Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

17 веке франции получили распространение. Население Франции XVII века

Во французском искусстве 17 в. нашли наиболее полное отражение представления о человеке и его месте в обществе, порожденные временем формирования в Европе централизованных монархий. Классическая страна абсолютизма, обеспечившего рост буржуазных отношений, Франция переживала экономический подъем и стала могущественной европейской державой. Борьба за национальное объединение против феодального своеволия и анархии способствовала укреплению высокой дисциплины разума, чувства ответственности личности за свои поступки, интереса к государственным проблемам. Философ Декарт разработал теорию воли, провозгласив господство человеческого разума. Он призывал к самопознанию и завоеванию природы, рассматривая мир как разумно организованный механизм. Рационализм стал характерной чертой французской культуры. К середине 17 в. сложился общенациональный литературный язык - в нем утверждались принципы логической ясности, точности и чувство меры. В творчестве Корнеля и Расина достигла апогея французская классическая трагедия. В своих драмах Мольер воссоздавал «человеческую комедию». Франция переживала расцвет национальной культуры, не случайно Вольтер назвал 17 в. «великим».

Первая половина 17 в.

Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города, плебейско-крестьянские массы в деревне, мелкое дворянство, а также феодальная аристократия еще боролись за сохранение своих исконных привилегий, которые монархия стремилась ликвидировать. Общественная активность не была еще окончательно подавлена неограниченной властью монарха. Этот период отмечен столкновением нового и старого, борьбой различных идейно-художественных направлений в искусстве, литературе, философии. При дворе утверждалось официальное направление - искусство барокко. Его представителем и главой стал Симон Вуэ (1590- 1649), на творчество которого повлияло искусство Италии, где он учился в молодости у мастеров болонской школы. Его картины на библейские, мифологические сюжеты отличались идеализацией типажа, нарядностью и пышностью форм, богатством аксессуаров.

Калло

Из Нанси, столицы Лотарингии - мятежного герцогства, долгое время отстаивавшего независимость, происходил Жак Калло (ок. 1592-1635) -один из оригинальных граверов (офортистов) и рисовальщиков Франции. Жизнь художника протекала в скитаниях между блестящими дворами европейской знати. Юношей он совершил путешествие в Италию, жил и учился в Риме и во Флоренции (1608--1621).
Зоркий наблюдатель Калло остро ощущал противоречия времени, в которое жил. Ломка патриархальных отношений, разбой и завоевания, народные бедствия, контрасты нищеты и роскоши рождали в его искусстве элементы гротеска, фантастики, тревожного, дисгармоничного мироощущения. Калло шел в своем творчестве от народных истоков - ярмарочных балаганов, итальянской комедии масок, народного лубка, «карнавальной смеховой культуры». Отсюда он заимствовал и тонкий юмор, и карикатурное изображение различных человеческих типов, характеров, богатую разработку мимики, жеста и движения.

Жорж де Латур

Ярким выразителем реалистических тенденций был Жорж де Латур (1593-1652) - художник сурового эпического склада. Сын простого булочника, Латур прожил всю жизнь в городе Люневилле в Лотарингии, где был свидетелем упорной, но безнадежной борьбы соотечественников за независимость. Но он воспринял эту борьбу иначе, чем Калло; был исполнен веры в человека. Его герои сдержанны, просты и суровы, часто отрешенные от жизни, они точно погружены в самосозерцание, замкнувшись во внутреннем мире затаенных переживаний. Латур обращался к бытовым сценам («Игра в карты», Нант, Музей), изображая в них крестьян, ремесленников, нищих, наделенных нравственной чистотой и благородством, но основное место в его творчестве занимали религиозные темы.

Луи Ленен

Крупнейшим из французских художников этого века был Луи Ленен (1593- 1648), переехавший в Париж в начале 20-х гг., где он работал в одной мастерской со своими братьями. Своих героев он обрел в скромных крестьянских хижинах, где примечал их нравы, облик, костюмы, показывал их с орудиями труда, у молота и наковальни, в душной атмосфере кузниц или в окружении сельской природы, в моменты отдыха, босыми, оборванными, с озабоченными усталыми лицами. В среде этих скромных тружеников Ленен находил людей, наделенных нравственной чистотой, обладающих достоинством, мыслящих и чувствующих.

Пуссен

Основоположником классицизма в живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Вся жизнь его была посвящена искусству большой идеи, глубокой мысли и чувства, искусству, призванному неустанно напоминать человеку «о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы».
В рамках сюжетов, почерпнутых из античной мифологии и древней истории, в Библии, евангельских легендах и поэтических творениях античности и Ренессанса, Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В них он черпал примеры гражданской доблести, высокой морали, поэтических чувств, дающих могучее средство воспитания и совершенствования личности. В своих произведениях Пуссен стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, к гармоничной согласованности и равновесию, но он видел жизнь в ее сложности и понимал, что человек зависит от общих законов природы и общества, подчас враждебных ему. Его идеал - герой, сохраняющий в жизненных испытаниях чувство невозмутимого спокойствия духа, достоинства, полагающийся только на себя, способный совершить подвиг. Пуссена вдохновляло искусство Возрождения и античности.

Лоррен

Классический пейзаж обрел новое содержание у Клода Желле, прозванного Лорреном (1600-1682). Уроженец Лотарингии, он с детства попал в Италию, где в дальнейшем связал свою творческую жизнь с Римом. Вдохновляясь мотивами итальянской природы, Лоррен преобразует их в идеальные образы; однако он воспринимает величественную природу Римской Кампаньи более непосредственно, созерцательно, сквозь призму личных переживаний. Его пейзажи мечтательны и элегичны. Лоррен обогащает пейзажи множеством свежих наблюдений, тонко чувствует световоздушную среду, изменения природы в различные моменты дня: восхода или заката солнца, предрассветного тумана или сумерек.

Вторая половина 17 в.

После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствующего развитию капиталистических отношений. Изменились и задачи искусства. В центре внимания художников - апофеоз абсолютистского государства. Очаги культуры и искусства в провинциях с их ярким местным колоритом угасали. Средоточием художественной жизни стал двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию. Ко двору привлекались выдающиеся писатели и художники, в столице развернулось грандиозное строительство. Центром новой дворянской культуры стал Версаль.

Архитектура

Идея триумфа централизованного государства находит выражение в монументальных образах архитектуры, которая впервые в невиданном масштабе решает проблему архитектурного ансамбля. На смену стихийно возникшему средневековому городу, дворцу Ренессанса, изолированной дворянской усадьбе первой половины 17 в. приходит новый тип дворца и регулярного централизованного города. Новые художественные особенности французской архитектуры проявляются в применении ордерной системы античности, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетающихся с тягой к огромным пространственным решениям, включающим парадные парковые ансамбли. Первым крупным ансамблем такого типа был дворец Во ле Виконт (1655-1661), создателями которого были Луи Лево (1612-1670) и садовод-планировщик Андре Лепотр (1613-1700).

Скульптура

Во второй половине 17 в. французская скульптура достигла значительного расцвета, но в ней превалировали декоративные формы, связанные с архитектурой и садово-парковым искусством. Черты холодного рассудочного классицизма сочетались с элементами барочного пафоса. Среди скульпторов, работавших в Версале, наиболее известны Франсуа Жирардон (1628-1715), автор мифологических и аллегорических скульптурных групп («Купающиеся нимфы») и конных монументов Людовика XIV (сохранились копии в Лувре и Эрмитаже), и Антуан Куазевокс (1640-1720), автор парадных и реалистических портретов, аллегорических фигур рек в Версале, надгробий.
Строгая регламентация вкусов при французском дворе не могла, однако, полностью исключить проявлений творческой жизни. Реалистические устремления в искусстве второй половины 17 в. нашли выражение в творчестве Пьера Пюже, произведения которого резко выделялись на фоне господствующего декоративного барочно-классицистического направления французской скульптуры.

