Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Платон. Академия Платона в Афинах

Религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Школу называли академией, потому что Платон приобрёл на окраине города дом с садом, где и основал философскую школу и поселился сам. Афиняне называли сады и рощи этого живописного уголка Академией (по имени героя Академа).

Перед входом в Академию каждого встречала надпись:‹‹Негеометр да не войдёт››. Она указывала на глубокое уважение Платона к математике вообще и геометрии в частности, как ‹‹науке о самых прекрасных мысленных фигурах›› Он строго изолировал свою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил ее рвом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно. Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учеников производился с осмотрительностью и чуть ли не со всей Греции. Самым любимым учеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился в Академии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, что отношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, стали натянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески - жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает свою матку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который стал замечательным ученым и философом благодаря именно ему. Став самостоятельным мыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона. Аристотелю приписывается выражение, ставшее крылатым: "Платон мне дорог, но истина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону и даже попортил его книги. Поводом к охлаждению взаимоотношений послужило то обстоятельство, что Платон не одобрял его манеры держать себя и одеваться. Аристотель слишком придавал значение одежде и обуви, стриг волосы и любил покрасоваться своими многочисленными кольцами. В его лице было что-то надменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Не приходится говорить, что эти качества, не свойственны истинному философу. Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа, Спевзиппа, Амикла и других, кого отличал всяческим образом, в частности, разрешением принимать участие в своих философских беседах.

Стиль общения Платона с учениками внешне был схож со стилем Сократа, но, в сущности, ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на улицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как это делал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в ранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных и знаменитых, показывая, что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (вспомним хотя бы самого известного его ученика - Аристотеля). Хотя Платон, подобно Сократу и считал что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и, так же как и он называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего.

По примеру пифагорейцев занятия были двух типов: более общие для широкого круга слушателей и специальные для ‹‹узкого кружка посвящённых в тайны философии››. Слава платоновской Академии быстро росла, в ней учились юноши и девушки со всех концов Эллады. Ряд выпускников Академии в дальнейшем стали известными учёными, философами, политиками, законодателями.

Работа Платона в академии дважды прерывалась ещё двумя его посещениями Сицилии в 361 и в 366 годах до н.э. В 367 г. до н.э. умер Дионисий Старший власть в Сиракузах перешла к его сыну Диониссию Младшему. Дион в своих письмах к Платону всячески убеждал его, что наступило благоприятное время для практической реализации в Сицилии платоновских идей о справедливом государственном устройстве, особенно напирая при этом на молодость нового правителя, его почтение к Платону и стремление к философии и образованию. Единственным же результатом пребывания Платона в Сиракузах было изгнание Диона из Сицилии. Сам Платон в Сиракузах находился под надзором. В третий раз Платон посетил Сиракузы с целью добиться примирения Диониссия с Дионом, находившимся в изгнании. Достичь этого ему не удалось. Устав от политических интриг и насилия, Платон, по словам Диогена Лаэртского, больше ‹‹государственными делами не занимался, хотя из его сочинений видно, что он был государственный человек›› Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

Основание Платоном Академии в Афинах стало значительным событием не только для научной, но и для политической жизни греческих государств. Целью школы было воспитание государственных деятелей в духе политико-философского учения Платона. Распространенным является мнение, что основание ее было связано с невозможностью для Платона выступить на политическом поприще и, отсюда - его обращением к «чистой науке», представляется не совсем верным. Не желая принимать участие в политической игре, правила которой казались ему недостойными, он, однако, не отказался от политической деятельности вообще, но избрал для себя иной путь и методы воздействия на погрязшее в смуте общество, смысл которых изложен в его сочинениях. Орудием же изменения окружающего мира должны были стать его ученики - философы и ученые, люди, владеющие искусством политики. Этой цели должна была служить Академия. В самом деле, влияние Академии и ее членов на политические события в Греции и за ее пределами трудно переоценить. Направления этого влияния были совершенно различны - от вмешательства в политику целых государств до мягкого политического давления. Самым впечатляющим по своим результатам был Сицилийский эксперимент Платона и деятельность его учеников в Сиракузах. Из среды слушателей Академии вышли законодатели, советники правителей, ораторы, тираны, тираноборцы, политические мыслители. Следует объяснить, почему политическое влияние Академии проявлялось столь разнообразно, а в сфере практической действиями вышедших из школы Платона политиков руководили подчас не только высокие, но и низменные побуждения. Стремление Платона заложить философские основы в политике, в которой он видел высшее искусство, неизбежно наталкивалось на жесткие условия реальной жизни в переходную эпоху, изменить которые было не под силу законодателю или философу-правителю. Значение Академии как школы государственных деятелей заключалось не в способности ее учеников излечить больное общество, а в том, что гражданской апатии, политическому цинизму и авантюризму она стремилась противопоставить программу совершенствования общества, «разбудить» политическую активность граждан, возродить искусство политики. А поразительное разнообразие этой политической активности учеников Платона является свидетельством особого (сократовского) метода воспитания, предполагавшего высокую степень терпимости, духовный суверенитет, свободу выбора.

