Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

§7–8. Внешняя политика России во второй половине XVI века

Важнейшим этапом в истории становления государственности России является вхождение народов Поволжья в состав державы. Это способствовало этническому развитию русского народа.

начительным моментом в рассмотрении этой темы является история взаимоотношений России с поволжскими народа до присоединения. Известно, что казанские ханы, имевшие прямое отношение к Поволжью, часто совершали набеги на русские земли на протяжении нескольких столетий.

Предпосылки присоединения Поволжья

Необходимость присоединения территории Поволжья была обусловлена для Российского государства как и существенными экономическими причинами торговые пути через Волгу и плодородные земли, так и политическими и социальными.

Государство хотело положить конец набегам казанских ханов на русские земли и народы. С 1547 по 1550 гг. были совершены два неудавшихся похода на Казанское ханство.

Государство возлагало большие надежды на захват ханства. Для русского народа было огромным ущербом постоянный захват пленных, которых уводили в Казанское ханство, а потом продавали на рынках Средней Азии, Крыма и Северной Африки.

Также ханство препятствовало развитию активной внешней политике на Западе. Но все же путем военный силы народы Поволжья присоединились к России. 2 октября 1552 года была взята штурмом Казань, а в 1556 году русские захватили и Астрахань.

Ханство этих городов пало, и это создало благоприятные условия для вхождения народов, находившихся под влиянием ханств, в состав русского государства. Марийцы, чуваши, мордвы и народы Башкирии добровольно присоединились к России.

Одной из главной причиной этого было желание этих народов освободиться от власти ханства.

Племена Башкирии

Народы Башкирии убедились в могуществе России, и поэтому стремились воссоединиться с ней. Но присоединение в некоторой степени затянулось, в основном по причине того, что татарские феодалы пытались восстановить свою власть.

Но сам народ желал освободить от ужасного и несправедливого гнета чужеземных ханов. Западные башкирские племена первыми приняли подданство Российского государства.

Вслед за ними это сделали и южные и центральные племена Башкирии, но для них этот процесс был отяжелен властью ногайских мурз и князей. Постепенно ногайские властители ослабевали, народы Башкирии вели борьбу с их властью и гнетом.

Башкиры четырех племен послали своих представителей в Казань с сообщением о том, что они принимают подданство России. К началу 1557 года почти вся территория Башкирии и все ее племена оказались в составе русского государства.

Таким образом, важно отметить, что присоединение поволжских народов и территории Башкирии произошло довольно в небольшой временной период, вхождение началось с падения Казанского и ханства и закончилось принятием башкирскими племена подданства России в 1557 году.

Такие исторические изменения открывали России важный путь к Сибири , которая славилась своими природными богатствами. Через десяток лет Сибирское ханство пало тоже, и в 1586 и 1587 годах были основаны два больших города Тюмень и Тобольск, который стал русским центром в Сибири.

Стр. 58

Как развивалась внешняя политика России в середине XVI в.? И каковы были ее основные направления?

В царствование Ивана IV Россия заметно расширила свою территорию и укрепила международное положение, присоединив Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Установив союзнические отношения с Ногайской ордой и кавказскими правителями, Россия создала основу продвижения на южном направлении. В то же время усилия на западном направлении не были столь удачными. Ливонская война была проиграна. Вместо завоевания выхода к Балтийскому морю, Россия утратила в этом регионе даже те позиции, которые имела раньше.

Стр. 64

Кто такой Ричард Ченслер? С какой целью и когда он прибыл в Россию?

Р. Ченслер, английский мореплаватель, искавший морской путь в Индию на корабле «Эдуард Удалец», направился на восток. Войдя в Белое море, достиг устья р. Северная Двина у Никольского монастыря. Был доставлен в Москву ко двору царя Ивана IV. Этим плаванием в 1553 г. было положено начало морским сношениям между Россией и Англией.

Стр. 65

Выходцы из каких стран основали Ливонский орден? Кому он подчинялся?

Католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Вост. Прибалтике на латышской и эстонских землях, организован в 1237 году. Подчинялся конфедерации 5 государств (Ливонский орден, Рижское архиепископство (епископство с кон. XII в. с 1251 - архиепископство), Курляндское (с 1234 г.), Дерптское (с 1224 г.) и Эзельское епископства), образованной на территории, завоеванной крестоносцами (Ливония).

Стр. 68. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему в XVI в. для России особенно важны были внешнеполитические успехи на востоке? Какое значение для развития страны имело установление контроля над Волжским торговым путем?

Для России в XVI в. особенно важны были внешнеполитические успехи на востоке потому, что со стороны Казанского, Крымского ханств исходила постоянная угроза – набеги, плен местных жителей, опасность для торговли и т.д.

Для развития страны установление контроля над Волжским торговым путем имело большое значение, так как обеспечивало безопасную торговлю русским купцам со странами Востока.

2. Как вы оцениваете вхождение в состав Российского государства Поволжья?

Вхождение в состав Российского государства Поволжья обеспечило безопасность на юге и юго-востоке, открыло пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами. Волга на всем ее протяжении стала русской рекой. Таким образом, оценка вхождения в состав Российского государства Поволжья может быть только положительной.

3. Сравните действия Ивана IV по отношению к Казанскому ханству и Кавказу. Что влияло на его политику на этих направлениях?

Действия Ивана IV по отношению к Казанскому ханству и Кавказу были разными: Казанское ханство было завоевано и присоединено к России, став ее государственной территорией, а Кавказ был еще очень далек от границ России, но ей были необходимы союзники в борьбе против Османской империи, кавказским правителям – сильные покровители от недружественных соседних государств. Таким образом, политика Ивана IV по отношению к Кавказу была дружественной и взаимовыгодной для обеих сторон.