В XVII веке во Франции продолжалось усиление королевской власти, и в отличие от Англии здесь полностью сложился абсолютизм. Генеральные штаты, орган сословного представительства, не созывались с 1614 г. Политику абсолютизма успешно проводил первый министр Людовика XIII кардинал Ришелье (1585-1642), подавлявший своеволие знати. Его преемник на этом посту, кардинал Мазарини, управлявший страной с 1643 по 1661 г. при малолетнем короле Людовике XIV, продолжал эту политику. В 1648-53 гг. городские парламенты и феодальная знать сделали попытку, опираясь на народные выступления против роста налогов и притеснений королевских властей, вернуть свое прежнее независимое от короля положение. Мазарини удалось подавить их оппозицию. Связанные с этим события получили название «фронда» или «игра в пращу», что в переносном смысле стало обозначать несерьезную оппозицию.

После смерти Мазарини Людовик XIV взял государственное управление в свои руки и не назначал первого министра. При нем королевская власть достигла наивысшего могущества. Предание приписывает ему слова: «Государство – это я». Городские парламенты утратили свои прежние законодательные функции и превратились в судебные учреждения. Непокорных гугенотов стали усиленно вытеснять из страны, особенно после отмены в 1685 г. Нантского эдикта, предоставлявшего им свободу вероисповедания. До 400 тысяч ремесленников, торговцев, крестьян, были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от преследований. Французские гугеноты обосновались в Голландии, Англии, Бранденбурге, способствуя хозяйственному развитию этих стран.

Большую роль при Людовике XIV играл генеральный контролер финансов Кольбер. Он проводил в жизнь политику меркантилизма, направленную на то, чтобы золото и деньги не вывозились из страны. Для устранения конкуренции отечественному производству, устанавливались высокие пошлины на иностранные товары, ввозимые во Францию. С помощью денежных субсидий, беспроцентных ссуд, разного рода привилегий, Кольбер содействовал появлению и развитию во Франции мануфактур. При его поддержке возникли многочисленные королевские мануфактуры по производству гобеленов, дорогой мебели, зеркал и других предметов роскоши.

Кольбер способствовал развитию внешней торговли, созданию торгового флота, купеческих компаний для торговли в других частях света. При нем были основаны французские колонии Луизиана, Канада в Северной Америке, захвачены опорные пункты в Ост-Индии и на Мадагаскаре. Для успешного развития внутренней торговли была отменена часть налогов и пошлин.

Кольбер стремился навести порядок в управлении финансами и одним из первых государственных финансистов начал составлять на каждый год смету доходов и расходов, появилось такое понятие, как государственный бюджет. Ему удалось значительно увеличить доходы казны. Благодаря этому в первый период своего правления Людовик XIV был самым богатым монархом в Европе.

Пользуясь огромными средствами, которые поступали в казну благодаря финансовой политике Кольбера, Людовик XIV окружил себя необыкновенной роскошью. При нем феодальная аристократия превратилась в придворную знать. Король оставил за дворянством прежние права и привилегии, но подчинил его своей власти, привлекая к придворной жизни хорошо оплачиваемыми должностями, пенсиями, роскошью обстановки. В Версале, новой королевской резиденции, построенной при Людовике XIV, непрерывно шли балы, ставились балеты, оперы, устраивались концерты и другие развлечения. Версальскому двору стали подражать монархи других европейских государств.

Блеску двора Людовика XIV содействовали выдающиеся представители французской культуры XVII века. Король оказывал писателям, художникам и ученым свое покровительство, назначал им премии, пенсии. Политике абсолютизма как нельзя более соответствовали принципы классицизма, ставшего официальным художественным методом во Франции ХVII века, основой теории которого является учение о вечности, абсолютности идеала прекрасного. Из писателей той эпохи наиболее известными были драматурги Корнель (1606-84), Расин (1639-99), автор комедий Мольер (1622-99), баснописец Лафонтен (1628-1703). Выдающимся французским художником, представителем классицизма, был Никола Пуссен (1594-1665). Для картин, написанных в стиле классицизма характерна строго уравновешенная композиция, создающая чувство покоя и величия, а также колорит, построенный на сочетании сильных, насыщенных тонов, в основном, красного, синего и золотистого цвета. Герои драм Корнеля, Расина, так же как и персонажи картин Пуссена и других приверженцев классицизма, как правило люди сильных характеров, обладающие чувством долга перед обществом и государством.

Oгромные средства Людовик ХIV тратил на армию. При нём французская армия выросла до полумиллиона солдат и была лучшей в Европе по вооружению, обмундированию и обучению. Были созданы склады продовольственных запасов для армии, построены казармы, военные госпитали, появилась форма для каждого полка. Был основан корпус военных инженеров, открылось несколько артиллерийских училищ, положивших начало специальному военному образованию.

В период правления Людовика XIV Франция в общей сложности 30 лет находилась в состоянии войны. Начатая еще при Мазарини война с Испанией продолжалась почти четверть века и завершилась в 1659 г. присоединением к Франции пограничных областей Руссильон и Артуа. Новая война с Испанией велась в 1667-68 гг. Поводом к ней явилась неуплата испанским двором обещанного приданого принцессе, ставшей женой Людовика ХIV. По Аахенскому миру, завершившему эту войну, Франция присоединила к себе часть Фландрии. После этого Голландия, Испания и Австрия объединились против Франции, однако война с ними в 1672-78 гг. снова принесла победу Людовику ХIV, в результате чего он присоединил испанскую Франш-Конте и несколько городов на границе испанских Нидерландов. После этих успехов им была создана даже специальная «палата присоединений», по решению которой вскоре был аннексирован Страсбург. Франция полностью овладела Эльзасом.

К концу правления Людовика XIV границы Франции включали почти все земли, населенные французами в Западной Европе и королевская власть достигла вершины своего могущества. «Король-солнце» – так величали придворные льстецы Людовика XIV. Военные успехи Франции, ее притязания на господство в Западной Европе стали причиной создания против нее мощной коалиции Испании, Австрии и Голландии. К этой, так называемой, Аугсбургской лиге вскоре присоединилась Англия. Однако десятилетняя война этой коалиции с Францией не привела к существенным изменениям границ.

Людовик XIV закрепил во Франции систему бюрократической централизации, свойственную абсолютной монархии. Вся страна управлялась тридцатью интендантами, которых назначал король. В их ведении находились полиция и суд, набор войска и взыскание налогов, сельское хозяйство, промышленность, торговля, учебные заведения и религиозные дела. В провинциях сохранялось унаследованное от феодальной раздробленности разнообразие устарелых местных законов, привилегий, пошлин, нередко сдерживавших развитие экономической и политической жизни страны.

В начале ХVIII века Франция продолжала оставаться одним из наиболее могущественных государств Европы. Людовику XIV удалось расширить территорию страны, однако почти непрерывные войны истощали казну, приводили к росту государственного долга, увеличению налогов. Достигнув своего наивысшего развития в период правления Людовика XIV, Французская монархия начинает клониться к упадку.

