Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игры нашего двора - Играем вместе! — LiveJournal. Методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы по дисциплине русский язык и культура речи Море волнуется раз

Вопрос: ПОЖАЛУЙСТА! Исправьте ошибки, допущенные в употреблении имён числительных. Запишите сразу верный вариант. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население её увеличилось на пару тысяч. Трое девочек играли в мячик. Под окнами стояли четверо машин. Грузовики стояли у обоих ворот. Мне нужны двое ножниц. Обоим студентам поставили пятёрки. Он подавал свои реплики сразу в троих чатах. Сразу четверо работниц подали заявление об уходе.

ПОЖАЛУЙСТА! Исправьте ошибки, допущенные в употреблении имён числительных. Запишите сразу верный вариант. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население её увеличилось на пару тысяч. Трое девочек играли в мячик. Под окнами стояли четверо машин. Грузовики стояли у обоих ворот. Мне нужны двое ножниц. Обоим студентам поставили пятёрки. Он подавал свои реплики сразу в троих чатах. Сразу четверо работниц подали заявление об уходе.

Ответы:

В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население её увеличилось на пару тысяч. Три девочки играли в мячик. Под окнами стояли четыре машины. Грузовики стояли у обоих ворот. Мне нужны двое ножниц. Обоим студентам поставили пятерки. Он подавал свои реплики сразу в трех чатах. Сразу четыре работницы подали заявление об уходе.

Похожие вопросы

  • В каких климатических поясахрасположена Евразия
  • Випиши з художнього твору уривок із 5 речень з прислівниками Вправа 166 украинская мова()частина 4 класс
  • как пишется решение?
  • Выписать из книги которую вы читаете 4-5 страдательных причастий прошедшего времени. Пожалуйста помогите
  • Как склонить слово победа в единственном числе будущем времени
  • помогите пж нужно написать или с двумя нн или с одной н 1) пусты(н/нн)ая 2) полуде(н/нн)ого 3) жизне(н/нн)ые 4) травя(н/нн)ой 5)листве(н/нн)ой 6) воличестве(н/нн)ое
Тема 13, 14. Грамматические нормы. Практическое занятие № 12, 13

Цель: овладеть грамматическими нормами, вызывающими затруднения у говорящих на русском языке.

План


  1. Дайте определение, что такое главные члены предложения, второстепенные члены предложения, пунктуация, синтаксис, словосочетание.

  2. Заполните клетки кроссворда:
По горизонтали: 3. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. 5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? И обозначает признак предмета. 6. Разговор двух или нескольких лиц. 7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. 8. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. 9. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 10. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже?

По вертикали: 1. Главный член предложения. 2. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.


  1. Рассказать о категории рода имени существительного:
а) несклоняемые существительные иноязычного происхождения;

б) род русских несклоняемых существительных;

в) обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию.

Рассказать о категории числа рода существительного.


  1. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фамилии.
Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, МирейМатье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор.

  1. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным существительным прилагательные в единственном числе.
МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

  1. Откройте скобки и запишите словосочетания с данными словами.
Образец: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелости) – восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

  1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 4. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 5. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

  1. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:
Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

9. Определите род следующих существительных:

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

10. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование):

1. Менеджер модного салона Ирина Васильевна … по радио. \ а) выступил, б) выступила.

2. В нашей фирме работает … программист Ольга Субботина. \ а) хорошая, б) хороший.

3. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина… артистам Гран-при. \ а) вручил, б) вручила.

4. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт. \ а) вручил, б) вручила.

6. В этом году… музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. \ а) открылся, б) открылась. 7. Студентов пригласили на … вечер-встречу с ветеранами войны. \ а) торжественную, б) торжественный. 8. Газета «Санкт-Петербургские ведомости»… о повышении курса рубля. \ а) сообщили, б) сообщила. 9. … Сочи привлекает всех туристов. \ а) солнечное, б) солнечный, в) солнечные.

11. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющие понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными откликами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми решениями. 5. Повесть – итог сложных поисков автором своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.
12. Просклоняйте следующие целые числительные (по образцу):


От 5 до 20 и 30

От 50 до 80

От 500 до 900

200

300

400

40

90

100

И.п.

пять

Р.п.

пяти

Д.п.

пяти

В.п.

пять

Т.п.

пятью

П.п.

(о) пяти

13. Какими признаками характеризуется имя числительное? Назовите разряды числительных по значению и по составу.

14. Просклоняйте следующие словосочетания:

Полтора яблок, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов, 20,7 секунды.

15. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушки).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

16. Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20, 5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

17. Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них (таблица).

18. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей висело зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

ЗАПОМНИ: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Тема 15, 16. Стилистические нормы. Практическое занятие № 14, 15.

Цель: научить определять стилистическую окраску слов, стилистическую окраску текстов, уметь производить стилистическую правку текста.

План


  1. Что такое стиль языка?

  2. Что имеется под стилистической окраской?

  3. Найдите в предисловии любого толкового словаря и проанализируйте пометы, при помощи которых создается стилистическая (эмоциональная, оценочная и функциональная) характеристика лексики в толковом словаре.

  4. Приведите примеры слов, в значениях которых выделяется дополнительный стилистический компонент. Проверьте по словарю, правильно ли вы подобрали слова.

  5. Используя любой толковый словарь современного литературного языка, выберите по одному примеру на каждую стилистическую помету, принятую в данном словаре.

  6. Используя любой толковый словарь современного русского литературного языка, выберите по одному примеру на каждую эмоционально-оценочную помету, принятую в данном словаре.

  7. Определите, какая помета в современных толковых словарях характеризует следующие слова.
Заморыш, объедала, здоровяга, злющий, высоченный, каша (путаница, беспорядок), корова (о толстой, неуклюжей женщине), скулить (жаловаться).

  1. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы.
Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

  1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите, есть ли различия в сфере употребления этих слов?
Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, имидж, лаконичный, локальный, модернизировать, оптимальный, оптимистический.

  1. Определите значение приведенных жаргонизмов. Можно ли установить их происхождение? Как вы считаете, какие из них уже вошли в состав разговорной речи?
Глюк, дурь, беспредел, заморочка, кайф, напряг, отпад, темнить, прикид, расклад, разборка, совок, станок, тусовка.

  1. Определите стилистическую окраску текстов.

  1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относятся к области экологии. Однако биологическое происхождение экологии как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.

  2. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызвать это заболевание. Аллергенами могут быть как простые вещества в виде отдельных химических элементов (йод, хлор, хром, никель, кобальт), так и сложные белковые комплексы в соединении с химическими веществами. Вирусы, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности, пыльца растений, клещи, слюна, шерсть животных, пылевые, лекарственные и другие аллергены способны активно воздействовать на организм человека. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы.

  3. Автору принадлежит право: на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения: на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются законодательством.

  1. Подберите фрагменты текстов с использованием диалектизмов, жаргонизмов, просторечной лексики.

  2. Подберите фрагменты текстов с использованием разговорной лексики.

  3. Подберите фрагменты публицистических текстов.

  4. Подберите фрагменты официально-деловых текстов.

  5. Подберите фрагменты научных текстов.

  6. Прочитайте следующие примеры из газет. Найдите в них просторечные и жаргонные слова и выражения. Произведите стилистическую правку текстов.

  1. Выступающие «наехали» на церковь. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. На этот раз передел идет в сфере охранного бизнеса, или, как его еще называют, на» рынке крышевания». По информации наших источников, очередные « медвежьи разборки» обусловлены приближающимися выборами в Заксобрание. Соратники пытались «перевести стрелки» на Алексея Маликова по кличке Медик. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. Партизанский отряд поголовно дрыхнет и без единого выстрела покорно бредет в загон для скота. 4. В течение многих десятилетий пропаганда вдалбливала в головы, что 7 ноября – главный праздник страны. 5. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 6. Был человек на белом коне, авторитетные бизнесмены с ним ручкались, нефтяные магнаты на прием напрашивались, а теперь – загнали в крысиную нору. 7. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда слинять из Питера на время юбилейной декады.

  1. Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Что нельзя подделать, так это совести слов.
Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, носитель которого умер столетия или тысячелетия назад.

С. Аверинцев. Надежды и тревоги.

Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого-либо факта небрежного отношения к языку.

ПАМЯТКА! Рецензия - (лат. recensio - рассмотрение)– отзыв, разбор произведения, жанр литературной критики и газетно-журнальной публицистики. В рецензии обычно дается библиографическое описание, краткая информация о содержании, проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения

Департамент образования и науки Костромской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Костромской автодорожный колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

специальности

для обучающихся очной формы обучения

Одобрено методической комиссией ОГБПОУ «КАДК» Судиславский филиал

Составитель:

Кузнецова Н.Ф. преподаватель первой квалификационной категории

Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся очного отделения предназначена для помощи в организации самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины. Методическая разработка состоит из пояснительной записки, содержания учебной дисциплины, вопросов для самоконтроля, практических и контрольных заданий.

Введение 3

Фонетика 4

Лексика и фразеология 5

Словообразование 7

Морфология 8

Синтаксис 10

Нормы русского правописания 11

Функциональные стили речи 11

Приложения 14

Список литературы 23

Введение.