Решение покорить Казань было принято под влиянием агрессивной политики Казанского ханства, постоянные набеги, разорение приграничных территорий и захват в плен местного населения.

4. Почему Иван IV опасался союза Казанского ханства и Османской империи с Крымским ханством? По вашему мнению, это были обоснованные опасения? Докажите свою точку зрения.

Иван IV опасался союза Казанского ханства и Османской империи с Крымским ханством потому, что вместе они были грозным противником России и добиться выхода к морю тогда становилось невозможным. Это были обоснованные опасения, так как Крымское ханство уже было, а Казанское ханство стало вассалом Османской империи. Крымский хан помогал сопротивлению астраханского хана зависимости от России.

5. Почему именно Польша и Литва стали союзниками Ливонского ордена в борьбе с Россией?

Польша и Литва стали союзниками Ливонского ордена в борьбе с Россией потому, что им было не выгодно иметь у своих границ сильное государство, которое составило бы им конкуренцию в торговле и влиянии в Европе.

6. Какое влияние на ход Ливонской войны оказало объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую и избрание ее королем Стефана Батория?

Объединение Польши и Литвы в единое государство на ход Ливонской войны оказало решающее влияние. Эти государства объединившись стали значительно сильнее, а избрание королем Стефана Батория, талантливого полководца, окончательно решило исход войны не в пользу России.

7. Каково было значение обороны Пскова в ходе Ливонской войны русскими войсками во главе с И. Шуйским?

Значение обороны Пскова в ходе Ливонской войны русскими войсками во главе с И. Шуйским трудно переоценить. Псков, благодаря этому остался в составе Российского государства. Кроме того, русскими войсками приобретался опыт военных действий, опыт ведения войны.

8*. Пользуясь текстом параграфа и интернет-ресурсами, составьте (в тетради) план рассказа о походе русских войск под предводительством Ивана IV на Казань.

1. Подготовка к третьему походу на Казань

1.1. Строительство крепости Свияжск

1.2. Накопление средств и сил в построенной крепости

2. Начало войны в 1552 г.

2.1. Расстановка сил: русская армия и армия противника

3. Осада Казани

3.1. Строительство линий осадных сооружений

3.2. Подготовка штурма города (подкоп)

4. Решающий штурм Казани 02.10.1552

5. События после взятия Казани

6. Окончательное присоединение Казанского ханства к России.

Стр. 68. Работаем с картой

1.Покажите на карте походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань.

2. Покажите на карте территорию Сибирского ханства и его столицу Кашлык.

3. Покажите на карте территорию России после окончания Ливонской войны.

Стр. 69. Изучаем документы

С оценкой, данной автором текста походу Ермака, нельзя не согласиться. В результате похода значительно расширились границы Российского государства, присоединены богатые полезными ископаемыми земли, которые в дальнейшем обеспечат успешное развитие страны, ее экономики.

Стр. 69. Изучаем документы

Какие события штурма Казани описываются в приведенном фрагменте?

В приведенном фрагменте описываются подрыв крепостной стены и начало штурма Казани.

Стр. 69. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как расширение территории России при Иване IV повлияло на ее международное положение?

Расширение территории России при Иване IV повлияло на ее международное положение благотворно. Она укрепила свои позиции на юге, юго-востоке, наладила торговые отношения с восточными странами.

2. Место гибели и захоронения Ермака является для историков загадкой. С помощью Интернета выберите одну из версий места его гибели и подготовьте сообщение с обоснованием необходимости организации исследовательской экспедиции в предполагаемый район.

Казачий атаман Ермак Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Согласно популярной легенде он утонул в реке Иртыш, которую пытался переплыть, спасаясь от нападения отряда сибирского хана Кучума. На атамане в этот момент были две тяжелых кольчуги, подаренные царем Иваном Грозным в благодарность за Сибирский поход. Согласно татарским преданиям Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали. Но, по словам очевидцев, его тело пролежало на открытом воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. О месте захоронения в источниках нет единого мнения. Ряд исследователей утверждают, что искать могилу следует в Башкортостане.

1 версия о месте захоронения

Как пояснил руководитель экспедиции Александр Адамов в интервью, поиск места осуществлялся по карте, составленной в 1806 году губернским землемером Василием Филимоновым на основе опроса местных жителей. «На своей карте Филимонов указал, что могила Ермака находится на возвышенности возле леса, где проходит пашня. Мы проверили эту информацию и действительно в районе села Бегишевское нашли возвышенность. Она находится недалеко от места, где, согласно легендам, Ермак принял свой последний бой», - рассказал ученый.

Адамов отметил, что возвышенность, указанная на карте XIX века, оказалась нетронутой рекой Иртыш, которая разливается во время весеннего паводка. «На возвышенности мы уже нашли захоронения X–XI веков. Теперь мы хотим исследовать ее методом геосканирования, чтобы найти в ее недрах другие захоронения. После того как будут получены результаты геосканирования, мы проведем точечные раскопки», - пояснил археолог.

2 версия о месте захоронения

Недавно в Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы, ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения - около 500 лет, в нем находятся останки неизвестного мужчины славянского происхождения, похороненного в соответствии с православной традицией.

"Возникла версия, что это ни много, ни мало, а могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере - генеалогическими древами", - говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов. Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно - до сих пор оставалось загадкой. Историки делать выводы не спешат. Кому 500 лет назад могло понадобиться везти тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы, неизвестно.

Считаю, что организовать экспедиции надо в оба района.

3. Какие народы вошли в состав Российского государства в XVI в.? Подсчитайте, сколько веков прошло со времени присоединения Поволжья и Сибири к России до наших дней.

Народы, вошедшие в состав Российского государства в XVI в.: татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, греки, армяне, евреи, караимы, турки, ногайцы.