Она не являлась официальным правовым учреждением и не была привязана к государству или церкви. Платоновская академия во Флоренции - вольное сообщество свободных людей, сформированное из разных слоев, имеющих различные профессии, приехавших из разных мест, которые влюблены в Платона, неоплатонизм, Filosofia Perennis.

Сюда съезжались и духовные представители (епископы, каноники), и светские персоны, и поэты, и живописцы, и архитекторы, и республиканские правители, и так называемые бизнесмены той эпохи.

Платоновская академия во Флоренции (фото представлено ниже) выступала неким братством разносторонних талантливых личностей, которые впоследствии стали знаменитыми. К ним можно отнести: Кристофоро Ландино, Анджело Полициано, Микеланджело Буанаротти, Пико де ла Мирандола, Лоренцо Великолепного, Франческо Катании, Боттичелли и пр.

Итак, в данной статье речь пойдет непосредственно о братстве гениев, которое получило название "Платоновская академия во Флоренции" (лидер - Фичино).

Предпосылки ее создания

Импульс к возрождению назревал уже достаточно давно. Несмотря на то что временными границами той эпохи принято считать XII - середину XVII вв., все-таки ее кульминация, апофеоз приходится на XV -XVI вв. Центром была Италия, точнее, Флоренция.

В это время она пребывала в самой глубине европейской светской и культурной жизни. Именно туда из Германии прибывали в целях изучения искусства, науки. В Париже новшества из Флоренции приковывали внимание профессоров Сорбонны, которые расценивали их чуть ли не в качестве «нового Евангелия».

Немаловажную роль, которую сыграл этот город в рассматриваемой эпохе, описал Р. Марсель. Он считал, что стоит признать отсутствие условий для данного рода возрождения где-либо еще. Именно Флоренция - как центр гуманизма, очаг света - смогла привлечь все без исключения богатства людского духа. Это было место, где собрались наиболее драгоценные рукописи, где можно было встретить выдающихся эрудитов. Помимо этого, Флоренция отождествлялась им с гигантской художественной мастерской, куда каждый вносил имеющийся талант.

Таким образом, не остается вопросов по поводу того, почему же именно Платоновская академия во Флоренции, лидер которой - Фичино, явила миру неповторимых гениев, своими произведениями внесших несравненный вклад в самые разные области нашей жизни.

Афины Запада

Так назвали Флоренцию из-за того, что после завоевания турками Константинополя туда стекались культурные и духовные богатства Из единого «мистического стебля» появилось неповторимое явление как в истории так и Европы в целом, получившее название "Платоновская академия во Флоренции". Фичино - философ-платоник - возглавил ее. Другое название академии - «Платоновская семья», она имела хоть и короткую, но достаточно блестящую историю своего существования. Существенно помогли этому известные правители Флоренции - и его внук Лоренцо.

Краткая история «Платоновской семьи»

Платоновская академия во Флоренции была учреждена в 1470 году вышеупомянутым Козимо. Пик процветания приходится на время правления его внука выступающего ее членом. Несмотря на недолгий расцвет академии (10 лет), она оказала существенное влияние на культуру и мысль Европы. Платоновская академия во Флоренции вдохновила известнейших мыслителей, художников, философов, ученых, политиков, поэтов своей эпохи. Она была не просто местом собрания высокодуховных, талантливых и умных людей. Можно с уверенностью сказать, что Платоновская академия во Флоренции - это братство единомышленников, критерием объединения которых являлись мечты о новом, лучшем мире, человеке, будущем, так сказать, золотом веке, достойном попыток возрождения. Многие называют это философированием, а иногда даже образом жизни. Специфическое состояние сознания, души...

