Куда же приплыл Ковчег Ноя? Золотые барки Скрепленные канатом несколько платов.
Полезная модель относится к водному транспорту леса, в частности, к опорам для крепления плотов. Устройство содержит сваи скрепленные проволочными скрутками и дополнительно снабжено горизонтально расположенной в грунте со стороны плота опорной балкой и жесткими связями, соединяющими балку со сваями, причем связи соединены с балкой на расстоянии 0,207L от каждого торца балки, где L - длина балки. 1 с.п. ф-лы, 2 илл.
Полезная модель относится к водному транспорту леса, в частности к опорам для крепления плотов.
Известно использование в качестве береговых свайноОподкосных опор, которые представляют собой несколько параллельных свайных стенок, соединенных между собой системой подкосов. Канат выноса плота крепят за анкер, который укладывают за последнюю от уреза воды стенку (Камусин А.А. и др. Водный транспорт леса: учебник для ВУЗов /Под ред. В.И.Патякина. - М.: МГУЛ.2000, - с.142).
Недостаток данных опор - невозможность использования их в русле реки.
Наиболее близким к заявляемому решению является свайный куст для швартовки плотов, содержащий центральную и наружные сваи, закрепленные поперечными проволочными скрутками (А.с. 658059, СССР, МКИ B65G 69/20, 1979). Данный свайный куст принят за прототип.
Недостаток прототипа - малая допускаемая нагрузка на опору.
Задача, на решение которой направлена полезная модель, устранение указанного недостатка.
Это достигается тем, что сваи устройства жесткими связями соединены с горизонтально расположенной в грунте со стороны плота опорной балкой на расстоянии 0,207L от каждого торца балки, где L - длина балки.
Перечисленные существенные признаки позволяют увеличить допускаемую нагрузку на устройство.
Полезная модель иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 показано устройство, вид сбоку, на фиг.2 - тоже, вид сверху.
Устройство содержит сваи 1, соединенные между собой в куст проволочными скрутками 2, и жесткими связями 3 соединенные с горизонтально расположенной в грунте со стороны плота опорной балкой 4, причем жесткие связи соединены с балкой на расстоянии 0,207L от каждого торца балки, где L - длина балки.
Монтаж устройства осуществляется следующим образом. На плотбище (затопляемая в зимнее половодье площадка) забивают несколько свай 1 (на фиг.2 заштрихованы). Перед сваями со стороны плота заглубляют горизонтально расположенную опорную балку 4 с предварительно закрепленными на ней жесткими связями 3, причем балка располагается так, что ее продольная ось перпендикулярна вертикальной плоскости, проходящей через предполагаемое направление действия нагрузки. Затем жесткие связи соединяют с забитыми сваями и забивают еще необходимое количество свай. После этого сваи соединяют между собой проволочными скрутками 2, а грунт под балкой выравнивают и уплотняют.
Канатами 5 крепят за устройство формируемый на плотбище плот 6. Весной плотбище затопляется водой и плот всплывает. Устройство вступает в работу.
Предлагаемое устройство позволяет увеличить нагрузку на опору. Кроме того, при креплении жестких связей на расстоянии 0,207L от каждого торца балки изгибающий момент, действующий на балку, будет минимальным. Это позволяет повысить надежность работы устройства.
Устройство для крепления плотов, содержащее сваи, скрепленные проволочными скрутками, отличающееся тем, что устройство снабжено горизонтально расположенной в грунте со стороны плота опорной балкой и жесткими связями, соединяющими балку со связями, причем связи соединены с балкой на расстоянии 0,207L от каждого торца балки, где L - длина балки.
Когда судно подходит к причалу, его необходимо как-то закрепить. , которым привязывается морское судно называется швартовым. А причаливание к пирсу моряки называют швартовкой. При швартовке швартовый канат закрепляется вокруг кнехта. Часто встречающееся в романах о море выражение: «отдать швартовы» обозначает, что швартовый канат снимается с кнехта.