Его преемник Людовик ХV (1715-1774) не обладал такими выдающимися способностями государственного деятеля, как Людовик XIV. Новый король вместо управления делами королевства больше всего времени проводил в придворных интригах, различных развлечениях со своими многочисленными фаворитками. Наиболее известными из них были мадам Дюбарри и мадам Помпадур. Они прочно вошли в историческую и художественную литературу, посвященную тому времени. Людовику ХV приписывают слова: «После нас хоть потоп». И действительно, он оставил своему преемнику значительно опустевшую казну и многочисленные долги.

В период его правления строгий придворный этикет сменился атмосферой легкомыслия, фривольности. Это отразилось и на развитии искусства. На смену классицизму приходит новое художественное направление – стиль «рококо». Его сторонники предпочитают приятное и удобное вместо величественного и монументального, как последователи классицизма. Происхождение термина «рококо» связывают с французским словом «рокайль», что означает «раковина». Предметы, сделанные в этом стиле, были, как правило, мелкие со сложным орнаментом, ассиметричные по форме, создававшей вычурное легкомысленное впечатление. Живопись рококо отличалась в основном любовными сюжетами, светлыми красками, прозрачными тонами. Залы, украшенные такими картинами, хрустальными люстрами, изящной мебелью представляли собой праздничное зрелище, соответствующее духу, который господствовал при дворе Людовика ХV.

Вместе с тем стиль рококо способствовал формированию принципов Просвещения, т. к. сквозь легкомысленное, казалось бы, бездумное отношение этого искусства к жизни, можно было увидеть интерес авторов к изображению сложных переживаний людей, их душевных волнений, размышлений о судьбе человека, о смысле жизни. Стиль рококо проник в другие страны. Французский язык, французские моды распространились в высшем обществе всех европейских государств. Франция превращается в законодательницу художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.

Французу, живущему в конце XX века, трудно вообразить и - главное - понять страну, которой Мазарини и королева-регентша управляли от имени короля-ребёнка Людовика XIV. Границы, население, виды деятельности, тип правления, способ чувствовать и думать были совершенно отличны от наших представлений, воспитания и мышления.
Пьер Губер

С V века, с момента гибели античного мира, европейская цивилизация попыталась найти новые пути развития. Стоит признать, что эти долгие поиски всё-таки увенчались значительными достижениями и успехами. Примером таковых может послужить готическая архитектура, которая стала детищем средневекового мира. Однако в XIV—XVI веках европейцы вновь обратились к идеалам Античности в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе, театре, науке… Это время было названо эпохой Возрождения.
Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Макиавелли, Лоренцо Великолепный, Лев X, Франциск I… - эти титаны Возрождения, преклоняясь перед эталонами Античности и подражая им, сумели установить новые, в чём-то самобытные идеалы.
Однако в конце XVII века во Франции писатель, академик и государственный деятель Шарль Перро (1628—1703), более известный современному читателю своими сказками, обратил внимание на то, что европейская цивилизация, и прежде всего Франция, уже превзошла античные идеалы. Меж тем как многие современники Перро продолжали восхвалять их с прежним упорством. Перро же настаивал на том, что XVII век со своей культурой, образованностью, наукой и медициной уже стоял намного выше общества Древнего Рима и Греции.

Чтить древность славную прилично, без сомненья,
Но не внушает мне она благоговенья.
Величье древних я не склонен умалять,
Но и великих нет нужды обожествлять.

В 80-е годы XVII века Перро написал поэму о Веке Людовика XIV, где он, восхваляя ум, решительность и военный талант монарха, прославлял современное ему время, дав ему имя. Автор поставил Людовика XIV в один ряд с властителями Древности, более того, указал на то, что античные герои не могут соперничать своими подвигами и деяниями с королём Франции

Так небо этого монарха одарило,
Что весь запас своих сокровищ истощило.
По повелению судеб всегда должна
Сопровождать его победа, и она
Воителей его бесстрашных окрылила
И лавром с первых дней чело его увила.
Когда ж своей рукой стал нами править он,
Каким сиянием сей озарился трон!

22 января 1687 года, в морозный день, когда улицы Парижа были покрыты густым снежным покровом, к Лувру (уже больше двадцати лет Людовик XIV не жил в этом дворце, отдав его Академии) подъезжали многочисленные кареты.


Людовик XIV в 80-е годы XVII века.

Это был примечательный год. Король Франции излечился от фистулы, которая на несколько месяцев приковала его к креслу. Некогда крепкий, сильный и пышущий здоровьем мужчина, вдруг стал с трудом передвигаться. И вот чудесное исцеление короля, вновь вставшего на ноги и сумевшего, как и прежде, сидеть в седле, стало поводом для очередного собрания Академии.
На этом памятном собрании Шарль Перро и представил «бессмертным» поэму «Век Людовика Великого». Послушать новое произведение Перро пришёл и король, который с момента переезда двора в Версаль (1682) редко бывал в Париже. Как только он вошёл в зал, все присутствующие встали и поклонились: они были рады вновь видеть своего короля в добром здравии.
Кстати, французы узнали о болезни, мучившей монарха на протяжении нескольких месяцев, лишь в день его исцеления. Людовик долго не хотел признаваться в своём недуге. Дело в том, что Франция была на пороге новой общеевропейской войны (спустя год началась война Аугсбургской лиги, в которой Франция практически в одиночку противостояла всей остальной Европе), и подобные перемены в здоровье правителя могли сказаться на ходе дипломатических игр, которые тогда активно вели дипломаты французского короля.
Перро, желая послушать свою поэму со стороны и понаблюдать за реакцией собравшихся, доверил её чтение аббату Лаву. Как председатель Академии Перро открыл заседание, после предоставил слово чтецу.
Автор сильно волновался. Ещё бы, ведь его стихи звучали открытым вызовом «древним», среди которых были такие столпы французской литературы, как поэт Никола Буало-Депрео (1636—1711) и драматург Жан Расин (1639—1699). Тем более что тот и другой уже занимали должности историографов короля Франции.

Твердили в старину: божественный Платон!
Но, право, нам теперь довольно скучен он.
Хоть верный перевод отлично сохраняет
Античную соль, Платон нас не пленяет.
Едва ли мы найдём читателя, чтоб смог
Осилить до конца Платонов диалог.
Уже известно всем, и можем мы открыто
Сказать, что меркнет блеск былых времён.
А Геродот - не столп истории племён.
Труды его, что встарь мудрейших восторгали,
Добычей в наши дни пустых педантов стали.

Как только присутствующие услышали эти строки, порочащие «основы основ» общества Возрождения и Барокко, многие из них, не стесняясь присутствия короля, стали стучать ногами об пол и выкрикивать бранные слова. Больше остальных лютовал Буало.



Шарль Перро.

Это стыд - устраивать подобные чтенья, хулящие самых великих людей древности, - кричал поэт.
Епископу Юэ, сидевшему рядом с Буало, время от времени приходилось осаждать своего разгорячившегося соседа. Безусловно, несколько сдерживало возмущённого поэта и присутствие короля, но когда чтение было закончено, Буало в порыве негодования всё-таки вырвался из рук прелата, вскочил и крикнул:
- Это позор для Академии! Ей нужна новая эмблема - стадо обезьян, которое смотрит на своё отражение в источнике с надписью «Красивы для самих себя!».
Поэма Перро наносила страшный удар по «древним»: её автор низвергал авторитеты Античности, воспетые в эпоху Возрождения, переключая внимание учёной общественности на современный им XVII век. Перро отстаивал веру в нравственный прогресс и прогресс в совершенствование человека, в развитие науки и культуры, которые, по его глубокому убеждению, уже переросли достижения Древней Греции и Рима.
Несмотря на явный протест со стороны академиков, королю поэма понравилась. Когда аббат Лаву дочитывал последние строки, Перро встретился взглядом с Людовиком XIV, и тот ему милостиво кивнул. Ведь не зря при работе над оформлением Зеркальной галереи в Версале все надписи на её потолке были сделаны на французском языке, а не на латинском, как это было принято раньше. Людовик хотел, чтобы французы говорили на французском, а значит, и признавали достижения своего времени.
В своей поэме Перро последовательно доказывал, что мир не стоял на месте: культура, наука, искусство постоянно развивались, и уже пришло время перестать оглядываться на древние авторитеты. В частности, Перро упомянул о современных ему успехах техники: изобретение телескопа и микроскопа, которые открыли новые перспективы для развития естественных наук, о достижениях медицины (примером развития медицинской науки можно считать операцию, которую произвели над Людовиком XIV в 1686 году, удалив ему фистулу из заднего прохода).
Но на этом споры «древних» и «новых» не окончились, скорее наоборот. Буало своевременно и остро реагировал на каждый выпад Перро.