Со времени присоединения Поволжья и Сибири к России до наших дней прошло пять веков.

4. Как присоединение к России народов Поволжья и Сибири повлияло на их хозяйственное и культурное развитие?

Присоединение к России народов Поволжья и Сибири повлияло на их хозяйственное и культурное развитие хорошо. На этих землях стало развиваться земледелие, торговля, культура, жить стало безопасно.

5. С опорой на исторические знания подтвердите, что Россия на протяжении веков складывалась как многонациональное государство и что особенностью ее развития является взаимовлияние народов, культур и цивилизаций.

Россия на протяжении веков складывалась как многонациональное государство и особенностью ее развития является взаимовлияние народов, культур и цивилизаций потому, что присоединенные территории не подвергались ограблению как территории колоний, захваченных европейскими государствами, здесь устанавливались постепенно законы Российского государства, но религия, обычаи, традиции местного населения сохранялись. В таких условиях происходило взаимообогащение народов.

Общие причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств: борьба за выход к морским торговым путям, обеспечение безопасной торговли.

7. Используя дополнительную литературу и Интернет, узнайте, какие из рыцарских орденов сохранились до нашего времени. Подготовьте электронную презентацию об одном из них (не более 5 слайдов).

Появившееся в начале 50-х гг. так называемые «Валаамская беседа» - публицистическое произведение неизвестного автора, написанное в форме диалога, якобы происходившего в монастыре на острове Валаам, проповедовала нестяжательскую идею о несовместимости монашеского жития с владением населенными землями. Более того, «беседа» обвиняла монах в подлогах «святых божественных книг», в том, что они изымают «подлинное преподобных и святых отец писание, и на то место в те книги приписывают лучшее и полезное себе». Автор отвергал так же претензии духовенства на участие в государственном управлении.

В этой обстановке начался церковный Собор 1551г., созванный по инициативе царя и патриарха. Собор получил название «Стоглавого», так как его постановления состояли из ста глав. На Соборе, помимо высшего духовенства, присутствовали служилые люди. Иван Грозный стремился, во-первых, заручиться поддержкой со стороны церкви в проводимых им реформах, и во вторых, дополнить эти централизаторские мероприятия соответствующими реформами в церкви, придав последним государственный характер. В начале Собора царь обратился с призывом одобрить Судебник и другие реформы, а так же поставил ряд вопросов относительно «исправления» церковных дел. Помимо осуждения получивших широкое распространения многих пороков поведения церковников и принятия мер по наведению порядка в их среде Собор продолжил оформление нового единого пантеона русских «святых», что способствовало преодолению местного сепаратизма в церковной организации. По вопросу о церковном землевладении дело кончилось компромиссом: было решено отдать прежним владельцам земли, приобретенные церковью после 1553г., а впредь приобретать и продавать землю только с царского разрешения. «Стоглав» запретил церковникам ростовщичество, как в денежной, так и в натуральной форме («хлеб в наем»). На практике решение «Стоглава» не редко нарушались, процесс обогащения церкви продолжался и во второй половине 16в. Лишь в условиях Ливонской войны правительству удалось добиться соборного приговора 1581г. о запрещении церкви приобретать вотчины.

Вхождение Поволжья в состав российского государства

Укрепление самодержавной власти в российском государстве и создание более мощной военной организации создали условия для активизации внешней политики. Первоочередной задачей в этом отношении была ликвидация постоянной угрозы вторжений со стороны казанского ханства.

Казанское ханство

Возникшее в середине 15в. в результате раздробления Золотой Орды казанское ханство объединило под своей властью народы Среднего Поволжья и Приуралья – татар, удмуртов, мари, чувашей, часть башкир. В плодородных районах Поволжья были развиты земледелие, бортничество и охота на пушного зверя. Земля принадлежала государству. Ханы раздавали ее своим вассалам, которые собирали подати с населения. Часть земель принадлежала мечетям. В хозяйстве феодалов широко применялся труд пленных-рабов. Более тяжелым было положение мордвы, чувашей и мари, которые должны были платить большой ясак. В многонациональном казанском ханстве переплетались социальные и национальные противоречия. Выход из них казанские правители видели в организации нападений на более развитые русские земли целью грабежа и захвата пленников-рабов. Отсутствие развитой городской жизни (кроме крупного центра транзитной торговли – Казани) также толкало к нападению на соседей.

Уже в середине 40-х годов 16в. из-под власти казанского ханства высвободились чуваши и марийцы, перешедшие в состав российского государства.

Подготовка к походу на Казань

К середине 16в. против российского государства действовала сильная коалиция мусульманских государств, возникших после распада Золотой Орды и объединенных влиянием и поддержкой со стороны султанской Турции. Борьба с внешней опасностью вновь вставала как первоочередная, важнейшая задача, от разрешения которой зависели существование и недавно возникшего единого российского государства.

Вся вторая половина сороковых годов прошла в дипломатических и военных попытках добиться ликвидации очага агрессии в Казани либо путем восстановления ее вассальной зависимости, что можно было достигнуть утверждением в Казани сторонником Москвы, либо путем завоевания Казани. Но попытки эти были неудачными. Ставленнику Москвы Шах-али не удалось удержаться в Казани, а два похода русских войск в 1547-1548г. и 1549-1550гг. были безуспешными.

На рубеже 50-х гг. началась подготовка к решительному удару по Казани. Предпочтение военного разгрома перед дипломатическими путями решения этой проблемы были связаны с потребностями в земле для дворян. Казанское ханство с его «подрайской землицей» манило служилых людей. Овладение Казанью было важно и для развития торговли - оно открывало путь по Волге к странам Востока, так манившим европейцев в 16в. своими богатствами.

Взятие Казани

Весной 1551г. на правом берегу Волги, напротив Казани, была поставлена заранее срубленная и пущенная по течению реки деревянная крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для ведения военных действий против Казани.