Естественно, чтобы удержать тяжелое судно, канат должен быть очень прочный. Аналогичные швартовому буксирный и якорный канаты. Это самые мощные канаты на корабле. Во времена парусных судов канаты в морском деле использовались очень широко, ныне их применение значительно ограничено, большие корабли используют и другие буксирно - швартовочные устройства. Но для маломерных судов применение канатов и сегодня весьма актуально. Каким же должен быть канат, которым привязывается морское судно, или швартовый канат для маломерных судов? Длина такого каната обычно составляет 20-30 метров, а толщина зависит от водоизмещения судна. Если перевести этот термин в сухопутные понятия, то от веса судна.
Швартовочные канаты производят из натуральных или синтетических волокон. Синтетические канаты по определению прочнее. Так вот, для судна водоизмещением 200-300 кг достаточно синтетического каната диаметром в 4-5 мм. Если же канат из растительных волокон, то его толщина должна быть в 2-3 раза больше.
Естественно, при возрастании водоизмещения увеличивается и толщина швартовочного каната. Кроме прочности морской канат, с том числе и швартовочный канат должен обладать еще некоторыми качествами. К примеру, он не должен размокать и изменять свои свойства в соленой морской воде. Раньше, когда канаты изготавливали исключительно из растительного волокна (к примеру. манильские, сезалевые, пеньковые канаты) их качественно смолили. Это несколько снижало их прочностные свойства, но защищало от воздействия воды. Ныне существуют и другие способы защиты канатов, кроме того, канаты из синтетических волокон воды не боятся. Тем не менее, из какого бы материала не были изготовлены канаты, они требуются ухода. После того, как швартовочный канат извлечен из воды, его следует хорошо просушить. А если канат сильно загрязнен, то его следует предварительно вымыть. В качественной просушке нуждаются и канаты из синтетических волокон.
скрепленные в несколько рядов бревна для плавания
Альтернативные описанияПлавучая площадка для переправы людей и грузов
Плоскодонное судно для переправы через реку
Примитивное плавсредство
Скрепленные в несколько рядов бревна для сплава леса или переправы по воде
Сооружение посреди Немана, на котором Александр I и Наполеон подписали в 1807 г. Тильзитский мир
Средство передвижения на воде
Транспортная единица при лесосплаве, состоящая из пучков бревен
У Юрия Лозы он «вовсе не так уж плох»
Песня Лозы
Сооружение посреди Немана, на котором Александр I и Наполеон подписали в 1807 году Тильзитский мир
Бревна, пущенные на самотек
Картина французского живописца Т. Жерико «... Медузы»
Что путешественник Тур Хейердал построил из бальзового дерева?
Речной плавщик
Шлягер Юрия Лозы
Дрейфующая связка бревен
. «свитый из песен и слов»
Плавучие бревна
Связка бревен на воде
Бревна, ставшие транспортом
Судно для рафтинга
Свитый из песен у Юрия Лозы
Мегахит Юрия Лозы
Коллектив крепко сплоченных бревен
Шлюпка-малютка
Хит Юрия Лозы
Накат землянки, спущеный на воду
Бревенчатое плавсредство
Плавсредство лесосплавщиков
Вовсе на так уж плох у Лозы
Транспорт, воспетый Юрием Лозой
. «свитый из песен и слов» у Лозы
Коллектив бревен с крепкими связями
Плавсредство со сплавщиком на борту
Плавучая площадка
Плавсредство
Надувное плавсред-во
Плавсредство сплавщиков
Накат землянки, спущенный на воду
Связанные бревна на реке
Прадедушка корабля
Песня Юрия Лозы
Скрепленные между собой бревна для переправы или для сплава леса
Связанные между собой плавучие предметы для перевозки грузов, людей
Скрепленные в несколько рядов бревна для сплава или переправы
Плот - это прежде всего средство сплава или переправы. Он менее маневрен, тихоходен и может использоваться только на достаточно глубоких реках, с быстрым течением, на которых нет непроходимых завалов. Обладая такими положительными качествами, как плавучесть, прочность, остойчивость, стойкость к волне, плот позволяет успешно преодолевать сложные естественные препятствия, характерные для горных и таежных рек.