Не трогайте Перро, кем осуждён стократ
И Аристотель, и Вергилий, и Платон,
И сам Гомер: ведь с ним его почтенный брат,
Г, Н, Лаво, Калигула, Нерон
И даже Шарпантье, как говорят.

Перро со своей стороны тоже не собирался сдаваться. В 1688 году в издательстве «Когнар» вышел в свет первый том его книги «Параллели между древними и новыми», включающий два диалога: первый - в отношении искусств и наук» и второй - «в отношении архитектуры, скульптуры и живописи».
В своём новом труде Перро убедительно разбил доводы «древних» о незыблемом авторитете античного искусства и науки. На многочисленных примерах он доказал, что достижения XVII столетия во многом превзошли достижения античной цивилизации. Прогресс культуры, по мнению Шарля Перро, можно проследить, например, в литературе. Перро полагал, что независимо от индивидуальной одарённости тех или иных поэтов и писателей сумма человеческих знаний о мире, природе и самом человеке настолько возросла, что уже по одному этому литература XVII века должна быть богаче и значительнее древних.


Никола Буало-Депрео.

«Новые» во главе с Перро будущее литературы видели в разрыве с античной традицией, поэтому они проявили такой острый интерес к новым литературным жанрам - бурлеску, роману и опере. Даже произведения писателей-классиков ценили за их отличие от античных образцов, отмечая их новизну и оригинальность. Например, Мольер создал комедию, Античности неизвестную, Лафонтен - басню, сам Перро - сказку.
Действительно, XVII столетие занимает исключительное место в истории Франции и Европы в целом. Не зря оно названо Великим веком (временные рамки этого периода разнятся: одни историки так называют только время правления Людовика XIV; другие - всё XVII столетие). В эпоху Барокко и Классицизма (историческая наука так и не определилась с периодизацией этих явлений, одно ясно точно, нет чёткой грани, которая разделяла бы их, достаточно долго они сосуществовали, дополняли и обогащали друг друга) Франция достигла пика культурного развития, доселе невиданного. В XVII веке, и особенно при Людовике XIV, французы старались найти идеал совершенство абсолютно во всём: в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, театре, в моде… Результатом этих исканий стало создание королевского балета, комедии-балета, музыкальной трагедии, классической трагедии… и, наконец, Версаля.
Версаль - истинное детище XVII века по своему замыслу и размаху воплощения. Вряд ли какой другой век мог бросить столь гигантские усилия на строительство истинного храма монаршей власти (Версаль и по сей день остаётся самой большой монаршей резиденцией Европы). В фасадах Версаля, в его интерьерах, буквально в каждой детали читается послание, обращённое к французам и представителям других наций. Версаль восхваляет деяния Людовика XIV: его победы, его преобразования, его решения - всё его правление и саму монаршую власть, которая воплотилась в Людовике, в этом идеальном короле. До XVII века у Франции уже был один идеальный монарх - Людовик IX Святой (1212—1270, царствовал с 1226 года). Но он был скорее идеалом христианства и рыцарства. Если же говорить о том, что он был и идеальным правителем, то правителем средневековой феодальной Франции, что никак не могло удовлетворить общество Нового времени.
Со второй половины XVII века другие европейские страны стали с жадностью заимствовать и перенимать достижения французской культуры. Первыми франкофилами среди европейских государей слыли Карл II Английский (1630—1685, правил с 1660 года), Кристина Шведская (1626—1689, королева в 1632—1654 годах) и Фридрих I Прусский (1657—1713, правил с 1688 года). Даже русский царь Пётр I (1672—1725, на престоле с 1682 года), при всей своей любви к голландскому стилю, старался построить близ Петербурга свой Версаль - Петергоф. К тому же Пётр I, подобно Людовику XIV, очень любил фонтаны. Наполняя сады своих резиденций многочисленными фонтанами, Пётр, подобно Людовику, указывал на то, что его страна заслужила право считаться сильной морской державой. А что говорить о потомках Людовика XIV - Людовике XV (1710—1774, стал королём в 1715 году) и Людовике XVI (1754—1793, король с 1774 по 1792 год), которые также старались во всём ему подражать, кроме того, они были благодарны своему прадеду за Версаль. После смерти Людовика XIV (1 сентября 1715 года) дворец был оставлен, можно сказать, заброшен, но ненадолго. Через семь лет, в 1722 году, юный Людовик XV вернулся в Версаль, вновь поселившись там со всем двором.
Подражали Людовику XIV и его Версалю и монархи XVIII века. Фридрих II Великий (1712—1786, правил с 1740 года) построил дворец Сан-Суси, ещё один Версаль. Императоры Священной Римской империи, короли Неаполя и Швеции XVIII столетия строили свои резиденции, беря Версаль за образец. Король Баварии Людвиг II (1845—1886, правил с 1864 года), этот пламенный поклонник Людовика XIV, тоже старался подражать королю Франции, как в любви к строительству, так и в потребности иметь своего собственного гениального музыканта. У короля Франции был Люлли, у Людвига - Вагнер.
При Людовике XIV идеальной, подчинённой законам Барокко, стала даже война. Король не любил баталии как таковые, ему больше нравились осады городов и крепостей: данные военные операции он сумел превратить в самые настоящие спектакли со своими зрителями и актёрами. Смотреть за тем, как армия короля Франции осаждает очередную крепость, было не менее увлекательно, чем на новое представление придворного балета. Режиссёром и сценаристом этих незабываемых действий являлся сам король. Так, на протяжении первых двух военных кампаний Людовика XIV, во время Деволюционной войны (1667—1668) и войны с Голландией (1672—1678), к местам сражений с войсками король Франции выезжал со всем своим двором. С одной стороны, король привносил в свой военный лагерь атмосферу придворной праздности и лёгкости, чем восхищал и обескураживал своих противников. С другой же, Людовик тем самым доставлял главных зрителей к месту, где давался спектакль.
Прежде всего, мы постараемся представить некоторые стороны жизни Франции в первой половине XVII века, какой она была к моменту рождения и восшествия на трон Людовика XIV.

История Франция, которая находится в самом центре Европы, началась задолго до появления постоянных поселений людей. Удобное физико-географическое положение, близость морей, богатые запасы природных ресурсов способствовали тому, чтобы Франция в течение всей своей истории была «локомотивом» Европейского континента. И такой страна остается сейчас. Занимая ведущие позиции в Европейском Союзе, ООН и НАТО, Французская республика и в 21 веке остается государством, чья история создается каждый день.

