Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бобров И. Курс лекций по новой и новейшей истории

2.1 Политическое развитие Европы

К IX-Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства.

В XI - XIII вв. вся территория Западной Европы представляла череду величественных неприступных замков, владельцы которых с помощью средне- и мелкопоместных дворян (баронов и рыцарей) осуществляли организацию близлежащей местности и живущего на ней населения, состоявшего преимущественно из крестьян. Владельцы поместий осуществляли на своих территориях функции государственной власти: судебную (символом всевластия сеньора были тюрьмы и виселицы, «украшавшие» въезды в замки), фискальную (сбор податей), политическую (военные отряды).

Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. Сама церковь была организована по феодальному образцу по принципу строгой иерархии, на монархических началах возглавлялась римским папой. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм, установленных церковью, имел юридическое значение (каноническое право). Духовенство было привилегированным сословием феодального общества, а церковь - важной частью феодальной структуры.

В период феодальной раздробленности католицизм был единственной силой, объединяющей западноевропейский мир. Будучи мощной экономически и политически, церковь играла господствующую роль в идеологии средневекового общества. Отсутствие резкой границы между рабовладельческим и феодальным обществами давало возможность использовать апологетику рабства для оправдания крепостничества.

Идеологическое господство религии и церкви обусловило то обстоятельство, что основные направления политико-правовой идеологии феодального общества Западной Европы выступали в религиозном облачении. Общей идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты св. писания. Идеологи господствующих классов-сословий ссылками на Библию стремились обосновать сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение крестьян. Этой цели служили тексты о “покорности рабов своим господам”, “богоустановленности власти”, “непротивлении злу насилием”, содержащиеся в Новом завете. Крестьянство и горожане свой протест против феодального строя выражали в еретических движениях.

Императоры и короли стремились обосновать свою независимость от церкви в светских делах; одним из острых вопросов была инвеститура (право назначать епископов). Защищаясь от притязаний церкви, императоры и короли ссылались на тексты того же писания о богоустановленности всякой (т.е. и их) власти (“существующие же власти богом установлены”). Они по-своему толковали “теорию двух мечей” - меч светской власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил: “Царство мое не от мира сего”.

Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изучение римского права, а также преподавание его в Парижском университете.

Борьба римских пап и императоров порой принимала довольно острые формы; католическая церковь взывала к подданным и вассалам неугодных ей правителей, освобождая их от присяги; короли и императоры в борьбе с церковными феодалами прибегали к вооруженной силе; однако всегда, когда движения народных масс принимали опасный характер, церковь и государство выступали совместно: короли и императоры помогали искоренять ереси, духовенство помогало подавлять крестьянские восстания.

Города, находившиеся под властью феодальных сеньоров, вели с ними ожесточённую борьбу, которая вначале нередко носила форму тайного заговора, а затем превращалась в открытую борьбу за коммуну и освобождение от сеньориальной власти. Развитие товарно-денежных отношений в Европе приводило к большим изменениям, как в помещичьем, так и в крестьянском хозяйстве.

И помещики, и крестьяне начали продавать на рынке часть своей зерновой, животноводческой и винодельческой продукции, а в связи с этим переходить к ведению более интенсивного хозяйства -- осушать болота, расчищать леса, разрабатывать пустоши, разводить виноградники и т. д. Несмотря на продолжавшееся господство натурального хозяйства, в XII в. уже намечались новые формы экономического развития и совершался частичный переход к денежной ренте. Вместе с этим в ряде мест росла барщина и увеличивалась продуктовая рента.

Рост могущества многих крупных феодалов, превращавшихся в самостоятельных политических властителей -- территориальных князей, использовавших развитие городов и товарного производства Германии в собственных интересах, ослабил власть императора в пределах Германского королевства. Правда, отдельные германские города (Вормс, Кёльн, Ульм и др.), стремясь избавиться от власти своих сеньоров -- епископов и князей, поддерживали императоров как в конце XI в., так и позднее. Однако эта поддержка императорской власти была недостаточна. Остальные германские города всё более и более становились княжескими.

Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не обладали собственностью на землю, а лишь пользовались ею, выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении населения сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян.