Платоновская академия во Флоренции, идейный лидер которой - Фичино, создает новый духовный климат, благодаря чему были выработаны, развернуты модели (идеи), до сих пор признанные главными идеями эпохи. Достояние, оставленное «Платоновской семьей», колоссально. Платоновская академия во Флоренции - носитель того, что называется мифом Ренессанса. Можно сказать, что ее история - история Великой Мечты.

Платоновская академия во Флоренции: М. Фичино

Он был и философом, и ученым, и теологом, и выдающимся мыслителем эпохи Возрождения, который оказал существенное влияние на эволюцию философии XVII - XVIII вв.

Марсилио родился неподалеку от Флоренции (19.10.1433 г.). Он изучал латынь и греческий язык, медицину, философию. Достаточно рано у него проявился интерес к Платону (его школе). Покровительство Козимо Медичи и его преемников сыграло весомую роль в том, что Фичино посвятил всего себя именно научным знаниям.

В 1462 году он был признан идейным лидером Платоновской академии во Флоренции, а в 1473 году стал священником, занимал ряд церковных постов высокого ранга. Его жизнь прервалась в Кареджи, недалеко от Флоренции (01.10.1499).

Заслуженные работы Фичино

Марсилио принадлежат несравненные переводы на латынь Платона и Плотина. Их полные собрания в (публикация в 1484/1492 гг.) были широко востребованы вплоть до XVIII столетия.

Он также перевел и других неоплатоников, таких как Ямвлих, Порфирий, Прокл Диадох и пр., трактаты Герметического свода. Популярны были и его выдающиеся комментарии к платоновским и плотиновским сочинениям, а один из них (к платоновскому диалогу под названием «Пир») стал источником большого числа рассуждений касательно любви среди мыслителей, писателей, поэтов эпохи Возрождения.

По мнению Марсилио, Платон расценивал любовь в качестве духовного отношения между так называемыми человеческими существами, которое основано на их первоначальной внутренней любви к Господу.

Платоновская теология о бессмертии души

Это важнейшая философская работа Фичино (1469-74 гг., 1-е издание - 1482 г.). Она представляет собой метафизический трактат (изощренный), где учение Платона, его последователей преподносится в согласии с существующей христианской теологией. Данный труд (высокосистематическое произведение именно итальянского платонизма за все Возрождение) сводит всю Вселенную к 5 фундаментальным принципам, а именно:


Основная тема трактата - бессмертие человеческой души. Фичино считал, что задача нашей души - созерцание, которое завершается непосредственным узрением Бога, однако, ввиду редкого достижения данной цели в рамках Земли, ее будущая жизнь должна приниматься как постулат, где она достигает своего предназначения.

Знаменитые произведения Фичино в области религии, медицины и астрологии

Широкую популярность получил такой трактат, как «Книга о христианской религии» (1474 г.). Переписка Марсилио - богатый источник исторической, биографической информации. Большинство писем являются по факту философскими трактатами.

Если рассматривать другие работы, которые посвящены медицине, астрологии, то можно выделить «Три книги о жизни» (1489 г.). Марсилио Фичино - один из ведущих мыслителей зарождающейся эпохи Возрождения, значительных представителей ренессансного платонизма.

Восприятие Бога с позиции Фичино

Согласно Эрвину Панофскому, его система находится где-то посередине между схоластикой (Бог в качестве трансцендентности конечной Вселенной) и последними пантеистическими теориями (Бог - тождество бесконечного мира). Как и Плотин, он понимает Господа как невыразимое Единое. Его восприятие Бога сводится к тому, что Господь единообразен, всеобразен. Он - действительность, однако не примитивное движение.

Согласно Фичино, Бог создал наш мир, «мысля самого себя», так как в его рамках существовать, мыслить, желать - все одно. Господь - не во всей Вселенной, не имеющей границ, а потому бесконечной. Но Бог в то же время в ней ввиду того, что он ее наполняет, при этом не наполняясь сам, так как он есть сама полнота. Так пишет Марсилио в одном из своих диалогов.