Наступление России на Казань встревожило турецко-татарскую коалицию. По распоряжению султана крымский хан Девлет-Гирей нанес удар с юга, намереваясь вторгнуться в центральные области России и тем самым сорвать наступление России на Казань. Но в Москве предвидели возможность такого нападения и районе Каширы-Коломны на древнем окском рубеже расположили войска. Крымский хан ушел обратно. Во второй половине 1552г. стопятидесятитысячное русское войско, во главе которого стояли Иване Грозный, князья А. М. Курбский, М. И. Воротынский и др., осадило Казань. Для разрушения стен казанского кремля по замыслу Ивана Выродкова были сооружены минные подкопы и осадные приспособления. В результате штурма второго октября 1552г. Казань была взята.

Овладение Волжским путем

Затем последовало присоединение Башкирии к России в1556г. была взята Астрахань. В 1557г. русскому государству присягнул мурза Исмаил – глава большой ногайской Орды. Его противники откочевали с частью ногаев на Кубань и стали вассалами крымского хана. Вся Волга стала теперь русской. Это был огромный успех российского государства. Помимо ликвидации опасных очагов агрессии на Востоке, победа над Казанью и Астраханью открыло возможность освоения новых земель и развития торговли со странами Востока. Эта победа была крупнейшим событием для современников.

После присоединения Казани соседом России на Востоке стало Сибирское ханство, с огромными территориями и дорогой прибыльной пушниной.

Внутреннее положение государства и внешняя политика Ивана Грозного в 50-80х гг. Ливонская война.

К середине 16в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач, ведущими из которых были:

1. Борьба с Турцией и находившимися под влиянием Османской империи Крымским, Астраханским и Ногайским ханствами;

2. Получение выхода к Балтийскому морю, борьба с Ливонским орденом.

Раиса Емельянова

Этот год войдёт в историю ФГУ «Западно-Сибирский медицинский центр», именуемого жителями Омской области по-старинке «больницей водников», как начало нового этапа его развития: в этом году Центр вошёл в структуру Федерального медико-биологического агентства. Наш корреспондент беседует с директором Центра Василием Обрывалиным.

— Василий Васильевич, как вы оцениваете вхождение Центра в состав ФМБА?

— Наш Центр стал одним из первых учреждений медицины Омской области, получивших лицензии на право использования в лечении больных высоких технологий. Прежде всего это заслуга нашего отделения портальной гипертензии и отделения ортопедии, на базе которого недавно открыт центр эндопротезирования. К слову сказать, возглавляет его известный врач-ортопед высшей категории В.А. Драчевский. Долгое время он возглавлял отделение балетно-спортивной травмы в областной травматолого-ортопедической больнице. За этот период вместе со своими коллегами разработал уникальные методы восстановления спортсменов и артистов балета после полученных травм. До сих пор авторитет Владимира Андреевича в кругу артистов балета и спортсменов непререкаем. Пациенты едут к нам из Новосибирска, Екатеринбурга, Томска, Тюмени и даже из Москвы. Открытие на базе ортопедического отделения центра эндопротезирования значительно расширяет возможности врачей в лечении и восстановлении не только спортсменов, артистов, но и, так сказать, обычных пациентов. Главный акцент делается на эндоскопические операции — самые щадящие для пациента и дающие наибольший эффект. Благодаря освоению современных методов эндопротезирования тазобедренных, коленных и голеностопных суставов даже глубокие старички уходят от нас на своих ногах.

— Я считаю, для нашего коллектива вхождение в структуру ФМБА — большая честь. Мы с большим уважением относимся к деятельности этого федерального агентства. Ведь его подразделения, НИИ обслуживают такие развитые секторы экономики, как атомная промышленность, космос. И руководитель ФМБА — В.В. Уйба произвёл на меня самое хорошее впечатление. Несмотря на большую занятость, он при первой же встрече внимательно выслушал все наши проблемы, предложив пути их решения.

— Новый статус учреждения не отразится негативно на тех группах населения, которые вы обслуживали традиционно, с тех времён, когда оно называлось Иртышской бассейновой больницей?

— Наоборот. Расширяются наши обязанности в деле выявления на начальных стадиях функциональных отклонений, проведение корригирующих медицинских мероприятий, направленных на предупреждение перехода их в профзаболевания. Это касается в первую очередь работников водного транспорта. С переходом в ФМБА возможности дорогостоящего лечения прикреплённого населения в разных клиниках страны значительно возрастают.

Вместе с тем наш Центр будет постоянно изыскивать резервы для дополнительного обеспечения медицинской помощью территориального населения г. Омска и области. Этому будут способствовать и новые формы оплаты труда, над которыми мы сейчас с коллективом работаем.

Изучение темы целесообразно начать с характеристики основных тенденций мирового развития в XIX веке. Подчеркните, что основное содержание XIX века определялось модернизационными процессами, происходившими в странах Европы и США. Далее укажите, что было общего и особенного в развитии России и европейских государств в XIX столетии? Когда в Западной Европе завершился промышленный переворот? Каковы его последствия? Какие политические процессы происходили на Западе в первой половине XIX века? Остановитесь на характеристике завоевательной политики Наполеона. Как относилась Россия к этой политике?

Проанализируйте международное положение России в начале XIX века. В чем причины Отечественной войны 1812 г.? Какие последствия она имела? Что Вам известно о заграничных походах русской армии 1813 – 1814 гг.? Каким было влияние России в Европе? Что такое «Священный союз» и какова была роль в нем России? Прокомментируйте утверждение историка Б.С. Абалихина, что по своему военно-экономическому потенциалу феодальная Россия начала XIX века превосходила буржуазную Францию. Разве такое возможно: отживающее превосходит нарождающееся? Каково Ваше мнение?