Методические указания по изучению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначены для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по очной форме обучения обучающихся по техническим специальностям.

В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен знать :

    соответствующие единицы языка – фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические;

    соответствующие языковые нормы устной и письменной речи;

    выразительные средства литературного языка;

уметь :

    владеть навыками связной устной речи;

    применять знания к речевой деятельности, совершенствуя культуру речи,

    повышая грамотность.

    «Фонетика»;

    «Лексика и фразеология»;

    « Словообразование»;

    « Морфология»;

    «Синтаксис»;

    «Нормы русского правописания»;

    «Стили речи».

В процессе обучения на основе данной программы обучающиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах литературного языка, знать и употреблять выразительные средства современного русского литературного языка.

Наряду с теоретическими занятиями предусмотрены практические занятия, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность. Задания, предлагаемые в практических работах, направлены на то, чтобы добиться от студентов полного понимания теоретических данных курса дисциплины и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.

Задания к практическим работам по дисциплине аналогичны заданиям, представленным в методических указаниях.

Зачетная контрольная работа, которая выполняется обучающимися на заключительном уроке, предусматривает дифференцированную оценку качества знаний учащихся по данной дисциплине.

Введение.

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Словари русского языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Должен знать:

    различия между языком и речью;

    функции языка;

    признаки литературного языка и типы речевой нормы;

    основные компоненты культурной речи.

Должен уметь:

    создавать тексты в устной и письменной форме;

    различать элементы нормированной и ненормированной речи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Дайте определения понятиям «язык» и «речь».

    Назовите сферы употребления языка и речи.

    Охарактеризуйте две формы речи (устную и письменную).

    Перечислите функции языка и речи.

    Назовите основные единицы языка и соответствующие им разделы науки о языке.

    Что такое литературный язык?

    Что такое норма? Какие существуют типы норм?

    Зачем нужно соблюдать языковые нормы?

    Что такое общение? Какие необходимы условия, чтобы общение состоялось? Приведите примеры.

    Дайте определение понятию «культура речи».

    Чем отличается речь правильная и речь хорошая?

Раздел I. ФОНЕТИКА.

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.

Фонетические средства речевой выразительности.

Должен знать:

    особенности русского ударения и произношения;

    орфоэпические нормы.

Должен уметь:

    владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

    пользоваться орфоэпическими словарями.

Самостоятельная работа :

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Что изучает фонетика?

    Что такое фонема и какова ее роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи?

    Что такое орфоэпия?

    Каковы особенности русского ударения?

    Каковы особенности русской орфоэпии

    Какая речь считается благозвучной?

    Какую роль играет интонация в речи?

    Что делает речь неблагозвучной?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    Поставьте в словах ударение:

Статуя, паралич, аристократия, алфавит, каталог, процент, намерение, фарфор, свекла, компас, шофер, мышление, обеспечение, маркетинг, звонит, ветеринария, завидно, умно, усугубить.

    Поставьте ударение:

А) кратких формах прилагательных;

Б) в глаголах прошедшего времени

А) весел – весела – весело – веселы;

молод – молода – молодо – молоды;

дорог – дорога – дорого – дороги;

горек – горька – горько – горько;

прав – права – право – правы;

Б) дал – дала – дало – дали;

взял – взяла – взяло – взяли;

занял – заняла - заняло – заняли;

начал – начала – начало – начали;

понял – поняла – поняло – поняли.

    Образуйте формы женского и среднего рода следующих слов и поставьте в них ударение:

Начал, занял, послал, брал, отнял, отбыл.

    Произнесите следующие слова, обращая внимание на то, как вы произносите согласны перед звуком [э], твердо или мягко:

Бартер, бизнесмен, бутерброд, гангстер, компьютер, лазер, лотерея, темп, тезис, тенденция, энергия, шатен, брюнет, агрессия, бандероль, депо, дефис, музей, сейф, термин, террор, фанера.

Раздел II . ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.

Слово, его лексическое значение

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологические нормы.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, лексическая избыточность, лексическая недостаточность. Афоризмы.

Должен знать:

    Лексические и фразеологические единицы языка.

Должен уметь:

    владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

    находить и исправлять в тексте ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

    уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова;

    определять слова, относящиеся к авторским новообразованиям.

Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Что изучает лексикология?

    Назовите отличительные признаки слова.

    Что такое «многозначность слова»?

    Какие значения может иметь слово?

    Что такое лексическая сочетаемость слов?

    Дайте толкование определениям «плеоназм» и «тавтология».

    Что такое лексическая недостаточность? Как ее избежать в речи?