Фичино: последние годы его жизни

В 1480-90 гг. Марсилио продолжает изучать «благочестивую философию». Он переводит на латинский язык и комментирует плотиновские «Эннеады» (1484-90 гг., издаются в 1492 г.), порфирийские сочинения, а также Ямвлиха, Ареопагита, Прокла (1490-92 гг.), Пселла и прочих.

Он проявляет сильный интерес к такой области, как астрология. В 1489 г. Фичино публикует медико-астрологический трактат под названием «О жизни», после чего назревает конфликт с высшим духовенством католической церкви, точнее, с папой Иннокентием VIII. И лишь серьезное покровительство спасает Фичино от обвинений в ереси.

Затем в 1492 г. Марсилио пишет трактат под названием «О солнце и свете», который публикуется в 1493 г., а в следующем году завершает толкования к диалогам Платона. Закончилась жизнь лидера «Платоновкой семьи» за комментированием произведения «Послание к римлянам» (апостол Павел).

Платоновская академия во Флоренции: Ландино

Он был профессором риторики. Еще в юношеские годы Кристофоро проявил себя в поэтическом состязании (1441 г.). Ландино был другом и советником Фичино. Кристофоро признан первым из известнейших комментаторов Вергилия, Данте, Горация. Непосредственно он издает великого Данте, благодаря ему мир узнает еще об одной мечте (заботе) академии: реабилитировать этого поэта, сделать все, чтобы люди признали его в качестве одного из несравненных поэтов, гениев, который достоин почитания точно так же, как и Вергилий, другие творцы античного мира.

Кристофоро записывает ряд бесед в Платоновской академии, ввиду чего они дошли до наших времен.

Ландино своими выдающимися трактатами вносит несравненный вклад в такую проблему, как «соотношение жизни активной с жизнью созерцательной» - первый из главных вопросов, которые активно обсуждались философами Возрождения.

Напоследок стоит напомнить, что в статье было рассмотрено выдающееся сообщество единомышленников эпохи Возрождения, известное как Платоновская академия во Флоренции (идейный лидер - Марсилио Фичино).

Платон (Πλάτων) был вторым из великой триады древнегреческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля, которые заложили философские основы западной цивилизации. Его настоящее имя было Аристоклес, в юности его прозвали Платоном за его широкое лицо и лоб.

Как потомок знатного рода, Платон получил в детстве и в подростковом возрасте знания и образование у лучших учителей того времени . Он изучал поэзию, точные науки, музыку, занимался спортом. Но решающим для его нравственно-духовной ориентации было знакомство с Сократом. В тот период Платону было двадцать лет. Следует также отметить, что его ранние личные устремления были, вероятно, политическими, но встреча с Сократом навсегда изменили его духовную ориентацию, разрушила юный поэтический настрой и привела к философии.

В конце концов, Платон почувствовал отвращение к насилию и обнаружил, что в Афинской политике не было места для добросовестного человека. Убийство Сократа и дальнейшая последовательная психологическая атмосфера в древних Афинах , чуть позже привели к тому, что Платон вместе с другими учениками Сократа уезжают из Афин в Мегару.

Академия Платона (Ακαδημία Πλάτωνος)

Академия, основанная Платоном в Афинах, по литературным источникам и археологическим находкам, становится первым организованным духовным центром человечества на университетском уровне.

Академия была основана Платоном, вероятно, в 387 году до нашей эры или в следующем году, после возвращения его из первой поездки в Сиракузы.

Академия располагалась в большом парке, на площади в 15 акров, в районе, где поклонялись мифическому герою Академу, отсюда и название школы. О правилах работы и методах обучения в академии Платона, известно немного.

Платон давал устные уроки , его ученики записывали услышанное для лучшего изучении предмета. Лекции Платона для более широкой аудитории были направлены на то, чтобы отобразить методы, которыми должен следовать каждый мыслящий человек и не искушаться мудростью софистов .

Цель преподавания Платона заключалась в том, чтобы решать и ограничивать научными методами все области знаний , так называемые теоретические, а также позитивные науки. Чтобы культивировать и приобретать истинное знание, условием было идти по пути добродетели.