Расположение

Страна франков, если с латинского языка перевести называние Франции, находится в регионе Западной Европе. Соседями этой романтической и красивой страны являются Бельгия, Германия, Андорра, Испания, Люксембург, Монако, Швейцария, Италия и Испания. Берега Франции омывается теплым Атлантическим океаном и Средиземным морем. Территория республики покрыта горными вершинами, равнинами, пляжами, лесами. Среди живописной природы скрываются многочисленные памятники природы, исторические, архитектурные, культурные достопримечательности, руины замков, пещеры, крепости.

Кельтский период

Во 2 тысячелетии до н.э. на земли современной Французской Республики пришли кельтские племена, которых римляне называли галлами. Эти племена стали ядром формирования будущей французской нации. Территория проживания галлов или кельтов римляне называли Галлией, которая входила на правах отдельной провинции в состав Римской империи.

В 7-6 вв. до нашей эры в Галлию приплыли на кораблях финикийцы и греки из Малой Азии, основавшие на побережье Средиземного моря колонии. Сейчас на их месте существуют такие города, как Ницца, Антиб, Марсель.

Между 58 и 52 годами до нашей эры Галлию захватили римские солдаты Юлия Цезаря. Результатом более, чем 500-летнего правления стала полная романизация населения Галлии.

Во время римского господства произошли и другие важные события в истории народов будущей Франции:

  • В 3 веке нашей эры в Галлию проникло и стало распространяться христианство.
  • Вторжение франков, которые покорили галлов. После франков пришли бургунды, алеманы, вестготы и гунны, которые совсем положили конец римскому правлению.
  • Франки дали имена народам, которые проживали в Галлии, создали тут первое государство, заложили первую династию.

Территория Франции еще до нашей эры стала одним из центром постоянных миграционных потоков, которые проходили с севера на юг, запада на восток. Все эти племена оставляли свой след в развитии Галлии, а галлы принимали элементы различных культур. Но самое большое влияние оказали именно франки, сумевшие не просто выгнать римлян, но и создать свое королевство в Западной Европе.

Первые правители Франкского королевства

Основателем первого государства на просторах бывшей Галлии является король Хлодвиг, который возглавлял франков во время их прихода в Западную Европу. Хлодвиг был представителем династии Меровингов, которую основал легендарный Меровей. Его считают мифической личностью, поскольку 100% подтверждений его существования не находят. Хлодвига считают внуком Меровея, и был достойным продолжателем традиций своего легендарного деда. Хлодвиг возглавил Франкское королевство с 481 г., уже к этому времен прославился многочисленными военными походами. Хлодвиг принял христианство, его крестили в Реймсе, что случилось в 496 г. Это т город стал центром крещения остальных королей Франции.

Женой Хлодвига была королева Клотильда, которая вместе с мужем почитала святую Женевьеву. Она была покровительницей столицы Франции – города Парижа. В честь Хлодвига называли следующих правителей государства, только во французском варианте это имя звучит как «Людовик» или Ludovicus.

Хлодвиг Первый раздел страну между четырьмя своими сыновьями, которые особых следов в истории Франции не оставили. После Хлодвига династия Меровингов стала постепенно угасать, поскольку правители практически не выходили из дворца. Поэтому пребывание у власти потомков первого франкского правителя называют в историографии периодом ленивых королей.

Последний из Меровингов Хильдерик Третий стал последним королем своей династии на франкском престоле. Его сменил Пипин Короткий, прозванный так за свой небольшой рост.

Каролинги и Капетинги

Пипин пришл к власти в середине 8 века, и основал новую династию во Франции. Называлась она Каролингская, но не от имени Пипина Короткого, а его сына – Карла Великого. Пипин вошел в историю, как умелый управленец, который до коронации был майордомом Хильдерика Третьего. Пипин фактически управлял жизнью королевства, определял направления внешней и внутренней политики королевства. Прославился Пипин и как умелый воин, стратег, гениальный и хитрый политик, который в течение 17-летнего правления пользовался постоянной поддержкой католической церкви и Папы Римский. Такое сотрудничество правящего дома франков закончилось тем, что глава Римо-католической церкви запретил французам выбирать представителей других династий на королевский престол. Так он поддержал Каролингскую династию и королевство.

Расцвет Франции начался при сыне Пипина – Карле, который большую часть жизни провел в военных походах. В результате чего, территория государства увеличилась в несколько раз. В 800 г. Карл Великий стал императором. В новую должность его возвел Папа Римский, который надел корону на голову Карла, реформы и умелое руководство которого вывели Францию в ТОП ведущих средневековых государств. При Карле были заложены основаны централизации королевства, определен принцип престолонаследия. Следующим королем стал Людовик Первый Благочестивый – сын Карла Великого, успешно продолжавший политику своего великого отца.

Представители династии Каролингов не сумели удержать централизованное единое государство, поэтому в 11 в. государство Карла Великого распалась на отдельные части. Последним королем рода Каролингов был Людовик Пятый, когда он умер, то на трон взошел аббат Гуго Капет. Прозвище появилось из-за того, что он все время носил капу, т.е. мантию светского священника, которая подчеркивала его духовный сан после восхождения на трон в качестве короля. Для правления представителей династии Капетингов характерно:

  • Развитие феодальных отношений.
  • Появление новых классов французского общества – сеньоров, феодалов, вассалов, зависимых крестьян. Вассалы находились на службе у сеньоров и феодалов, которые обязаны были защищать своих подданных. Последние платили им не только службой в войске, но и дань в виде продуктовой и денежной ренты.
  • Постоянно происходили религиозные войны, которые совпали с периодом Крестовых походов в Европе, который начался в 1195 г.
  • Капетинги и многие французы были участникам крестовых походов, участвуя в защите и освобождении Гроба Господнего.

Капетинги правили до 1328 г., выведя Францию на новый уровень развития. Но удержаться у власти наследникам Гуго Капета не удалось. Эпоха средневековья диктовала свои правила, и у власти вскоре оказался более сильный и хитрый политик, которого звали Филипп Шестой из династии Валуа.

Влияние гуманизма и Ренессанса на развитие королевства

В течение 16-19 вв. Францией управляли сначала Валуа, а потом Бурбоны, принадлежавшие к одной из ветвей династии Капетингов. Валуа тоже принадлежали к этому роду, находились при власти до конца 16 в. После них престол до середины 19 в. принадлежал Бурбонам. Первым королем этой династии на французском престоле был Генрих Четвертый, а последним – Луи-Филипп, которого выгнали из Франции в период смены монархии на республику.

Между 15 и 16 веками страной управлял Франциск Первый, при котором Франция полностью вышла из эпохи средневековья. Для его правления характерно:

  • Совершил два похода в Италию, чтобы предъявить притязания королевства на Милан и Неаполь. Первый поход был успешным и Франция на некоторое время получила под свое управление эти итальянские герцогства, а второй поход был неудачным. И Франциск Первый потерял территории на Апеннинском полуострове.
  • Ввел королевский займ, который через 300 лет приведет к краху монархии и кризису королевства, который никто не смог преодолеть.
  • Постоянно воевал с Карлом Пятым, правителем Священной Римской империи.
  • Соперницей Францией была и Англия, которой в то время управлял Генрих Восьмой.

При этом короле Франции искусство, литература, архитектура, наука и христианство вошли в новый период развития. Случилось это, в основном, благодаря влиянию итальянского гуманизма.

Особое значение гуманизм имел для архитектуры, что отчетливо прослеживается в замках, построенных в долине реки Луары. Замки, которые в этой части страны возводились для того, чтобы охранять королевство, стали превращаться в роскошные дворцы. Их украшали богатой лепниной, декором, меняли внутренний интерьер, который отличался роскошью.