    Что такое словарный состав языка? Какие существуют пласты лексики? Приведите примеры каждого из них.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    Назовите лексическое и грамматическое значения следующих слов:

Весна, яркая, подошел, красиво, из-под, так что.

    Назовите сферы употребления следующих слов:

банально – тривиально

актриса – актерка

бросать – брякать – шваркать

вкусный – смачный

вложения – инвестиции

вмешиваться – встревать

вместе – гуртом

вовлечься – втянуться

воин – вояка.

    Определите значения слова «добрый» в следующих словосочетаниях:

Добрый человек, доброе сердце, добрые мысли, доброе слово, добрый совет, добрые пожелания, добрые люди, добрый молодец, добрая душа.

Составьте по одному предложению с каждым словосочетанием.

    В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

Б) Наступило глубокое лето.

В) Этот писатель заслужил известность.

Г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

    В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

А) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

Б) Условия в городе не такие, как в деревне.

В) На стене висела картина маслом.

Г) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

    В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

А) Перед своей смертью он написал завещание.

Б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

В) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

Г) Он принял решительное решение.

    Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие по смыслу слова в скобках:

А) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);

Б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);

В) состоялось, произошло (совещание, наводнение);

Г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);

Д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж).

    Выпишите антонимы из приводимых ниже слов:

День, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.

    Дайте дефиниции каждого из паронимов, приведенных в следующих паронимических рядах, и составьте словосочетания, используя слова, данные в скобках:

Благодарный – благодарственный (надпись, ученики, зрители, письмо, грамота, читатели);

Буквальный – буквенный (перевод, восприятие, обозначение, смысл);

Взрывной – взрывчатый (вещество, механизм, устройство, характер, смесь);

Вкусный – вкусовой (пища, ужин, свойства, запах, ощущения);

Демократический – демократичный (человек, государство, взгляды, печать, стиль, поведение, воспитание).

    Объясните значение следующих фразеологизмов. (В случае затруднения обращайтесь к словарю).

Без году неделя; беречь как зеницу ока; бросать камешки в чей-нибудь огород; ловить рыбу в мутной воде; вот где собака зарыта; выеденного яйца не стоит; выносить сор из избы; держать камень за пазухой; купить кота в мешке пыль в глаза пускать.

Практическая работа:

    лексические изобразительные средства языка;

    происхождение, строение и назначение фразеологизмов;

    лексические ошибки и их исправление;

    словотворчество поэтов и прозаиков;

    стилистический анализ текста.

Раздел III . СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Способы словообразования.

Стилистические возможности словообразования.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Должен знать:

    способы словообразования.

Должен уметь:

    пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

    использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

Самостоятельная работа

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТОРОЛЯ.

    Что изучают такие науки о языке, как морфемика и словообразование?

    Что такое морфемы и аффиксы? В чем их различие и какова их функция?

    Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу?

    Назовите все способы словообразования в русском языке, охарактеризуйте каждый из них и приведите свои примеры на каждый способ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

    Подберите по три слова, которые состоят:

А) из одного корня;

Б) из корня и окончания;

В) из приставки, корня и окончания;

Г) из приставки, корня, суффикса и окончания.

2. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов:

Любопытный, медвежонок, беспросветный, безжалостный, самоучитель, перераспределение, благотворительность, потеряешься, шестигранный.

    Определите способ словообразования в следующих словах:

Подснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель.

    В следующих предложениях найдите слова, в которых есть ошибки в словообразовании или в употреблении. Исправьте эти предложения.

а) Нас всех поразила его бесстрашность.

б) Бессомненно, это очень важно для меня.

в) Вдалеке показался какой-то невзрачныйдомушко.

г) Мой дедушка говорил, что мед очень пользителен для здоровья.

д) Мимо нас пронеслась какая-то легковушка.

Раздел IV. МОРФОЛОГИЯ.

Нормативное употребление форм слова.

Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Должен знать:

    Самостоятельные и служебные части речи.

Должен уметь:

    употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

    выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.

Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Что изучают грамматика и морфология? Как они связаны между собой?

    Дайте определение следующим понятиям: «грамматическое значение слова», «словоформа».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

    Определите род следующих существительных:

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби.

    Образуйте множественное число следующих существительных:

Фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, сосед, дворянин, болгарин, цыган. Фарфор, крем, рожь, молоко, молодость. Доктор, директор, тополь, отпуск.

    В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошейшампунью.

б) Окна были завешены тонкой тюлью.

в) Она высказала мне свои недовольства.

д) Редактора исправили текст.

4. Следующие прилагательные в краткой форме измените по родам и числам и поставьте

ударение в каждой форме:

Добр, прав, свеж, чист, резок, пуст, глуп, прям, прост.