Анализируя этот вопрос, подчеркните, что для России первая половина XIX века была временем бурного и противоречивого развития. Во внутренней политике про­екты реформ Александра I переплетались с консервативными тенденциями. Раскройте реформаторскую деятельность Александра I в начале царствования. Каковы ее результаты? Какую роль в подготовке и проведении реформ сыграл М.М. Сперанский?

Проанализируйте внутреннюю политику Александра I после Отечественной войны 1812 года. Укажите, что война с Наполеоном затормозила реформаторскую деятельность императора, а последний период царствования Александра I сопровождался откатом назад во многих областях управления государством. Кем был А.А. Аракчеев и какую роль он сыграл в истории России?

Затем проанализируйте истоки декабризма в России. Каковы были роль и значение заграничных походов русской армии в формировании тайных обществ декабристов? Почему в борьбу за уничтожение крепостничества вступили дворяне? Расскажите о восстании декабристов 14 декабря 1825 г. в Петербурге, о его значении и последствиях.

Дайте характеристику основных направлений политики Николая I. Выделите наиболее характерные черты личности императора и покажите их влияние на жизнь российского общества. Как он поступил с декабристами? Какие цели ставил император во внутренней политике и как он их реализовывал? Подчеркните, что основными за­дачами правления Николая I были: укрепление самодержавия и аппарата управления, борьба с вольнодумством и общественно-политическим движением.

Остановитесь подробно на характеристике социальной политики Николая I. Какова была позиция власти в отношении: дворянства, купечества, крестьянства? Какие изменения произошли в социальной структуре и облике российского общества при Николае I? Кто такой П.Д. Киселев и почему Николай I называл его «начальником штаба по крестьянской части»? Каковы цели и результаты финансовой реформы графа Е. Канкрина?

Подведите итоги государственной деятельности Николая I. Подчеркните, что императору не удалось решить важнейшей задачи, стоявшей перед страной, - ликвидации крепостничества. Частичные мероприятия в этой области не снимали остроты основного противоречия. Как относился Николай I к чиновникам? Как Вы прокомментируете слова императора, что для управления страной достаточно 30 тысяч столоначальников? Дайте оценку правлению Николая I.

Далее проанализируйте основные направления внешней политики России во второй четверти XIX века. Укажите, что по итогам войны с Ираном (1826 – 1828 гг.) и Османской империей (1828 – 1829 гг.) Россия значительно укрепила свое положение в Закавказье, в Причерноморском регионе. В целом в ходе активной внешней политики в первой половине XIX века в состав Российской империи вошли многие нерусские народы (Северного Кавказа, Казахстана и др.). Как Вы оцениваете вхождение нерусских народов в состав Российского государства? Этот вопрос и сегодня является актуальным и в то же время противоречивым. С одной стороны, мы говорим, что некоторые народы, проживающие по соседству с Россией, вошли в нее добровольно. С другой стороны, кое-кто Россию называл и называет тюрьмой народов. Получается, что народы-соседи добровольно шли в «тюрьму»? Что Вы думаете по этому поводу?

Анализ вопроса начните с раскрытия истоков формирования освободительной мысли в России. Какую роль в этом сыграли Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов? Подчеркните, что наметившаяся в конце 1825 г. линия противостояния государственной власти и образованного общества стала ведущей в политическом развитии России на долгие десятилетия.

Кто такие консерваторы? Какова их идеология? Назовите лидеров «охранительного» направления общественной мысли.

Кто такие либералы? Что Вы знаете о западниках и славянофилах? Какую роль они сыграли в становлении либерализма в России?

Каковы истоки радикального направления общественного движения? Когда оно зародилось в России? Какова – его программа?

Подчеркните, что к концу правления Николая I в стране сформировалось устойчивое общественное мнение, несовместимое с началами самодержавия и крепостничества.

В заключение проанализируйте состояние российского общества к середине XIX века. Подчеркните, что Россия постепенно вступала в эпоху нарастания и переплетения разнообразных внутренних кризисов. А поражение России в Крымской войне показало, что самодержавная монархия и крепостнический строй практически полностью исчерпали свои внутренние резервы.

Вторая половина XIX в. вошла в мировую историю с такими понятиями, как «капитализм», «индустриальное общество», «классовое самосознание». Чем характеризуется западное индустриальное общество? Какие события второй половины XIX столетия определили главные тенденции мирового развития? Какие процессы происходили в политической жизни европейских государств? Проанализируйте причины появления на Западе социалистической идеологии. Проследите, какое влияние оказал марксизм на развитие мирового революционного движения, на ход общественного развития в России. Укажите на взаимосвязь событий мировой и отечественной истории во второй половине XIX века.

Внимательно проанализируйте причины либеральных реформ 60 – 70-х гг. в России. Подумайте, почему Александр II решил освободить крестьян от крепостной зависимости? Что стало причиной отмены крепостного права в 1861 г.? Каковы были условия крестьянской реформы? В чем Вы видите её ограниченность? Какое значение имела эта реформа для дальнейшего развития России?

Отмечая последствия и значение отмены крепостного права, подчеркните, что при всей неоднозначной оценке реформа 1861 г. нанесла смертельный удар феодализму в целом и прежде всего в экономической сфере. Раскрепощение 23 млн. помещичьих, 19 млн. государственных, 2 млн. удельных и дворцовых крестьян высвободило их энергию, и Россия совершила заметный, скачок в своем экономическом развитии.

Изучая данную тему, подчеркните, что проведение крестьянской реформы обусловило последующие либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. Масштабные преобразования затронули практически все стороны жизни России и заложили основы быстрого развития страны по капиталистическому пути.