Также при Франциске Первом возникло и стало развиваться книгопечатанье, которое оказало огромное влияние на формирование французского языка, в том числе и литературного.

Сменил Франциска Первого на престоле его сын Генрих Второй, ставший правителем королевства в 1547 г. Политика нового короля запомнилась современникам успешными военными походами, в том числе против Англии. Одна из битв, о которой пишут все учебники истории, посвященные Франции 16 в., произошла возле Кале. Не менее знаменитыми являются битвы англичан и французов под Верденом, Тулем, Мецем, которые Генрих отбил у Священной Римской империи.

Генрих был женат на Екатерине Медичи, которая принадлежала к знаменитому итальянскому роду банкиров. Королева управляла страной, когда на троне находились трое ее сыновей:

  • Франциск Второй.
  • Карл Девятый.
  • Генрих Третий.

Франциск правил всего год, а потом умер от болезни. Наследовал ему Карл Девятый, которому на момент коронации было десять лет. Его полностью контролировала мать – Екатерина Медичи. Запомнили Карла, как ревностного поборника католицизма. Он постоянно преследовал протестантов, получившие название гугенотов.

Ночью с 23-го на 24-е августа 1572 года Карл Девятый отдал приказ вычистить всех гугенотов во Франции. Это событие получило название Варфоломеевская ночь, поскольку убийства происходили накануне дня св. Варфоломея. Через два года после резни Карл умер, и королем стал Генрих Третий. Его противником за престол был Генрих Наваррский, но его не выбрали, поскольку он был гугенотом, что не устраивало большую часть дворян и знати.

Франция в 17-19 вв.

Эти столетия были очень бурными для королевства. К основным событиям можно отнести:

  • В 1598 году Нантский эдикт, который издал Генрих Четвертый, закончил религиозные войны во Франции. Гугеноты стали полноправными членами французского общества.
  • Франция принимала активное участие в первом международном конфликте – Тридцатилетней войне 1618-1638 гг.
  • Королевство пережила свой «золотой век» в 17 в. при правлении Людовика Тринадцатого и Людовика Четырнадцатого, а также «серых» кардиналов – Ришелье и Мазарини.
  • Дворяне постоянно боролись с королевской властью за расширение своих прав.
  • Франция 17 в. постоянно сталкивалась с династическими распрями и междоусобными войнами, что подрывало государство изнутри.
  • Людовик Четырнадцатый втянул государство в войну за испанское наследство, что вызвало вторжение иностранных государств на территорию Франции.
  • Короли Людовик Четырнадцатый и его правнук Людовик Пятнадцатый уделяли огромное влияние созданию сильной армии, что позволяло проводить успешные военные компании против Испании, Пруссии и Австрии.
  • В конце 18 века во Франции началась Великая Французская революция, которая вызвала ликвидацию монархии, установление диктатуры Наполеона.
  • В начале 19 века Наполеон провозгласил Францию империей.
  • В 1830-х гг. была предпринята попытка восстановить монархию, которая продержалась до 1848 г.

В 1848 году во Франции, как и в других странах Западной и Центральной Европы, вспыхнула революция, которая называлась Весна народов. Следствием революционного 19 века стало установление во Франции Второй Республики, которая просуществовала до 1852 г.

Вторая половина 19 в. была не менее увлекательной, чем первая. Республика была сброшена, вместо нее установлена диктатура Луи Наполеона Бонапарта, правившего до 1870 г.

Империю сменила Парижская коммуна, которая вызвала установление Третьей Республики. Она просуществовала до 1940 г. В конце 19 в. руководство страны проводило активную внешнюю политику, занимаясь созданием новых колоний в разных регионах мира:

  • Северной Африке.
  • Мадагаскаре.
  • Экваториальной Африке.
  • Западной Африке.

В течение 80-х – 90-х гг. 19 вв. Франция постоянно соперничала с Германией. Противоречия между государствами углублялись и обострялись, что вызвало отделение стран друг от друга. Франция нашла союзников в Англии и России, что способствовало образованию Антанты.

Особенности развития в 20-21 вв.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, стала для Франции шансом вернуть потерянные Эльзас и Лотарингию. Германия по Версальскому договору вынуждена была отдать этот регион обратно республике, в результате чего границы и территория Франции приобрели современные очертания.

В межвоенный период страна активно участвовала в работе Парижской конференции, боролась за сферы влияния в Европе. Поэтому активно принимала участие в действиях стран Антанты. В частности, вместе с Британией отправила свои корабли в Украину в 1918 г., чтобы бороться против австрийцев и немцев, которые помогали правительству Украинской Народной республике выгнать большевиков со своей территории.

При участии Франции были подписаны мирные договора с Болгарией и Румынией, которые поддерживали Германию в Первой мировой войне.

В середине 1920-х гг. были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом, подписан с руководством этой страны договор о ненападении. Опасаясь усиления фашистского режима в Европе и активизации ультраправых организаций в республике, Франция пыталась создать военно-политические союзы с европейскими государствами. Но от нападения Германии в мае 1940 г. Францию не спасло. Войска Вермахта в течение нескольких недель захватили и оккупировали всю Францию, установив в республике профашистский режим Виши.

Страна была освобождена в 1944 г. силами Движения Сопротивления, подпольного движения, союзнических армий США и Британии.

Вторая война больно ударила по политической, общественной и экономической жизни Франции. Выйти из кризиса помог план Маршалла, участие страны в экономических евроинтеграционных процессах, которые в начале 1950-х гг. развернулись в Европе. В середине 1950-х гг. Франция отказалась от колониальных владений в Африке, предоставив бывшим колониям независимость.

Политическая и экономическая жизнь стабилизировалась во времена президентства Шарля де Голля, который возглавил Францию в 1958 г. При нем была провозглашена Пятая республика во Франции. Де Голль вывел страну в лидеры на Европейском континенте. Были приняты прогрессивные законы, которые изменили общественную жизнь республики. В частности, женщины получили право голосовать, учиться, выбирать профессии, создавать собственные организации и движения.

В 1965 г. страна впервые выбирала главу государства путем всеобщего голосования. Президентом де Голль, который пробыл у власти до 1969 г. После него во Франции президентами были:

  • Жорж Помпиду – 1969-1974 гг.
  • Валерии д’Эстен 1974-1981 гг.
  • Франсуа Миттеран 1981-1995 гг.
  • Жак Ширак – 1995-2007 гг.
  • Николя Саркози – 2007-2012 гг.
  • Франсуа Олланд – 2012-2017 гг.
  • Эммануэль Макрон – 2017 – до нынешнего времени.

Франция после Второй мировой войны развивала активное сотрудничество с Германией, став с ней локомотивами ЕС и НАТО. Правительство страны с середины 1950-х гг. развивает двусторонние связи с США, Британией, Россией, странами Ближнего Востока, Азии. Оказывает руководство Франции поддержку бывшим колониям в Африке.

Современная Франция – это активно развивающаяся европейская страна, которая является участником многих европейских, международных и региональных организаций, оказывает влияние на формирование мирового рынка. Внутренние проблемы в стране присутствуют, но продуманная успешная политика правительства и нового лидера республики Макрона способствует разработке новых методов борьбы с терроризмом, экономическим кризисом, проблемой сирийских беженцев. Франция развивается в соответствии с мировыми тенденциями, меняя социальное и правовое законодательство так, чтобы и французам, и мигрантам было комфортно жить во Франции.