    От следующих прилагательных образуйте, где возможно, краткую форму.

Великий, отличный, мужественный, смелый, бесчисленный, прекрасный, каменный, легкомысленный, горячий, дивой, веселый, ответственный, нелепый, торжественный.

    Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их:

А) Мы пригласили в гости обоих подруг.

Б) Трое девочек играли в мячик.

В) Под окнами стояли четверо машин.

Г) Мне нужны двое ножниц.

Д) В институте учатся около двести человек.

    В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении глагольных форм и исправьте их:

А) Спортсмены на поле мечут ядро.

Б) Героем двигают высокие чувства.

В) Весь его пыл скоро иссякнул.

Г) Кто-то махает мне рукой.

Д) Я одел шапку и выбежал из дома.

Практическая работа:

    Морфологический разбор частей речи;

    Стилистический анализ грамматический форм в тексте;

    Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов

    Использование заданных форм слова в предложении и тексте, использование грамматических синонимов.

Раздел V. СИНТАКСИС.

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Простое, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение. Актуальное членение предложений.

Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. формы).

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Должен знать:

    синтаксический строй предложений.

Должен уметь:

    различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

    создавать собственные тексты учебно-научного, официально-делового стилей.

Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Назовите выразительные средства русского синтаксиса. Приведите свои примеры.

    Назовите примеры нарушения синтаксических норм и способы их исправления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Найдите ошибки при согласовании подлежащего м сказуемого, запишите правильный вариант:

А) Дед с бабушкой уехал в свой родной город.

Б) На столе лежало четыре книги.

В) Большинство людей не знали, что делать в этой ситуации.

Г) Тысяча книг поступили на выставку

2. Найдите в предложениях ошибки, связанные с порядком слов. Запишите правильный

вариант:

а) Мальчик съел котлету вместе со своей овчаркой.

Б) Сегодня ко мне в новой куртке пришел мой друг.

В) Сегодня очень жарко днем.

Г) Меня фильм этот заинтересовал очень.

Раздел VI. НОРМЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ.

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Должен знать:

    правила правописания;

    понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

Должен уметь:

    пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Что такое орфограмма? Назовите основные типы и виды орфограмм, приведите свои примеры.

    Назовите основные принципы русской орфографии. Приведите примеры.

    Может ли орфографическая ошибка повлиять на изменение лексического значения?

    Что такое пунктуация и что такое знаки препинания?

    Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания?

    Каковы основные принципы русской пунктуации? Приведите свои примеры.

    Назовите функции всех знаков препинания. Приведите примеры.

Раздел VII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).

Описание научное, художественное, деловое.

Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного: сфера их использования.

Жанры деловой и учебно-научной речи.

Должен знать:

    функциональные стили литературного языка;

    иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Должен уметь:

    различать тексты по их принадлежности к стилям;

    анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

    продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Что такое текст? Каковы его признаки?

    Назовите основные типы текстов. Приведите примеры.

    Что такое стиль? Назовите функциональные стили литературного языка и дайте их развернутую характеристику. Приведите примеры.

514353810Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Семилукский политехнический кколледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
специальности ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
(по отраслям)
для обучающихся очной и заочной формы обучения
Семилуки
2015
Одобрено методическим советом ГБПОУ ВО «СПК»
Составители:
Бороздинова Н.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СПК»
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся очного и заочного отделения предназначена для помощи в организации самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины. Методическая разработка состоит из пояснительной записки, содержания учебной дисциплины, вопросов для самоконтроля, практических и контрольных заданий.
© Бороздинова Н.А., 2015 г.
© Семилукский государственный
технико – экономический колледж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Фонетика 4
Лексика и фразеология 5
Словообразование 7
Морфология 8
Синтаксис 10
Нормы русского правописания 11
Функциональные стили речи 11
Приложения 14
Список литературы 23

