда» (что означает «рассеянные удары», т.е. не объединенные в комплексы формальных упражнений), строго говоря, в ушу не входят.
Стили и школы УШУ


Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).


Легенды о создателях школ УШУ

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль «Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.



Три крупных центра УШУ

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу: шао-линьского, уданского и эмейского.


Уданское направление

сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его «дай», то есть Пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-яни пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.


Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых «звериных» стилей, характерных для всех направлений ушу.


Система доктора Хуа То

Первый из дошедших до нас трактатов ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: «У меня есть своя система упражнений… В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения».


Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты». В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии «ци» по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; дие-тологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.


Мягкий стиль

Почему же уданский стиль ушу называют мягким? Все его школы (Тайцзи-цюань, Багуа-чюань, Синь-И-цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии.


Основные принципы всех мягких стилей

удан-ского направления сводятся к следующему.

Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений.
Плавность и округлость движений.
Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.
Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль за дыханием, разумом и волей - внутреннее.
Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в уданском ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.


Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием «тао». В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, «перед тем как исчезнуть», передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для «тао» всех школ характерны чередование мягкости и жёсткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии! Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.



Схемы движений в тао

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует «магическим» числам. Все тао различных школ уданского ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм «Книги перемен». Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.

В уданском ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают…


Идущему впереди тех, кто; слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность… хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».

Шаолиньское направление

Другим крупным направлением в ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

История

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.

Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йогачара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.


Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй. О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.

Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань («чань» по-китайски то же самое, что «дхьяна» на санскрите - «медитация»). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания ушу, упорной физической тренировки тела как «вместилища духа».


Трактаты кулачного боя

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится: «В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусства. Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены овладению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов…» Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое мест занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны - «72 шаолиньских приема захватов и освобождений». Позднее они вошли в арсенал почти всех школ ушу, но под разными названиями. Вот лишь некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков», «72 тайных захвата», «Искусство разрыва связок и сухожилий», «Коварная или дьявольская рука».


Точное знание анатомии

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось в боевом единоборстве айки-дзюцу.

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей «Тигра», «Дракона», «Леопарда», «Змеи», «Журавля».


Стиль «Тигра»

как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания. В стиле «Дракона» сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.

Стиль «Леопарда

» основан на умении накапливать упругую силу и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется

нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным. Стилю «Змеи»

присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое место.

Стиль «Журавля»

характеризуется oсобой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.


Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.
Искусство управления энергией

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей…

На базе шаолиньского ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа «Обезьяны» синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в ушу. Сложной акробатикой наполнены стили «Пьяницы», «Катающегося по земле», «Мицзун». Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.


В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта ушу.

Пять больших южных школ ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шао-линя.

Третье направление в народном ушу - эмейское

Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.



Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

История мастера «Волшебная нога»

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.


Стиль Ду-мэнь

связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь

отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».


Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку - требовал совершенного психофизического аппарата.





Принято считать, что ушу – это в основном боевое искусство. Однако совершенствование своего тела, а ведь это и есть одна из составляющих любого воинского искусства, можно использовать и обычному человеку, который не гонится за победами на ринге, а просто хочет быть здоровым и подтянутым.

В наши дни ушу получило целый ряд новых направлений, одним из которых и является оздоровительная гимнастика, которая в свою очередь есть неотъемлемой частью народной медицины. Гимнастика ушу помогаем всем желающим укрепить здоровье, улучшить координацию движений и психологическую устойчивость, развить гибкость и силу, мобилизовать скрытые возможности организма. Упражнения ушу доступны людям с разным уровнем подготовки. Однако в данной статье нам бы хотелось рассмотреть комплекс упражнений для тех, кто еще не знаком с упражнениями ушу.

Прежде чем переходить непосредственно к самим упражнениям, нужно знать несколько важных вещей:

  • Упражнения ушу выполняются стоя лицом в направлении севера. Это не обязательное условие, а скорее дань традиции.
  • Лечебную и оздоровительную гимнастику лучше всего выполнять утром, как и любую другую зарядку, это поможет организму проснуться. Если же у вас утром на это попросту нет времени, то можно делать упражнения и вечером после работы, однако ни в коем случае не занимайтесь гимнастикой сразу после употребления пищи. Заниматься можно не ранее, чем через 1,5-2 часа после последнего приема пищи.
  • При этом упражнения не стоит делать и, если вы испытываете сильное чувство голода.
  • Как и в любом другом виде физических тренировок во время занятий ушу важно делать это регулярно, постепенно увеличивая нагрузку.
  • Для гимнастики лучше всего подойдет свободная комфортная одежда.

Упражнения для начинающих

Итак, рассмотрим комплекс упражнений ушу для новичков. С чего же нужно начинать тем, кто еще в начале пути и не имеет никаких навыков. В первую очередь это должен быть комплекс дыхательных упражнений, который мы сейчас и рассмотрим.