Покажите, в чем заключалась сущность земской, городской, судебной, финансовой, военной и университетской реформ. Кому принадлежит заслуга в их осуществлении? Почему их называют либеральными? Проанализируйте, какую роль сыграли реформы в модернизации страны? В чем состояла их непоследовательность? Какова судьба реформ Александра II? Какие силы противодействовали их проведению? В чем ценность исторического опыта реформ 1860-х начала 1870-х гг.? Принципиальный характер имеет вопрос об использовании опыта других стран в проведении реформ. Каково Ваше отношение к данному вопросу? Почему пореформенная Россия, получив возможность капиталистического развития сельского хозяйства, не использовала столь прогрессивные и уже прове­ренные в других странах способы их осуществления?

Рассмотрите Россию в пореформенный период и особенности развития капитализма. Анализируя данный вопрос, подчеркните, что проведение либеральных по содержанию реформ расчистило путь для капиталистического развития России. Быстрые темпы роста экономики, завершение промышленного переворота позволили России по ряду основных показателей достичь уровня ведущих европейских государств. Подтвердите вывод конкретными примерами.

Пореформенный период ознаменовался рядом крупных мер, важнейшей из которых стала финансовая реформа С.Ю. Витте. Раскройте суть и последствия проведенной им «золотой реформы». Какое значение имел протекционистский курс С.Ю. Витте для развития страны?

В заключение покажите, что, несмотря на успехи экономического развития в конце XIX в., в стране оставались, как и раньше, внутренние противоречия. Распад помещичьего хозяйства и кризис самодержавного строя свидетельствовали о бесперспективности правящего режима. Проанализируйте главные особенности развития капитализма в России. Покажите, какое место занимала наша страна в системе мирового хозяйства. Подумайте, почему аграрный капитализм развивался быстрее в США, несмотря на то, что ликвидация рабства в США и отмена крепостного права в России произошли почти в одно и то же время? Более того, в России большинство крепостных крестьян освобожда­лось с землей, а рабы США были освобождены без земли. В чем здесь причины?

Пореформенная эпоха ознаменовалась резким обострением социальной напряженности в стране. Покажите, что это было время дальнейшего развития общественного движения по трем основным направлениям: консервативное (охранительное), либеральное и радикальное (революционно-демократическое).

Кто продолжил линию консерваторов во второй половине XIX в.? Какое влияние оказывала она на развитие российского общества?

В чем суть русского пореформенного либерализма? Каковы его отличительные черты? Назовите имена известных представителей либерального движения. Какую роль сыграл либерализм в развитии России?

Что нового появилось в радикальном направлении общественного движения во второй половине XIX в.? Каковы идейные основы народничества? С чем связан кризис народничества 80-х годов? Какие методы использовали народники для достижения своих целей? Что объединяло и что разделяло революционных и либеральных народников? Назовите имена их лидеров.

Расскажите о начале распространения марксизма в России. Почему марксизм нашел приверженцев в России? Покажите, что к концу XIX в. революционеров-одиночек сменили организованные революционные группы, вооруженные марксистской теорией и непреклонные в своем стремлении свергнуть самодержавие. Какова в этом роль Г.В. Плеханова, В.И. Ленина? Какую роль в истории России сыграла марксистская идеология?

Тема 6. Социально-экономическое и политическое развитие России. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914-1920 гг.)

Приступая к изучению данной темы, охарактеризуйте основные направления мирового развития на рубеже XIX – XX вв. Покажите, что развитие России проходило в русле общемировых процессов, но имело свои особенности в экономике, политической, социальной и национальной сферах. При подготовке используйте вспомогательные материалы (Приложение 1).

Проанализируйте состояние российской экономики на рубеже XIX – XX вв. Укажите, что экономический подъем, начавшийся в 90-х годах XIX века, сменился международным экономическим кризисом 1900 – 1903 гг., от которого пострадала, главным образом, тяжелая промышленность, базирующаяся на иностранных инвестициях. Затем наступила депрессия, а с 1909 г. вновь начался экономический подъем. Отметьте феодальные пережитки, свойственные экономике и политическому строю России. Какие своеобразные черты присущи российскому государственному монополистическому капитализму? Какое место в экономике страны занимали монополии? Какую роль играл иностранный капитал? Почему при значительном ввозе иностранного капитала в Россию и США последние заметно опережали нашу страну в экономическом развитии?

Отметьте, что 90-е годы XIX века в истории России ознаменованы еще одним важным новым явлением – созданием политических партий и организаций. Обратите внимание на теоретико-методологический аспект этого вопроса, найдите в словаре и выпишите определение «партия». Каковы объективные и субъективные предпосылки образования партий? В чем состоит функциональное назначение политической партии? Становление российской многопартийности имело свои особенности. Какие? Постарайтесь определить их.

На рубеже XIX-XX вв. в России происходит формирование социал-демократических партий. Первоначально социал-демократические партии создаются на периферии, а затем в центре. Попытка создать Российскую социал-демократическую партию была предпринята в 1898 г. в Минске на I съезде РСДРП. Поясните, почему она не удалась? На II съезде РСДРП в 1903 г. были приняты программа и устав партии. Проследите, как и по каким основным вопросам и положениям проходила острая борьба при принятии Программы РСДРП? Из каких частей состояла программа партии? Какой параграф Устава партии вызвал наибольшие разногласия? Какие фракции и вследствие чего образовались в рядах РСДРП?

Обратите внимание на то, что марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделяющие крайние выводы К. Маркса о ликвидации капиталистического строя революционным путем. Это так называемые «легальные марксисты», которые признавали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного эволюционного развития страны по пути ее демократизации. Какое значение имело создание социал-демократической рабочей партии в России и какую роль она сыграла в истории XX века?