Введение.
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначены для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по заочной форме обучения, обучающихся по техническим и экономическим специальностям.
В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен знать:
соответствующие единицы языка – фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические;
соответствующие языковые нормы устной и письменной речи;
выразительные средства литературного языка;
уметь:
владеть навыками связной устной речи;
применять знания к речевой деятельности, совершенствуя культуру речи,
повышая грамотность.
В содержание рабочей программы входят разделы:
«Фонетика»;
«Лексика и фразеология»;
« Словообразование»;
« Морфология»;
«Синтаксис»;
«Нормы русского правописания»;
«Стили речи».
В процессе обучения на основе данной программы обучающиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах литературного языка, знать и употреблять выразительные средства современного русского литературного языка.
Наряду с теоретическими занятиями предусмотрены практические занятия, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность. Задания, предлагаемые в практических работах, направлены на то, чтобы добиться от студентов полного понимания теоретических данных курса дисциплины и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.
Задания к практическим работам по дисциплине аналогичны заданиям, представленным в методических указаниях.
Зачетная контрольная работа, которая выполняется обучающимися на заключительном уроке, предусматривает дифференцированную оценку качества знаний учащихся по данной дисциплине.
Введение.
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Словари русского языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
Должен знать:
различия между языком и речью;
функции языка;
признаки литературного языка и типы речевой нормы;
основные компоненты культурной речи.
Должен уметь:
создавать тексты в устной и письменной форме;
различать элементы нормированной и ненормированной речи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Дайте определения понятиям «язык» и «речь».
Назовите сферы употребления языка и речи.
Охарактеризуйте две формы речи (устную и письменную).
Перечислите функции языка и речи.
Назовите основные единицы языка и соответствующие им разделы науки о языке.
Что такое литературный язык?
Что такое норма? Какие существуют типы норм?
Зачем нужно соблюдать языковые нормы?
Что такое общение? Какие необходимы условия, чтобы общение состоялось? Приведите примеры.
Дайте определение понятию «культура речи».
Чем отличается речь правильная и речь хорошая?
Раздел I. ФОНЕТИКА.