Среди многих конструкций плотов, используемых в путешествиях, можно выделить несколько типов которые отличаются размерами, способами связывания и основными материалами, обеспечивающими плоту необходимый запас плавучести.
Наибольшее распространение получили плоты, основание которых вяжется из сухих стволов ели, лиственницы, кедра, пихты и др. Для постройки такого плота достаточно иметь пилу, хороший плотничий топор и необходимые навыки работы с инструментами. При наличии подходящего строительного, материала даже немногочисленной группе вполне по силам изготовить прочное и надежное судно, способное не только поднять их вместе с грузом, но и послушное в управлении.
Для плавания по небольшим, несложным рекам строятся легкие плотики, рассчитанные на двух-трех человек. Плотики могут быть использованы также для рыбной ловли, переправ и при прохождении участков реки, ограниченных завалами или непроходимыми порогами. К постройке плотика часто прибегают в целях экономии времени: связать пять - семь бревен длиной 3-4 м - дело не такое уж сложное. Иногда здесь преследуется и другая цель: в верховьях реки, там, где глубина незначительная, такой плот более удобен для плавания, так как имеет меньшую осадку.
Для плавания по порожистым, горным, таежным рекам используются более прочные и тяжелые плоты, обладающие значительной грузоподъемность» остойчивостью и надежностью связей. Управление ими - дело сложное и возможно лишь при наличии специальной оснастки.
Прежде чем приступить к постройке такого плота надо определить размеры его става: длину, необходимое число бревен, их диаметр. Задача сводится к тому, чтобы не только рассчитать объем древесины, необходимой для обеспечения грузоподъемности, но и найти наиболее выгодные соотношения между его размерами.
Для того чтобы плот обладал хорошими ходовыми качествами, его ширину и длину следует подбирать таким образом, чтобы их отношения равнялись 1: 3. При этом надо учесть, что большая ширина нарушает остойчивость плота, а при большей длине он теряет управляемость.
Прочность плота, его способность в течение длительного времени противостоять большой волне, ударам и подводные камни, скалы зависят в значительной степени от надежности связей между отдельными бревнами. На практике используются два способа связывания бревен: ронжинами (при помощи петель) и стрелами (в открытый или закрытый паз).
При связывании става ронжинами материалом для петель служат крепкая пеньковая веревка диаметром не менее 20 мм, капроновая веревка, стальной трос с антикоррозийным покрытием, а также вицы - эластичные жгуты, изготовленные из веток и тонких молодых деревьев путем их раскручивания, распаривания и т. д.
Размер петли подбирается таким образом, чтобы она свободно охватила два смежных бревна и, перекинута затем через ронжину, позволила нагелю с большим усилием зайти в гнездо, полностью выбрав зазор.
Приступая к разметке, очищенные от сучьев бревна укладывают на поперечные слеги и выравнивают по высоте, Надо сказать, что именно эта предварительная операция решает успех дела. Чем мощнее плот, чем больше бревен предстоит связать, тем тщательней следует производить разметку, обращая особое внимание на сохранение одинакового размера между пазами у каждого брёвна. Если этот размер не будет выдержан в жестких пределах, то при сборке может оказаться, что плот собирается только на одну стрелу, а для того, бревнами. Чтобы избежать истирания о камни, петля утапливается в пазы, прорезанные в нижней части бревна. Снимать кору с ронжины не следует, так как в противном случае обвязка будет скользить. Этот способ связывания бревен используется главным образом для постройки плотика, а также плотов, предназначенных для плавания по относительно спокойным рекам. Окончательную сборку плота, как правило, производят на воде. Бревна поочередно нанизывают на обе стрелы. Если используют открытый паз, то сначала заводят два средних бревна и, закрепив их клиньями, наращивают плот от середины. Закрытый же паз позволяет вести сборку к крайнему бревну, то есть бревна последовательно нанизываются с одной стороны става.