В середине IX в. все крестьяне превратились из собственников в держателей земельных участков. Из свободных крестьян-общинников они становились феодально-зависимыми в соответствии с установленными государством принципами: нет земли без сеньора и каждый свободный франк должен найти себе сеньора.

европа город феодальный ремесло торговля

Антропоморфная пластика культуры Триполье-Кукутени, этапа Кукутени

Эпоха нового каменного века, наступившая примерно в X тыс. до н.э. и завершившаяся во II тыс. до н.э. - эпоха кардинальных изменений в жизни древнего человека. Определенный промежуток времени он сосуществует с мезолитом...

Великие географические открытия

Великие географические открытия европейских путешественников конца 15 в. - середины 17 в. явились следствием бурного развития производительных сил в Европе, роста торговли со странами Востока...

Главные вопросы общественно-политической жизни России в XIX веке и попытки их решения

Реформы начала XIX века Александр I назвал либеральными. Главным вопросом реформирования была отмена крепостного права...

Европа в XVIII веке

Победа Англии в экономическом соревновании с Голландией была победой английского промышленного капитализма над голландским торговым капитализмом, капиталистической домашней промышленности - над городской мануфактурой ее соперницы...

Конституционные проекты XIX века: мечты и реальность

"Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О...

Национальные государства и национализм в истории политики Европы и в современном мире

В дальнейшем становление национальной государственности сопровождалось все более глубоким проникновением государства в различные сферы общества. Сформировавшиеся в ряде стран Европы абсолютные монархии разрушали сословные корпорации...

Общественный строй Китая накануне вторжения иностранных государств в ХІХ веке

Правление цинской династии не внесло ничего существенно нового в характер политического строя китайской державы, про-должавшей оставаться «восточной» деспотией. Самодержавный правитель пользовался неограниченной властью...

Политическое развитие СССР в 60-80 гг.

Рабочий класс Чувашской АССР накануне и в годы перестройки

В следующей главе этой работы мы разберемся в такой немаловажной теме для рабочего класса, как политическая и культурная жизнь рабочих. И если с культурной жизнью всё относительно нормально...

Социально-экономическое и политическое развитие Западной Европы во 2-й пол. ХІ ст.

Социально-экономическое и политическое развитие Западной Европы во 2-й пол. ХІ ст.

В X--XII вв. в Западной Европе окончательно складываются два главных слоя средневекового общества: зависимые крестьяне и воины-землевладельцы. У каждой из этих групп был свой образ жизни, свои взгляды на мир, свое положение в обществе...

СССР после ХХ съезда КПСС

Причины победы Н. С. Хрущева. Маленков Г.М., Хрущев Н.С. сходились в том, что реализация программы Берия привела бы к "буржуазному перерождению" советского общества, которое было бы выгодно "Черчиллям, Тито и Эйзенхауэрам"...

Сталин и его достижения во внутренней политике Советского Союза 30-х годов ХХ века

Советское общество начала 30-х годов. Экономические преобразования конца 20-х - начала 30-х годов коренным образом изменили структуру населения. 7% сельских жителей работали на государственных сельскохозяйственных предприятиях - в совхозах и МТС...

Форсирование социалистического строительства и его политические последствия

В целом система, сложившаяся в 30-40-е гг., была, с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой - внутренне противоречивой. 1929 год был в известной мере переломным и в политическом развитии страны...

Политическое развитие Западной Европы

Особенности феодальной иерархии

    король - верховный сюзерен (господин) всех феодалов, первый среди равных в период раздробленности;

    крупные светские и духовные феодалы – вассалы (военные слуги) короля: князья и графы, архиепископы и епископы; получая землю от короля, приносили ему присягу верности за выполнение определенных обязательств;

    средние и мелкие феодалы - вассалы (слуги) короля, князей и графов: герцоги, бароны, рыцари: получая землю от короля и крупных феодалов, приносили им присягу верности за выполнение определенных обязательств;

    горожане – вассалы феодалов, т.к. города располагались на их землях;

    крестьяне – собственники орудий труда, скота, земля в пользовании за ренту (барщину, оброк (натуральный или денежный)

V-XI вв. – поземельная зависимость и усиление личной зависимости (ущемление личных и политических прав, суд феодала, брачная пошлина и т.д.)