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.
Фонетические средства речевой выразительности.
Должен знать:
особенности русского ударения и произношения;
орфоэпические нормы.
Должен уметь:
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
пользоваться орфоэпическими словарями.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучает фонетика?
Что такое фонема и какова ее роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи?
Что такое орфоэпия?
Каковы особенности русского ударения?
Каковы особенности русской орфоэпии
Какая речь считается благозвучной?
Какую роль играет интонация в речи?
Что делает речь неблагозвучной?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Поставьте в словах ударение:
Статуя, паралич, аристократия, алфавит, каталог, процент, намерение, фарфор, свекла, компас, шофер, мышление, обеспечение, маркетинг, звонит, ветеринария, завидно, умно, усугубить.Поставьте ударение:
А) кратких формах прилагательных;
Б) в глаголах прошедшего времени
А) весел – весела – весело – веселы;
молод – молода – молодо – молоды;
дорог – дорога – дорого – дороги;
горек – горька – горько – горько;
прав – права – право – правы;
Б) дал – дала – дало – дали;
взял – взяла – взяло – взяли;
занял – заняла - заняло – заняли;
начал – начала – начало – начали;
понял – поняла – поняло – поняли.
Образуйте формы женского и среднего рода следующих слов и поставьте в них ударение:
Начал, занял, послал, брал, отнял, отбыл.
Произнесите следующие слова, обращая внимание на то, как вы произносите согласны перед звуком [э], твердо или мягко:
Бартер, бизнесмен, бутерброд, гангстер, компьютер, лазер, лотерея, темп, тезис, тенденция, энергия, шатен, брюнет, агрессия, бандероль, депо, дефис, музей, сейф, термин, террор, фанера.Раздел II. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Слово, его лексическое значение
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологические нормы.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, лексическая избыточность, лексическая недостаточность. Афоризмы.
Должен знать:
Лексические и фразеологические единицы языка.
Должен уметь:
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
находить и исправлять в тексте ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова;
определять слова, относящиеся к авторским новообразованиям.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучает лексикология?
Назовите отличительные признаки слова.
Что такое «многозначность слова»?
Какие значения может иметь слово?
Что такое лексическая сочетаемость слов?
Дайте толкование определениям «плеоназм» и «тавтология».
Что такое лексическая недостаточность? Как ее избежать в речи?
Что такое словарный состав языка? Какие существуют пласты лексики? Приведите примеры каждого из них.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Назовите лексическое и грамматическое значения следующих слов:
Весна, яркая, подошел, красиво, из-под, так что.
Назовите сферы употребления следующих слов:
банально – тривиально
актриса – актерка
бросать – брякать – шваркатьвкусный – смачный
вложения – инвестиции
вмешиваться – встревать
вместе – гуртом
вовлечься – втянуться
воин – вояка.
Определите значения слова «добрый» в следующих словосочетаниях:
Добрый человек, доброе сердце, добрые мысли, доброе слово, добрый совет, добрые пожелания, добрые люди, добрый молодец, добрая душа.Составьте по одному предложению с каждым словосочетанием.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:
а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.
Б) Наступило глубокое лето.
В) Этот писатель заслужил известность.
Г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:
А) Язык Пушкина отличается от Гоголя.
Б) Условия в городе не такие, как в деревне.
В) На стене висела картина маслом.
Г) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:
А) Перед своей смертью он написал завещание.
Б) Продолжительность занятий длится в течение часа.
В) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.
Г) Он принял решительное решение.
Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие по смыслу слова в скобках:
А) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);
Б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);
В) состоялось, произошло (совещание, наводнение);
Г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);
Д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж).
Выпишите антонимы из приводимых ниже слов:
День, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.Дайте дефиниции каждого из паронимов, приведенных в следующих паронимических рядах, и составьте словосочетания, используя слова, данные в скобках:
Благодарный – благодарственный (надпись, ученики, зрители, письмо, грамота, читатели);
Буквальный – буквенный (перевод, восприятие, обозначение, смысл);
Взрывной – взрывчатый (вещество, механизм, устройство, характер, смесь);
Вкусный – вкусовой (пища, ужин, свойства, запах, ощущения);
Демократический – демократичный (человек, государство, взгляды, печать, стиль, поведение, воспитание).
Объясните значение следующих фразеологизмов. (В случае затруднения обращайтесь к словарю).
Без году неделя; беречь как зеницу ока; бросать камешки в чей-нибудь огород; ловить рыбу в мутной воде; вот где собака зарыта; выеденного яйца не стоит; выносить сор из избы; держать камень за пазухой; купить кота в мешке пыль в глаза пускать.
Практическая работа:
лексические изобразительные средства языка;
происхождение, строение и назначение фразеологизмов;
лексические ошибки и их исправление;
словотворчество поэтов и прозаиков;
стилистический анализ текста.
Раздел III. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Способы словообразования.
Стилистические возможности словообразования.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Должен знать:
способы словообразования.
Должен уметь:
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТОРОЛЯ.
Что изучают такие науки о языке, как морфемика и словообразование?
Что такое морфемы и аффиксы? В чем их различие и какова их функция?
Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу?
Назовите все способы словообразования в русском языке, охарактеризуйте каждый из них и приведите свои примеры на каждый способ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Подберите по три слова, которые состоят:
А) из одного корня;
Б) из корня и окончания;
В) из приставки, корня и окончания;
Г) из приставки, корня, суффикса и окончания.
2. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов:
Любопытный, медвежонок, беспросветный, безжалостный, самоучитель, перераспределение, благотворительность, потеряешься, шестигранный.
Определите способ словообразования в следующих словах:
Подснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель.
В следующих предложениях найдите слова, в которых есть ошибки в словообразовании или в употреблении. Исправьте эти предложения.
а) Нас всех поразила его бесстрашность.
б) Бессомненно, это очень важно для меня.
в) Вдалеке показался какой-то невзрачныйдомушко.
г) Мой дедушка говорил, что мед очень пользителен для здоровья.
д) Мимо нас пронеслась какая-то легковушка.
Раздел IV. МОРФОЛОГИЯ.
Самостоятельные и служебные части речи.
Нормативное употребление форм слова.
Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
Должен знать:
Самостоятельные и служебные части речи.
Должен уметь:
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучают грамматика и морфология? Как они связаны между собой?
Дайте определение следующим понятиям: «грамматическое значение слова», «словоформа».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Определите род следующих существительных:
Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби.Образуйте множественное число следующих существительных:
Фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, сосед, дворянин, болгарин, цыган. Фарфор, крем, рожь, молоко, молодость. Доктор, директор, тополь, отпуск.
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
а) Я вымыла голову хорошейшампунью.
б) Окна были завешены тонкой тюлью.в) Она высказала мне свои недовольства.
г) В моей авторучке было красное чернило.
д) Редактора исправили текст.
4. Следующие прилагательные в краткой форме измените по родам и числам и поставьте
ударение в каждой форме:
Добр, прав, свеж, чист, резок, пуст, глуп, прям, прост.
От следующих прилагательных образуйте, где возможно, краткую форму.
Великий, отличный, мужественный, смелый, бесчисленный, прекрасный, каменный, легкомысленный, горячий, дивой, веселый, ответственный, нелепый, торжественный.Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их:
А) Мы пригласили в гости обоих подруг.
Б) Трое девочек играли в мячик.
В) Под окнами стояли четверо машин.
Г) Мне нужны двое ножниц.
Д) В институте учатся около двести человек.
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении глагольных форм и исправьте их:
А) Спортсмены на поле мечут ядро.
Б) Героем двигают высокие чувства.
В) Весь его пыл скоро иссякнул.
Г) Кто-то махает мне рукой.
Д) Я одел шапку и выбежал из дома.
Практическая работа:
Морфологический разбор частей речи;
Стилистический анализ грамматический форм в тексте;
Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов
Использование заданных форм слова в предложении и тексте, использование грамматических синонимов.
Раздел V. СИНТАКСИС.
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
Простое, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение. Актуальное членение предложений.
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. формы).
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Должен знать:
синтаксический строй предложений.
Должен уметь:
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
создавать собственные тексты учебно-научного, официально-делового стилей.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Назовите выразительные средства русского синтаксиса. Приведите свои примеры.
Назовите примеры нарушения синтаксических норм и способы их исправления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Найдите ошибки при согласовании подлежащего м сказуемого, запишите правильный вариант:
А) Дед с бабушкой уехал в свой родной город.
Б) На столе лежало четыре книги.
В) Большинство людей не знали, что делать в этой ситуации.
Г) Тысяча книг поступили на выставку
2. Найдите в предложениях ошибки, связанные с порядком слов. Запишите правильный
вариант:
а) Мальчик съел котлету вместе со своей овчаркой.
Б) Сегодня ко мне в новой куртке пришел мой друг.
В) Сегодня очень жарко днем.
Г) Меня фильм этот заинтересовал очень.
Раздел VI. НОРМЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ.
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Должен знать:
правила правописания;
понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.
Должен уметь:
пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что такое орфограмма? Назовите основные типы и виды орфограмм, приведите свои примеры.
Назовите основные принципы русской орфографии. Приведите примеры.
Может ли орфографическая ошибка повлиять на изменение лексического значения?
Что такое пунктуация и что такое знаки препинания?
Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания?
Каковы основные принципы русской пунктуации? Приведите свои примеры.
Назовите функции всех знаков препинания. Приведите примеры.
Раздел VII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного: сфера их использования.
Жанры деловой и учебно-научной речи.
Должен знать:
функциональные стили литературного языка;
иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Должен уметь:
различать тексты по их принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что такое текст? Каковы его признаки?
Назовите основные типы текстов. Приведите примеры.
Что такое стиль? Назовите функциональные стили литературного языка и дайте их развернутую характеристику. Приведите примеры.