Проанализируйте истоки социал – революционаризма в России. Подчеркните, что почвой для партии эсеров послужили народнические кружки и организации (в 90-е годы – неонароднические объединения и группы), уцелевшие после разгрома царским самодержавием. Далее проследите этапы становления партии социалистов-революционеров; отметьте роль в оформлении партии встречи представителей российских и заграничных кружков и организаций, которая состоялась в конце 1901 г. в Париже. Почему датой образования общероссийской политической партии социалистов-революционеров (ПСР) стал январь 1902 г., а не первый съезд партии, на котором была принята программа (конец 1905 – начало 1906 гг.)? Какое положение программы ПСР является основополагающим и почему? Сравните программы РСДРП и ПСР: каковы их различия и сходство?

Подчеркните тесную связь между внутренней и внешней политикой России в начале XX в. Укажите, что самодержавие внутри страны считало возможным обходиться без политических партий, свобод, независимой прессы и парламента. Самодержавие не желало добровольно идти на серьезные уступки народу. Власть царя оставалась практически неограниченной, отсутствовала обратная связь «народ – самодержавие».

Кризис самодержавия начала XX в. ярко продемонстрировала русско-японская война, проигранная Россией. Определите причины войны, покажите расстановку политических сил в окружении царя, наличие двух группировок, имевших разные взгляды на формы и методы про­никновения России на дальневосточный рынок, - мнения С.Ю. Витте и «безобразовской» клики. Почему победила последняя? Проследите ход русско-японской войны, основные сражения на суше и на море, вскройте причины поражения России. Проанализируйте условия Портсмутского мира, оцените дипломатические способности С.Ю. Витте. Выявите роль и значение русско-японской войны в дальнейших событиях, произошедших в России.

Изучая события первой российской революции 1905-1907 гг., следует иметь в виду, что в основе ее лежал общенациональный кризис, который приобрел масштабный и острый характер, коренившийся в незавершенности политической и социально-экономической модернизации страны.

Российская революция начала XX в. обладала рядом особенностей и своеобразных черт по сравнению с буржуазными европейскими революциями XIX в. На этом своеобразии и должен сосредоточить свое внимание студент. Определите характер революции и сопоставьте точки зрения различных политических партий по этому вопросу. Не забудьте отметить, что революция произошла в стране, вступившей в монополистическую стадию развития капитализма, где рабочий класс громогласно заявил об осознании своих интересов; в крестьянской стране (крестьяне составляли 4/5 населения), поэтому главным вопросом революции был аграрно-крестьянский; в мно­гонациональной стране (57% населения составляли нерусские народы), поэтому важное место занимал национальный вопрос; в стране, опутанной феодальными пережитками. В ходе развития революции выявились три основные действующие политические силы. Какие это силы? Определите круг их участников, главные цели, интересы и средства борьбы.

Революция 1905-1907 гг. создала благоприятные условия для дальнейшего образования множества политических партий – общероссийских, региональных, национальных. Все они в те годы (укажите, в какие и что стало отправным пунктом) действовали вполне легально, возросла численность уже имеющихся партий. Дайте классификацию наиболее крупных политических партий, имевших общероссийское значение. Проанализируйте их основные программные положения (политические цели и задачи, решение национального вопроса, взгляды по рабочему и аграрно-крестьянскому вопросам) и особенности тактики.

В заключение этого вопроса подчеркните роль и значение политических партий в первой российской революции и последующих событиях в стране.

Важнейшим итогом первой революции в России явилось учреждение Государственной Думы. Проследите правительственные шаги по пути создания российского парламента: от «булыгинской» Думы (объясните такое название; почему она не была созвана?), через Манифест 17 октября (кто автор, каково его содержание и отношение к нему партий различной политической ориентации?) до выборов в первую Государственную Думу. Глав­ными объектами размышления и анализа ситуации должны стать следующие: допустило ли самодержавие отклонения от содержания Манифеста 17 октября и почему? Из каких палат состоял российский парламент, и каковы были условия их комплектования, функции и прерогативы?

После изучения вопроса о деятельности I и II Государственных Дум студент должен иметь представление об их составе и преобладающих партиях, главных рассматриваемых вопросах и причинах досрочного роспуска той и другой Думы.

Проанализируйте причины поражения первой российской революции. Отметьте, что, несмотря на поражение революции 1905 – 1907 гг., она серьезно потрясла основы российского самодержавия. В чем конкретно это проявилось? Не забудьте подчеркнуть, что революция улучшила материальное положение рабочего класса и крестьянства (вспомните, какие шаги были сделаны правительством в этом направлении); сделала возможной легальную деятельность партий и профсоюзов; произвела колоссальный сдвиг в сознании миллионов россиян, пробудив их к политической жизни.

Революция имела большой международный резонанс: способствовала подъему стачечной борьбы рабочих в Германии, Франции, Англии, Италии, Австро – Венгрии, Бельгии; совершению антифеодальных революций в Иране, Турции, Китае; развитию национально-освободительного движения на Балканах, в Индии.

Первая мировая война явилась одним из тяжелейших испытаний для человечества начала XX века. Мировая война стала следствием обострения международной обстановки конца XIX века, когда начали создаваться военные союзы. Вспомните время формирования Тройственного союза и Антанты, какие страны вошли в каждый из них и почему? Главное внимание уделите происхождению и причинам первой мировой войны, обо­стрению геополитических противоречий между державами в Европе.

Подумайте: можно ли было предотвратить войну в начале века? Именно мировую войну. Каковы были цели России в войне?

До сих пор не затихают споры, какой фронт являлся главным в той войне. Сравните военные события, операции и потери на Западном и Восточном фронтах и сформулируйте свою позицию по данному вопросу.