Внешне он удался на славу. Единственной, но крайне существенной (а может быть, и решающей) для всех участников «помаркой» было то, что в одном из залов дворца король обнаружил портрет Луизы де Лавальер, своей возлюбленной. Слухи о том, что добрая Луиза, несмотря на искреннюю любовь к своему Луи, согрешила также и с тщеславным Фуке, живо восстали в раздраженном сознании повелителя…
Через месяц Фуке арестуют, осудят; он закончит свои дни в крепости Пиньероль. Во-ле-Виконт конфискуют. Лучшее из обстановки замка, включая апельсиновые деревья в серебряных кадках (они до сих пор очень ценны и дороги на рынке флоры) король заберет для своего строящегося дворца. Туда же перекочует и команда гениев, создавших Во-ле-Виконт.
Им предстоит создать еще более прекрасный и грандиозный по размерам шедевр – знаменитый дворцово-парковый ансамбль в Версале.

Кто вы, король Людовик?

Людовик Четырнадцатый любил повторять, что ему нравятся люди веселые и добродушные. Каким же был сам король, которого то называли великим и солнцем, то поверхностным и заурядным себялюбцем, то гуманным, то бездушным? Людовик прожил 77 лет, из которых был на троне 72 года. Находясь всю жизнь в центре внимания современников, мог ли он скрыть от них свое истинное лицо?
Вот и мы протестируем личность Людовика по нескольким показателям.
ИНТЕЛЛЕКТ. Людовик не получил почти никакого образования. Детство у него было довольно трудным, – во всяком случае, скудным. Он рано лишился отца, а возможный отчим Мазарини был так скуп, что, по рассказам некоторых современников, ребенком Людовик спал на продранных простынях. Тогда вовсю бушевала Фронда, положение матери и регентши Анны Австрийской было шатким, – короче, образованием Людовика никто не озаботил себя занять. Даже и в старости он не любил читать, используя для этого дар Расина, который не только с листа переводил ему римских авторов, но и облекал это с ходу в изысканный французский язык. Тем не менее, невежественный Людовик был человеком остроумным, от природы тонким, а главное, умело и успешно осуществлял политику гегемона Европы в течение нескольких десятилетий. Не имея образования, он был превосходно воспитан, не имея выучки, действовал умно и логично. Можно сказать, Людовик был практиком до мозга костей и человеком, который сам себя сделал. Впрочем, он владел и теорией вопроса, то есть имел непоколебимые убеждения по поводу своих прав как абсолютного монарха и по поводу божественного происхождения королевской власти. Даже религиозность его приобретала в связи с этим несколько гротескные черты. Так, узнав об одной проигранной битве, он меланхолично заметил: «Как видно, господь забыл все то хорошее, что я для него сделал!» Эти, уже несколько архаичные представления, и «помогли» ему совершить ряд политических ошибок в старости. Однако вряд ли умственно ограниченный человек способен на самокритику. Людовик умел раскритиковать себя, – в юности он просил министров указать ему, если они обнаружат, что какая-либо дама его сердца начнет влиять на политику, и обещал, что расстанется с этой особой в тот же час, а умирая, сказал с глубокой грустью: «Я слишком любил войну…»
МУЖЕСТВЕННОСТЬ, СИЛА ВОЛИ. Говорят, что чувство, которое король внушал тем, кто впервые видел его, был страх. Высокий, величественный, немногословный, он сперва подавлял людей. Возможно, они чувствовали именно давление особой, «монструозной» физики этого человека. Людовик родился с двумя зубами во рту, так что больше месяца никакая кормилица у его колыбели не выдерживала. А после смерти короля-солнца обнаружилось, что желудок и кишечник у него в два раза больше обычных человеческих. (Отсюда и его зверский аппетит). От природы он был чрезвычайно вынослив, и пока придворные спасались от сквозняков Версаля, кутаясь в медвежьи шкуры, как маркиза де Рамбулье (Рамбуйе), он распахивал настежь окна в комнате, где находился. Людовик не понимал и не учитывал хворей окружающих, но свои переносил с огромным мужеством. Ему были удалены свищ, а также часть верхнечелюстной кости (отчего пища иногда лезла через ноздри наружу), но во время этих чудовищных из-за отсутствия анестезии операций король-солнце не только не «пикнул», но даже сохранил ровный пульс!.. А ведь операция по удалению свища продолжалась шесть часов, – столько, сколько длилась казнь через колесование…
ГУМАННОСТЬ. Говорят, король не желал и слышать о нищете и бедствиях народа. Думается, однако, это не из-за черствости, а из-за ощущения собственного бессилия изменить что-то в лучшую сторону. Был ли Людовик жесток? Вряд ли. Во всяком случае, это убедительно опровергает новая версия о том, кто же скрывался за «железной маской», выдвинутая французскими историками и приводимая в книге: С. Цветков. Узники Бастилии. – М.. 2001. – С. 180–194. Оказывается, во-первых, маска была не железной, а из черного бархата. Во-вторых, очень убедительно доказывается, что самый загадочный узник короля-солнца не мог быть его братом или родственником. По новейшим исследованиям, им мог оказаться, скорее всего, граф Эрколе Антонио Маттеоли, министр Карла Четвертого, герцога Мантуанского. Он был свидетелем и участником политического конфуза Людовика Четырнадцатого, которому при посредничестве Маттеоли вечно нуждавшийся в деньгах герцог Мантуанский продал один из своих городов. Город считался ключом к Северной Италии. Маттеоли проболтался о сделке, Европа встала на уши, справедливо видя в действиях французов незаконную аннексию, а Людовику пришлось срочно сделать вид, что никакой сделки вовсе и не было. Маттеоли, однако, схватили и, вероятно, доставили во Францию, где ему предстояло десятилетиями носить на лице маску и умереть в Бастилии. Маску же он носил потому, что это был практиковавшийся в венецианских тюрьмах обычай (сделка произошла в Венеции), а также потому, в первую очередь, что в тюрьмах, где он был, находились узники итальянцы, которые хорошо знали Маттеоли, – а ведь французский посол объявил и гибели графа во время дорожной катастрофы! Кроме того, маска должна была напоминать ему о его предательстве. В скором на расправу 20 веке все эти бархатные укоры совести кажутся детской шалостью. Но Людовик, вероятно, просто еще не дорос до кадровой политики мудрого Сталина, утверждавшего: «Нэт чэловэка – нэт и проблэми!» Потому и «пррэдатэль» Маттеоли, даже находясь в застенке, питался из золотой и серебряной посуды…
АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВКУС. Один из родственников иронически назвал Людовика «монархом сцены» (см.: Н. Митфорд), а великий министр финансов Кольбер писал о своем патроне, – писал в отчаянии: «Знаете ли вы так же хорошо, как я, человека, с которым мы оба имеем дело? Знаете ли вы его пристрастие к эффектам, оплаченным любою ценой?» (цит. по: Ж. Ленотр, с. 68). Людовик и впрямь был наделен утонченным вкусом (который развил в нем страстный коллекционер Мазарини), тонким чувством языка, талантом танцовщика, – почти до сорока лет король выступал в придворных балетах. Он не слишком любил театр, особенно в старости, потому что театральным действом была вся его жизнь, наполненная церемониями и интригами, и нескончаемым, слепящим блеском золота и бриллиантов. Страсть к великолепию, страсть играть роль монарха и сиять, подобно земному солнцу, была в Людовике так велика, что и в глубокой старости, за семь месяцев до смерти, он в последний раз вышел на сцену в роли монарха, когда дал аудиенцию персидскому послу зимой 1715 года. Бриллиантов на одеянии Людовика была такая пропасть, что он едва ноги передвигал. И перед кем же он так старался? Перед каким-то полуавантюристом, который сгинул в своей Персии (а может, еще и в России), ничего так и не сделав для интересов Франции… (См: Ж. Ленотр, с. 104–110).
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. В отношениях с людьми король был сама любезность. Говорят, за всю жизнь он только трижды вышел из себя, и из этих трех раз лишь однажды позволил себе ударить человека: лакея, который стащил бисквит со стола, – однако нервы сдали уже у Людовика-старика и разгневался он, собственно, не на лакея, а на своих родственников. Людовик ценил таланты, но превыше всего он ценил себя и заметно ревновал к чужой славе. Вот почему своих по-настоящему талантливых родичей он постоянно держал в тени. Любимцем Людовика был ничтожный паяц герцог дю Мэн, его сын от маркизы де Монтеспан, – остроумный, но пустой человек. Однако дю Мэн был хром, а к больному ребенку отец относится иначе, чем к здоровому, так что по-человечески здесь все очень даже понятно. Придворных он называл по титулу и фамилии, что придавало его обхождению налет официальности. Зато с простым народом Людовик церемонился меньше и держал себя порой почти запросто. С этим связан известный анекдот. Как-то король вошел в комнату и увидел человека, который залез на стремянку и отвинчивал от стены дорогие часы. Король вызвался подержать лестницу. Когда же человек ушел, выяснилось: Людовик помогал вору, которого он принял за придворного механика!.. Анекдот этот вполне правдоподобный, если учесть, что парки и парадные покои Версаля были открыты для посещения всех желающих круглые сутки. Когда во время французской революции женщины Парижа пошли на Версаль, гвардейцы попытались затворить ворота парка, но тщетно: за сто с лишним лет петли всегда открытых ворот проржавели намертво…
О других нюансах отношений короля с людьми мы скажем чуть позже.
А пока вынесем свой ВЕРДИКТ:
Людовик Четырнадцатый не был ни тираном, ни деспотом. Он был, прежде всего, талантливым эгоцентриком с хорошо развитым чувством долга, которое, впрочем, воспринимал как фанфарный глас королевской судьбы.