Дыхание

  • Во время выполнения упражнений дышать нужно только носом.
  • От привычного дыхания легкими вам придется отказаться и дышать только диафрагмой. Чтобы это сделать правильно, делаем вдох носом, при этом выпячивая живот, на выдохе живот втягивается, грудная клетка должна оставаться неподвижной
  • Дыхание равномерное, спокойное.

Не отчаивайтесь, если первое у вас будет плохо получаться дышать правильно.Со временем вам уже не нужно будет контролировать свое дыхание, вы привыкните дышать правильно.

Разминка

Начинаем с растяжки. Ни в коем случае не нужно нагружать мышцы тела без этого этапа, иначе вы рискуете получить растяжение.

Упражнение 1

  1. Согните руки в локтевом суставе, сами локти находятся на одном уровне с плечами, раскрытые ладони должны смотреть в пол, средние пальцы рук направлены друг на друга.
  2. Локти отводим назад на счет раз-два, после чего возвращаем в исходное положение.
  3. Выпрямляем руки опять же на счет раз-два, выполняем рывки назад.
  4. Снова возвращаем руки на линию плеч.

Растяжка грудной мышцы

  1. Правую руку поднимаем вверх, ладонь сжата в кулак, левая рука расположена вдоль тела.
  2. На счет раз-два отводим руки назад перпендикулярно пола, затем меняем их положение местами, т.е. левая рука поднимается вверх, правая опускается вдоль тела, и повторяем движение рук назад.

Повторите по 10 раз на каждое положение.

Разогреваем поясничные мышцы

Следующим упражнением нужно разогреть поясничные мышцы. Для этого опускаем руки вниз под углом 45 градусов по отношению к телу, кулаки сжаты. Выполняем скручивания корпуса попеременно влево и вправо. Повороты делаем с усилием. На каждую сторону должно быть выполнено по 10 скручиваний.

Разрабатываем суставы

  1. Прямые руки поднимаем в стороны так, чтобы они образовали одну прямую линию с плечами. Ладони снова в кулаках. Вращаем кулаки вперед-назад по 10 раз в каждую сторону.
  2. Переходим к суставам предплечья.Руки согнуты в локтях пол прямым углом. Начинаем вращения рук сначала во внутрь, затем наружу от груди. Предплечье должно находиться на линии плеч. Повторяем по 10 раз в каждую сторону.

Возвращаемся к пояснице

Следующее упражнение снова для поясницы, кроме этого оно помогает шейные позвонки, а так же разработать голеностопный сустав.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вращаем таз попеременно вправо и влево при этом, следя за тем, чтобы ноги не сгибались в коленях. Повторяем по 10 подходов на каждую сторону.

Разогреваем суставы ног

Ноги опять же на ширине плеч, колени чуть согнуты, руки упираются в колени. Плавно вращаем колени сначала вовнутрь, затем наружу. Повторяем по 10 раз.

Следующее упражнение снова на мышцы ног .Ноги вместе, руки продолжают упираться в колени. Выполняем приседание, при этом делая пару пружинящих движений, приподнимаясь и опускаясь обратно на корточки. Постарайтесь, чтобы пятки не отрывались от пола.

На видео — утренняя зарядка из базовых упражнений ушу:

Упражнения на полу

Берем гимнастический коврик, если его нет, то можно заменить большим полотенцем.

Упражнение 1

Положение — сидя на полу.

  1. Правая нога прямая, левая согнута в колене и расположена на правой под углом 90 градусов.
  2. Далее вращаем стопу на себя и от себя, повторяя по 10 раз.
  3. Согнутую ногу придерживаем рукой. Затем меняем ноги и повторяем упражнение.

Упражнение 2

Следующее упражнение снова выполняется сидя на полу:

  1. Подтягиваем согнутые в коленях ноги к себе, складывая стопы.
  2. Начинаем разводить колени в стороны до появления неприятных болезненных ощущений в паховых мышцах, при этом оставляя стопы на месте.
  3. Можно помогать себе руками. Повторяем 10 раз.

Упражнение 3

Положение прежнее.

  1. Правая нога вытянута, левая нога согнута в колене и расположена так, что пятка находится возле таза, а пальцы направлены от него.
  2. Максимально раздвигаем ноги.
  3. Выполняем наклоны к правой ноге, стараясь максимально подавать корпус в направлении ее пальцев. Можно помочь себе руками.

И напоследок силовое упражнение

  1. Занимаем положение – лежа на полу лицом вниз.
  2. Выполняем отжимания, при этом в верхнем положении слегка отводим корпус назад, растягивая сухожилия ног.
  3. Повторяем 10 раз. Если на первый раз вам сложно, то можно сделать меньше.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Камни в почках — лечение народными средствами и профилактика
Манная каша при гастрите: польза для воспаленной слизистой, правильный рецепт Рецепты при гиперацидной форме проблемы
Что можно есть после отравления