Хотя Платон не отличается своим вкладом в математическую науку, тем не менее, точные науки имели преобладающее значение в обучении. Решающую роль на уровне математических исследований, сыграл приход выдающегося математика Евдокса Книдского, который в сопровождении своих учеников присоединился к академии Платона. В этой области академия открыла новые пути главным образом путем отделения изучения геометрии от арифметики, а также систематического исследования музыки и гармонии в астрономии.

Преподавание в академии Платона включало в себя все направления философии, диалектики, математики, астрономии, естественных наук, политической теории и музыки, в то время как преемственность в ее руководстве осуществлялась путем выбора среди ее основных членов, так называемых «партнеров».

Академия Платона продолжала работать в течение трех столетий, здесь учились и преподавали величайшие философы и ученые позднего классического и эллинистического периода, такие как Аристотель , Ксенократ, Гераклид Понтийский, Аркесилай, Филон из Лариссы и другие.

В 86 году до н.э., во времена Митридатовых войн , вторгшиеся войска римского генерала Суллы, разрушили рощу и большую часть академии Платона, в результате чего философская деятельность там была прервана, через года была восстановлена вновь. Закрыта окончательно академия Платона была по приказу византийского императора Юстина I, который таким образом боролся с язычеством.

Популярные статьи

Рождество в Греции 2018 - 2019

Рождество (Χριστούγεννα) - это праздник воспоминания о рождении Иисуса Христа, самый большой праздник всего Христианского мира.

Президентский дворец в Афинах

Президентский дворец - неоклассическое трехэтажное здание расположено в центре греческой столицы , позади Национального парка и парламента, на улице Герода Аттика.

Национальный гимн Греции

Сто пятьдесят восемь куплетов включает в себя национальный греческий гимн - это самый длинный гимн в мире. По этой причине гимн стал мировым рекордом и был занесён в «Книгу рекордов Гиннесса». В большинстве случаях исполняются первые два куплета.

Остров Закинф (Закинтос, Ζάκυνθος), расположен в Ионическом море, в 18 км от полуострова Пелопоннес , форма его напоминает треугольник, площадь составляет 406 кв. км, население острова - 41 тыс человек. Это самый густонаселенный остров Ионических островов.

Фасоль «мавроматика» с перцем, помидорами и чесноком (Μαυρομάτικα φασόλια με πιπεριές, ντομάτα και σκόρδο)

По-гречески: мавро - чёрное, матья - глаза, применив наши познания в греческом языке, получается название фасоли «чёрные глаза» (мавроматика). Эта фасоль имеет ряд преимуществ - не требует предварительного замачивания, занимает меньше времени в приготовлении.

Платон (около 429-347 годы до н.э.) был одним из учеников Сократа и испытал на себе сильное влияние его философии. После смерти Сократа он уехал из Афин, а по возвращении учредил собственную школу - Академию (Academeia или Kekademeia) (около 385 года до н.э.), которой руководил на протяжении последующих 40 лет. Название школы не связано с современным пониманием слова «академический». Академия была названа в честь аттического героя Академа, так как располагалась в священной роще, где почитался этот герой, в миле к северо-западу от Афин. Академ помогал Диоскурам в поисках их сестры Елены, похищенной из Спарты Тесеем.

В произведениях Платона не дается систематического объяснения его взглядов - частично подобная ситуация объясняется тем, что он, судя по всему, не создал завершенной философской системы, а частично - тем, что его взгляды излагаются в виде ряда диалогов, из которых можно вывести его философские представления. Идеи, содержащиеся в упомянутых диалогах, весьма сложны. Например, Платон полагал, что человек может быть добропорядочным, лишь придерживаясь правильных мнений и даже не зная, что такое добро. Впрочем, подобная точка зрения весьма сомнительна, поскольку если человек не знает, что такое добро, то он не сможет и различить, какая из новых идей является правильной, а какая - нет.

Платон считал, что объекты познания (включая абстрактные понятия, такие как «красота») являются реальными, тогда как объекты математического знания, такие как «идеальный треугольник», существуют только в мире Идей или Форм. Соотношение между этим миром и миром реальности неясно. Также Платон полагал, что человек представляет собой двойственность души и тела, причем душа получает представление о мире Идей еще до рождения, и поэтому наши знания по сути своей являются воспоминаниями души о мире Идей. Соответственно, Платон выступал за развитие души и подавление желаний тела. Также, по его мнению, Добро каким-то образом (каким - не объясняется) находится за пределами всех прочих Идей и является причиной всех вещей. Отсюда и происходит стремление души познать Добро. Основное влияние на философию Платона, конечно, оказал Сократ, однако в его трудах заметно также влияние Гераклита, Парменида, Эмпедокла и пифагорейцев.