В сравнении с другими типами туристских судов плот - сооружение громоздкое, тяжелое, обладающее большой инерцией, имеющее незначительную собственную скорость относительно потока. Управление им фактически сводится к поперечному перемещению по поверхности реки в те части потока, которые обеспечивают ему наиболее рациональный и безопасный путь. На небольших, мелких реках при сплаве на плотиках часто обходятся шестами, упираясь о дно или камни.
Однако для серьезного плавания по сложным рекам необходимы греби, которые устанавливаются на носу и на корме плота и при помощи которых можно управлять судном независимо от глубины и скорости течения. Опорами для гребен служат подгребицы.
Плоты, связанные из бревен, используются для сплава в таежных или горно-таежных районах, то есть там, где имеется в достаточном количестве лес, пригодный для связывания става. Для постройки деревянного плота пригоден только отборный строевой лес, не подверженный гниению, способный длительное время сохраняться на плаву. А как быть в том случае, если для сооружения плота нет строительного материала?
Широкое распространение получили судна, основанием которых служат резиновые камеры, наполненные воздухом. Они не только пригодны для плавания по рекам различной сложности, но и с успехом могут конкурировать с деревянными ввиду целого ряда преимуществ. При сооружении таких плотов значительно сокращается время на их постройку, они долго сохраняют запас плавучести (деревянные плоты, как известно, в процессе плавания впитывают воду), отличаются небольшим собственным весом, незначительной осадкой и легкостью управления.
Для постройки надувного плота не требуется строевой лес, как известно представляющий большую ценность.
Различают два типа надувных плотов: плоты, собранные из автомобильных (тракторных) или волейбольных камер (последние иногда называют катамаранами или тримаранами).
При расчете грузоподъемности плота здесь так же, как и при постройке деревянного, учитывают вес не только экипажа и груза, но и всех надводных сооружений. Несмотря на то что грузоподъемность камер во время плавания остается постоянной, всегда нужно иметь достаточный запас плавучести на случай прокола одной, а может быть» и двух камер сразу.
При постройке плота часто обнаруживается, что площадь, занимаемая камерами, значительно меньше площади, необходимой для размещения людей, груза и управления. В таких случаях камеры рассредоточивают.
Основанием плота служит жесткая рама, собранная из поперечных и продольных деревянных элементов, прочно скрепленных между собой. В ячейки рамы вставлены автомобильные камеры (в два ряда), которые привязаны к продольным элементам тонкой капроновой веревкой и упираются в поперечно уложенные брусья, скрепленные с рамой ронжинами и веревочными петлями. В местах контакта с брусьями камеры связаны также капроновой веревкой. Сверху плот закрывает настил, собранный из тонких стволов деревьев, кустарника и т. д, Конструкцией предусмотрена возможность ремонта (или замены) отдельных камер без разборки плота в целом. Управление плотом осуществляется при помощи гребей, установленных на П или М-образных подгребицах.
Отправляясь в плавание, нужно обязательно своевременно позаботиться об обеспечении судов (будь то плот или лодка) надежными спасательными средствами, необходимыми для соблюдения безопасности плавания.
К сожалению, обычные стандартные средства: спасательные круги и нагрудники, наполненные пластинчатой пробкой или пенопластом, выпускаемые промышленностью и используемые при плавании на катерах и моторных лодках, - малопригодны для плавания на лодках, так как весьма тяжелы и громоздки. Поэтому изготовление индивидуальных спасательных средств почти целиком зависит от фантазии самих сплавляющихся, их возможностей и наличия подручного материала.
Для этой цели можно использовать надувные волейбольные или футбольные резиновые камеры, которые заключаются в оболочку из рыболовной сети и связываются попарно. Грузоподъемность такой связки может достигать 15-25 кг.