2. Просклоняйте следующие словосочетания:

полтора яблока, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро

ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов; 20,7 секунды.

Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенными цифрами, поставьте их в нужной форме.

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушка).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20,5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

Местоимение

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантический признак: указывает на лицо, предметы, признаки и количество или спрашивает о них, но не называет их. Местоимение – это то, что употребляется «вместо имени», то есть местоимения употребляются вместо имен существительных, имен прилагательных, имен числительных.

2. Морфологические признаки: имеет морфологические признаки той части речи, вместо которой оно выступает в предложении.

3. Синтаксические признаки: выполняет синтаксическую функцию той части речи, вместо которой оно выступает в предложении.

По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на девять разрядов.

Разряды местоимений

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

2. Возвратное: себя.

3. Притяжательные: мой, твой, его, ее, наш, ваш, их.

4. Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

5. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, каков, сколько.

6. Относительные: те же вопросительные, но не содержащие вопроса.

7. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, сколько-то.

8. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

9. Определительные: сам, самый, весь, всякий, иной, любой, другой, каждый.

Личные местоимения

Личные местоимения указывают на лицо или предмет и отвечают на вопросы: кто?, что?

Личные местоимения я (1 -е лицо) и ты (2-е лицо) указывают на участников речи, а местоимения он, она, оно, они (3-е лицо) указывают на лицо или предмет, о котором говорится.

Местоимения мы, вы не обозначают «много я» или «много ты», поэтому по значению они не являются множественным числом местоимений я и ты, они указывают на говорящего и его собеседников: мы – «я и другие», а вы – «ты и другие».

Местоимения 3-го лица имеют категорию рода: он, она, оно.

Личные местоимения не могут иметь при себе определения, выраженные прилагательными, но могут иметь обособленные определения: «А он, мятежный, ищет бури» (нельзя сказать «мятежный он»).

В предложении могут быть подлежащим и дополнением.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя указывает на то, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо: Сколько помню себя, все время учусь.

Оно не имеет рода, числа и формы именительного падежа, в предложении является дополнением, может выступать в роли частицы: Иди себе с богом.

В предложении выполняет функцию дополнения.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения мой, твой, ваш, наш, свой указывают, какому лицу принадлежит предмет, и отвечают на вопрос чей?

Эти местоимения изменяются по родам (мой, моя, мое), по числам (твой, твой) и по падежам. Они имеют такую же парадигму склонения, как и прилагательные.

Для обозначения принадлежности предмета к третьему лицу употребляются личные местоимения 3-го лица: его, ее, их (его книга, ее перчатка, их собака).

В предложении выполняют функцию определения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Крис эванс родная внучка сталина
Порошенко готовится бежать после выборов
Абинская межпоселенческая библиотека