Создавая свою Академию, Платон в первую очередь стремился дать потенциальным государственным деятелям философские представления, необходимые для участия в управлении государством. Считается, что программа занятий в Академии была аналогична описываемой в «Государстве» Платона и, вероятно, включала политическую теорию, математику и диалектику. Как учебное заведение, в котором преподавали философию и науку, Платоновская академия, претерпев, конечно, множество изменений, просуществовала до 529 года н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах.

В III веке н.э. в Римской империи возникла философия неоплатонизма, основанная на философии Платона, но при этом испытавшая влияние и других философских учений - в частности, философии Аристотеля и стоицизма.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 437-438.

платон конфуцианство философский даосизм

Платон организовывает свою школу примерно в 387 г. до н. э. близ Афин, в роще, названной в честь героя Академа. Её прототип - школа Пифагора, с учениками которой Платон познакомился во время своих путешествий. «Технологии Сократа были развиты его учеником Платоном, основавшим Академию. Обычно в ходе академических занятий на обсуждение выставлялся «тезис», то есть вопросительное предложение типа: можно ли научить добродетели? Один из двух собеседников оспаривал тезис, а другой защищал. При этом первый задавал второму вопросы, хитроумно подбирая их так, чтобы тот в своих ответах вынужден был признать нечто противоречащее тезису, который он отстаивал. У задающего вопросы своего тезиса не было. Диалектика учила не только опровергать или с умом задавать вопросы, но также и отвечать, избегая ловушек вопрошателя. (Обсуждение тезисов - обычная форма преподавания в античности - будет использоваться и в средневековых университетах.) Посттренинговое сопровождение в Академии Платона - это встречи выпускников, активных участников политических игр того времени. Встречи тоже представляли собой диспуты, в которых предмет диспута, его содержание не очень важны. Важна сама практика диалога и достигаемое благодаря этой практике преображение. Иногда задача майевтической беседы - привести беседующих к апории и таким образом открыть для них пределы языка, показать им, что не всегда возможно сообщить другим свой опыт. Поэтому встречи-пиры часто заканчивались молчанием-созерцанием». Ширшов А. В., Занимательная история тренинга и консалтинга, СПб, «Речь»; «Генезис», 2007 г., с. 81-82.

«Академия Платона предполагала совместную жизнь наставников и учеников, что давало возможность воздействовать не только словом, но и личным примером. Академия Платона будет славиться не только достоинством своих членов, но и совершенством организации. Платон считал, что благодаря философскому воспитанию влиятельных людей государства можно изменить политическую жизнь. Обучающиеся в Академии должны были не только освоить рациональный метод мышления благодаря изучению математики и логики, но и достичь внутреннего преображения. Их главной целью должно стать стремление к высшему благу. Платон создает общность, образовательную среду, относительно независимую от полиса, которая формировала духовно-развитого индивида, способного мыслить и жить разумно. Диалог как одна из главных форм обучения и воспитания - это не навязывание своей точки зрения другому, а совместный поиск истины. Он учит ставить себя на место другого и тем самым преодолевать ограниченность своей собственной точки зрения. Собеседники как бы открывают в самих себе истину, которая существует объективно, независимо от них. Они учатся преодолевать ограниченность собственного мнения и достигать всеобщности». Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 114.

Позже ученик Платона Аристотель создал свою школу - Ликей. В Академии сам Платон вёл обучение на протяжении почти 40 лет. Над воротами сада, в котором проходили занятия, по легенде, была высечена надпись: «Негеометр да не войдёт». Свой дом, расположенный там же, Платон называл «домом музы» - мусейоном. Академия Платона просуществовала несколько столетий, и была закрыта как языческая в 529 году нашей эры указом христианского императора Юстиниана I. Несмотря на это, влияние Платона и Академии велико, и на века сформировало одно из главных направлений европейской философии - платонизм и неоплатонизм.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Академия Платона в Афинах
Руднев всеволод федорович
Биография. Иван Старов. Архитектура - его жизнь Что важного сделал иван старов кратко