Лежень - формировочный канат (КФ), прокладываемый вдоль плота по рядам пучков и служащий для соединения связей плота с вожжевыми и буксирным канатом. Диаметры формировочных канатов определяются величиной максимальных усилий, возникающих при буксировке плотов (d=12... 32 мм).
ФормировочныекомплектыК и КР предназначены для использования в качестве бортовых и брустверных креплений, секционных, плотовых счалов и полусчалов. Длина комплектов определяется габаритами пучка и плота, способом крепления такелажа и конструкцией плота. По ГОСТу, длина канатной части комплекта изменяется от 4 до 42 м с градацией через 1 или 2 м, в зависимости от длины цепной наставки. Прочность цепи-наставки комплекта составляет 80 % прочности каната, поскольку при эксплуатации такелажа прочность каната теряется гораздо быстрее по времени, чем прочность цепи. Исходя из этого, диаметры канатов принимают от 12 мм до 22,5 мм. Комплекты бывают с рычажным замком КР (рис. 136) и такелажными скобами, которые изготовляются двух типов: с невыпадающим штырем круглого сечения (СК) и с невыпадающим штырем плоскоовального сечения (СО). Конструкция скобы полностью исключает возможность ее утери, так как штырь сделан невыпадающим, а скоба в коуше каната удерживается привариваемой перемычкой. Скобы выпускаются для канатов диаметром 12... 16 и 19... 22 мм.
ПластинчатыесжимытипаСПКвыпускаются четырех типоразмеров и предназначены для соединения под прямым углом канатов поперечного и продольного формировочного такелажа с диаметрами 12... 20 и 15... 30 мм. Этот сжим исключает возможность самораскрытия в процессе буксировки плотов.ПластинчатыесжимытипаСПЦиспользуют для соединения под прямым углом каната и цепи (рис. 137). В отличие от сжима типа СПК он имеет меньшую держащую силу, затрудняет применение гайковерта; здесь большая вероятность потери деталей, но он обладает меньшей массой и стоимостью. Коуши. В концевые петли канатов для обеспечения их прочности заделываются коуши (рис. 138). Для стальных канатов рекомендуется применять коуши, соответствующие по форме и по сечению. Свободный конец петли прикрепляют к канату заплеткой, путем опрессовки алюминиевых обойм, скрутки стальных патрубков и использования сдвоенных сжимов. Прочность заделки от прочности стальных канатов диаметром от 12 до 30 мм принимается: для заплетки 82... 92%, опрессовки алюминиевыми обоймами и для хомутовых сжимов 92... 95 %. Стандартом принята заделка коушей для канатов диаметром до 18 мм одной гильзой, а для канатов диаметром от 18 до 32 мм двумя гильзами (см. рис. 138).
17 Типы сплоточных единиц. Требования к пучкам. Транспортные качества пучков. Расчет пучков.
Сплоточная единица - это группа круглых лесоматериалов, соединенных между собой жесткой или гибкой связью в определенную форму. По форме лесотранспортные единицы делятся на плоские, сигарообразные и цилиндрические.
Плоскими называют сплоточные единицы прямоугольной формы, состоящие из одного или нескольких рядов бревен. К ним относятся плитки, клетки, обрубы, ерши. Из-за трудоемкости изготовления эти сплоточные единицы имеют ограниченное применение.
Сигары- это лесотранспортные единицы сигарообразной формы, имеющие продольное и поперечное крепления. Они бывают сортиментные и хлыстовые. Сигары формируют в рамах-люльках или на плавучих поддонах. Расположение бревен горизонтальное, рядами с перекрытием стыков по высоте и длине.