О т нежного сердца герцогини де Лавальер к « черным мессам » маркизы де Монтеспан

И все же образ короля-солнца в трудах историков двоится и зыбится. Время неумолимо загоняет его под те своды нашей памяти, где исторические лица блуждают, подобно смутным теням героев мифов. Даже сведения об его внешности выглядят противоречиво. Во всяком случае, в книге: А.Г. Сергеев. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. – М., 2003, утверждается, что Людовик «имел рост всего 1.59 м и поэтому ввел в мужскую моду туфли на высоком каблуке. Кроме того, имея от рождения огромную шишку на голове, он всегда носил высокие шапки» (с. 481). Вполне естественно, что король хотел и умел выглядеть выше окружавших его людей, – отчего многим мемуаристам он и казался отменно высоким. Но, если указанный рост соответствует реалу, то брат короля Филипп Орлеанский (о котором дружно пишут, что он был почти в два раза ниже Людовика) до метра значительно не дотягивал, даже с кепкой!.. Однако карликом Филипп все ж таки не считался.
Столь же противоречивы и сведения о событиях личной жизни великого короля. Бесспорным остается лишь то, что он, как и большинство Бурбонов, отличался повышенным либидо. На женщин Людовик начал заглядываться еще ребенком, а мужчиной стал в 15 лет в объятьях сорокалетней придворной дамы. Мужскую силу король сохранил до старости, – его вторая жена набожная де Ментенон жаловалась духовнику, что вынуждена заниматься «этим делом» с Людовиком каждый день! Королю было тогда около семидесяти лет…
У Людовика была масса мимолетных увлечений и больше десятка незаконных детей. При этом король почитал своим долгом дважды в месяц разделять постель с нелюбимой (но страстно любившей его) королевой.
Историки делят его царствование на три периода, по фамилиям трех его главных фавориток: период Лавальер (1661–примерно 1675), Монтеспан (1675–примерно 1683) и Ментенон (1683–1715). Мы пишем «примерно», поскольку король любил держать при себе как только что вошедшую в фавор, так и уже почти отставленную любовницу. Бедная королева была вынуждена все это терпеть. Например, как-то на войну Людовик отправился сразу с женой, а также с Лавальер и Монтеспан, причем все три женщины не только сидели в одной карете (и толпа сбегалась посмотреть на «трех королев Франции»!..), но и в походном королевском шатре из шести комнат каждая имела свою отдельную спальню…
Историки дружно приводят формулу одной мемуаристки, которая написала, что Лавальер любила Людовика как человека, Монтеспан – как короля, а Ментенон – как мужа. Есть и другой вариант этой формулы: Лавальер любила его как любовница. Монтеспан – как госпожа, а Ментенон – как гувернантка.
В этой главке мы расскажем о первых двух.
Луиза де Лавальер – имя этой чистой душой, бескорыстной дамы осеняет молодость короля. Она не была слишком красива: рябовата и немного хромала. Она не шла ни в какое сравнение с блистательными красавицами, эта скромная провинциальная дворяночка, фрейлина Генриетты Английской (Генриетта была дочерью Карла Первого Английского и женой Филиппа Орлеанского). Генриетта сама влюбилась в Людовика, но он предпочел ей милую Лавальер, которая страстно, нежно и беспомощно смотрела на него из толпы придворных.
Так «красиво» Людовик никого не любил, – ни до, ни после. Рассказывают, что однажды гроза застала их под открытым небом. Влюбленные укрылись под деревом, и король два часа прикрывал Лавальер от дождя своей шляпой. Они поклялись не затягивать никакую ссору между собой до следующего дня. И когда король однажды ее «затянул», Луиза бежала в монастырь. Монарх бросился в погоню. Нечего говорить, что ссора завершилась бурным, неистовым примирением.
Лавальер подарила Людовику четырех детей, из которых двое дожили до зрелых лет. Однажды Луиза рожала в муках. Всем казалось, что она умирает. «Верните ее мне и возьмите все, что у меня есть!» – вскричал Людовик сквозь слезы.
Сперва любовники скрывали свои отношения от королевы-матери и королевы-жены. На следующий день после родов Лавальер уже устремлялась на бал, чтобы их величества ничего не узнали о рождении ребенка от короля. Но обе «испанки», обе «их христианнейшие величества», всё очень скоро поняли. «Эта женщина – любовница короля!» – сказала по-испански Мария-Терезия своей фрейлине, когда Лавальер проходила мимо. А Анна Австрийская стала читать сыну мораль. «Когда нас утомит любовь, когда мы пресытимся ею и состаримся, тогда и мы в свой черед ударимся в ханжество и пустимся в нравоучения», – парировал Людовик (цит. по: 100 великих любовниц. – М., 2004. – С. 294). Он почти напророчил. «Почти» – потому что без секса так и не смог до последнего обойтись…
А бедная Лавальер страдала, – угрызения совести терзали ее, ведь связь с королем (женатым человеком) была очень большим грехом.
Терзал ее и ветреный «сир». Существует красивая легенда, будто Версаль он задумал как памятник своей любви к Лавальер. Но король все же так широко не мыслил: Версаль с самого начала задумывался как памятник лично ему, королю-солнцу. Когда в 1667 году Лавальер был дарован герцогский титул, придворные увидели в этом знак охлаждения Людовика. Он задаривал любовницу, словно чувствуя свою вину перед ней. Она его любила, а он ее – уже нет. Сердцем короля овладела другая женщина – Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Академия Платона в Афинах
Руднев всеволод федорович
Биография. Иван Старов. Архитектура - его жизнь Что важного сделал иван старов кратко