Рассмотрите отношение к войне классов и партий в России и Западной Европе. Для изучения данного вопроса полезно разделить его на две части. Сначала обратиться к международной деятельности II Интернационала, объединявшего социал-демократические партии мира, и посмотреть, как решался вопрос о милитаризме в кругах международной социал-демократии, начиная с 1907 г., какие проводились конгрессы с принятием антивоенных резолюций и манифестов. Почему после начала войны произошло коренное изменение позиции II Интернационала?

Далее проследите отношение к войне классов и партий в России. Поскольку в России существовала многопартийная система, включавшая партии самой различной политической ориентации – от монархических до социалистических, предстоит выявить позиции партий всех толков. Главное внимание обратите на позицию либерально-буржуазных партий – кадетов и октябристов, точку зрения которых выражали их лидеры на заседаниях Государственной Думы. Какие три точки зрения в отношении войны были в РСДРП и ПСР? Разберите программные документы большевиков - «Тезисы о войне» и манифест ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия» - и объясните уход социал-демократов из зала заседания Думы в момент голосования за военные кредиты.

События на фронтах первой мировой войны показали, что Россия не готова к войне. Поражения русской армии вызывали недовольство и волнения во всех слоях российского общества.

При изучении обстановки в России накануне Февральской революции следует выявить время и причины наступления в России политического кризиса, дальнейшей поляризации российского общества, осмыслить состояние экономики и финансов России по мере продолжения войны. Зафиксируйте изменения позиции буржуазных партий, атмосферы заседаний Государственной Думы, определите состав и главные программные требования объединения думской оппозиции - «Прогрессивного блока». Наряду с состоянием общества проанализируйте позицию императора Николая II и его окружения. Как бы Вы охарактеризовали политику царя, какую цель она преследовала и какие имела последствия?

К началу 1917 г. обстановка в России резко обострилась. Понять ее нюансы студенту поможет обращение к речи лидера кадетов П.Н. Милюкова в Думе от 1 (14) ноября

1916 г. «Что это? Глупость или измена?»; анализ роста цен на продовольственные и промышленные товары, а также резкого сокращения заработной платы рабочих и служащих за 1914 – 1917 гг. Все это вместе позволит выявить основной детонатор социального взрыва в России в феврале 1917 г. Подумайте над вопросом: какие силы представляли серьезную угрозу власти и была ли у царизма реальная возможность навести порядок» в столице и в стране?

В феврале 1917 г. в России произошла революция. Подумайте над ее причинами, характером. Почему, по Вашему мнению, она была стремительной и почти бескровной? Монархия в России рухнула, как карточный домик, практически не найдя защитников. Чем бы Вы это объяснили? Новая власть в России (какая, в чем ее сущность, какими органами была представлена?) открывала перед Россией новые пути развития.

Приступая к изучению темы, уясните, кто пришел к власти в стране в результате победы Февральской революции? Какие главные политические силы определили выбор пути развития России после февраля 1917 г.? В чем сущность «двоевластия»? Какие варианты выхода страны из кризиса были предложены Временным правительством, Советами, лидерами политических партий? Каким образом они действовали, стремясь реализовать свои про­граммы? Охарактеризуйте результаты этой деятельности. Каковы причины кризисов Временного правительства весной – летом 1917 г.? Подумайте, ставило ли Временное правительство перед собой задачи по коренному изменению социально-экономической структуры и общественно-политического порядка в России? Какой орган власти предполагалось наделить широкими полномочиями в решении вопросов общественного реформирования?

Далее проследите, как изменялось соотношение политических сил в стране от февраля к октябрю 1917 г. Особое внимание обратите на кризис лета 1917 г. Чем можно объяснить усиление влияния большевиков в массах? Что позволило им в конечном итоге овладеть инициативой?

Проанализируйте политику большевистской партии летом – осенью 1917 г. Ответьте на следующие вопросы: когда и в связи с чем партия большевиков сняла лозунг «Вся власть Советам!» и взяла курс на вооруженное свержение Временного правительства? Почему именно в сентябре 1917 г. большевики активизировали подготовку восстания? Расскажите о ходе подготовки большевиками захвата власти в стране. В чем суть ленинского плана захвата власти? Кто и почему был противником восстания? Какие спе­циальные органы были созданы для подготовки и руководства восстанием? Как проходило вооруженное восстание в Петрограде 25 и 26 октября 1917 г.? Почему большевикам удалось взять власть в свои руки?

Подумайте, была ли альтернатива октябрьскому перевороту? Аргументируйте свои выводы.

Рассмотрите деятельность советской власти в октябре 1917 г. – марте 1918 г.: экономические и социально – политические преобразования и их последствия. Анализ данного вопроса представляется особенно важным для понимания причин гражданской войны в Советской России. Обратите внимание на противоречивость действий советской власти по переустройству общества. Какие новые органы государственного управления были созданы? Их состав, полномочия? В чем смысл провозглашенной большевиками программы по решению аграрного, рабочего, национального вопросов? Какие действия были предприняты для реализации этой программы?

Охарактеризуйте причины роспуска Учредительного собрания. Как Вы считаете, почему большевики, будучи правящей партией, обеспечили созыв Учредительного собрания, а затем разогнали его? Почему Учредительное собрание не устраивало большевиков? Что означал разгон Учредительного собрания?

Далее следует проанализировать вопрос о выходе страны из первой мировой войны. Каким образом были определены основы внешней политики Советского государства? В чем был смысл борьбы в большевистском руководстве по вопросу о выходе России из войны (позиции Ленина, Троцкого, Бухарина). Как проходили переговоры о мире между Россией и Германией? Когда и на каких условиях был подписан Брестский мир? Обратите внимание на последствия Брестского мира.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пюре из брокколи, как варить брокколи Рецепты из капусты брокколи для детей
Домашние козинаки рецепт из семечек и арахиса Козинаки в домашних условиях с арахисом
Вкусное песочное печенье: рецепт с фото Приготовить печенье для детей