Пучки - сплоточные единицы цилиндрической формы из параллельно расположенных круглых лесоматериалов - сортиментов
или хлыстов, соединенных пучковыми обвязками. Пучок, как самая простая в изготовлении и дешевая сплоточная единица, получил широкое распространение. Пучки делятся по объему на микропакеты-пучки, высота которых равна максимальному диаметру бревна, сплавляемого в данном бассейне молем. Микропучок - это пучок, объемом до 5 м 3 .
Объем пучка, как эллиптического цилиндра (рис. 78), определяется по зависимости
где В, Н - ширина и высота поперечного сечения пучка, м;- средняя длина бревен или хлыстов, м;- коэффициент полнодревесности пучка, зависящий от диаметра бревен (0,56... 0,70) или хлыстов" (0,4... 0,5).
Возможная осадка пучков определяется глубиной лесосплавного хода и определяется по зависимости
(194)
где Т - осадка пучка, м;Z - донный запас, м, а высота пучка по зависимости
(195)
где-относительная плотность древесины;-опытный коэффициент, равный 0,93. . . 0,95.
Обязательным требованием при сплотке сортиментных пучков является укладка бревен без перекосов и отдельно выступающих бревен комлями в разные стороны (до 30% бревен в пучке разрешается сплачивать короче основной длины на 0,5 м). Общая длина пучка может превышать длину бревен на 0,3 м. Коэффициент формы пучка (см. рис. 78) С = В/Н для озерных, водохранилищных плотов транзитного лесосплава не более 1,5, а местного - не более 1,75, для речных плотов не более 2... 3. На каждый пучок накладываются на расстоянии1...1,5 м от торцов две обвязки. В качестве обвязки в зависимости от объема применяют проволоку диаметром 5,5... 8 мм или равнопрочные комплекты из цепей калибром 6... 8 мм.
Требованиями к хлыстовым пучкам (рис. 79) являются: объем пачек хлыстов 20... 40 м 3 ; торцы комлей в пачке нужно располагать в одной плоскости с отклонением не более 0,5... 1,0 м, а вершины не должны выступать за торцы комлей. Каждая пачка должна иметь две-три проволочные обвязки, или обвязки из проволочных цепных комплектов, или два стропа, рассчитанные на подъем за них пачки. Пучки сплачивают из 2, 4, 6 ,12, 15 пачек, при этом объем пучка соответственно будет равен 40... 80 м 3 , 80... 120 м 3 , 120... 160 м 3 и240.,.320 м 3 . Пачки в пучок укладывают вразнокомелицу. Отклонение длины отдельных пачек от длины пучка допускается не более 2 м. Коэффициент формы для летней сплотки не более 2,0, береговой сплотки - не более 2,5. На пучок устанавливают 2, 3 или 4 обвязки (комплекты) с расположением концевых комплектов на расстоянии 3... 4 м от торцов пучка.
Транспортные качества пучков. Пучки должны обладать транспортными качествами: плавучестью, остойчивостью, волноустойчивостью, прочностью и полнодревесностью.
Плавучестьзависит от плотности древесины, размаха колебания плотности, количества бревен в пучке, интенсивности водопоглощения.
Продольнаяостойчивостьплавающего пучка характеризуется положением его продольной оси относительно поверхности воды, которое зависит от отношений длины пучка к его высотеи плотности древесины к плотности воды
В о л н о у сто й ч и в о сть - способность пучка противостоять выплыванию отдельных бревен или хлыстов или разрушению при буксировке на волнении.
Волноустойчивость пучка зависит: от массы (чем больше масса, тем он волноустойчивее); от коэффициента формы пучка С= 1,35... 1,5 для озерных пучков; от длины пучка (чем больше длина, тем более волноустойчив); от средней плотности древесины и размаха ее колебания.
Прочностьпучка- способность его обвязок противостоять разрушению от воздействия внутренних сил (сил распора) и внешних сил.
Полнодревесностьпучка характеризуется коэффициентом полнодревесности, который определяется отношением объема древесины в лесоматериалах, сплоченных в пучок, к геометрическому объему тела, сформированного из них и заключенного в формировочных или сплоточных связях.