XII-XIII вв. – личная зависимость смягчается, барщина сменилась оброком

Средневековые общности, их роль в формировании корпоративизма

Сословия – большие группы людей с определенными правами и обязанностями, которые передавались по наследству.

I -е сословие – духовенство; II -е сословие – дворянство; III -е сословие – горожане, крестьяне

Особенности сословного строя:

    низкая социальная мобильность;

    высокий уровень групповых (горизонтальных) связей, т.е. корпоративизм;

    • групповая солидарность;

      совместные деятельность и собственность;

      особое право и ритуалы;

      демократизм

Корпорации: сельская община, ремесленный цех, торговая гильдия, религиозные и военные братства (ордены) и т.д.

Условия формирования западной демократии:

    борьба короля и церкви за власть;

    борьба между королём и феодалами;

    борьба между королём и городами;

    борьба между феодалами и городами;

Итоги:

    сословное представительство (феодалы и горожане);

    демократия не для всех (крестьяне участвовали в представительных органах Швеции, Испании, России);

    депутаты избирались узким кругом влиятельных лиц или назначались мэром, игуменом;

    деятельность сословно-представительных органов не регулярная, как правило, в серьёзных ситуациях;

Главное – ограничение произвола власти

Города получили привилегии:

    самоуправление;

    автономное (самостоятельное) право;

    автономный суд;

    право распоряжаться налогами;

    монополию в торговле и в ряде ремесел;

    право на прилегающие угодья в радиусе трёх миль, т.е. права сеньора на эту сельскую местность

Последствия этого:

    республиканские формы правления;

    города – центры ТДО;

    укрепление мелкое и средней частной собственности;

    города – центры наемного труда и новых категорий труда - административного, интеллектуального, обслуживающего и т.д.;

    города – центры вольнодумства и формирования предпринимателя (буржуа)

Вывод: города придали неповторимое своеобразие цивилизации

Особенности средневекового сознания:

    Идея конечности истории и Страшного суда;

    Вера в посмертную судьбу человека;

    Теоцентрическая модель мира. «Бог – центр мира, присутствует во всех своих творениях»;

    Человек унаследовал от Адама греховное начало => изначально заложено зло;

    Мир прекрасен, т.к. создан Богом, вместе с тем материален => греховен;

    Символизм: в природе пытались увидеть иную, высшую ценность

Главная особенность сознания – дуализм (раздвоение): небесное противостоит земному, Бог – дьяволу, тело – душе, хотя церковь полностью не отвергала материальное.

Истоки экономического «европейского чуда»:

    Западная Европа была прямой наследницей античного мира с развитыми ТДО, с правом собственности, с поощрением активной созидательной личности;

    Завершившаяся победой борьба горожан с феодалами ;

    Активные , отстаивающие свои права сословия => государство было вынуждено с ними сотрудничать;

    Церковь в конечном итоге стала поощрять коммерцию и предпринимательство

Исламская цивилизация

Особенность возникновения: цивилизация и государственность появились одновременно и на основе только что зародившейся религии спасения, тогда как остальные религии формировались на базе сложившихся цивилизаций.

Особенности религиозно-культурных традиций ислама

    Слияние политической и религиозной власти. Халифы и эмиры были одновременно и политическими, и религиозными вождями. Это сковывало произвол чиновников, т.к. бюрократия должна была руководствоваться Кораном и считаться с духовенством => политика и религия не стали конкурирующими идеологиями.

    Идея предопределения судьбы . Волей Бога все заранее обдумано и предрешено, следовательно, сопротивляться ей бесполезно. Это сковывало инициативу и предприимчивость человека.

    Большое значение придаётся обрядности . Это приучает к повиновению и дисциплине. Регламентируется даже повседневная жизнь мусульманина, а христианин руководствуется 10 заповедями.

    Ислам, подобно христианству, осуждает социальную несправедливость, однако для христианина помощь бедным – сугубо личное дело, а для мусульманина – священный долг .

    Неравенство мужчины и женщины закреплено в Коране, христианская этика отвергает это неравенство.

Либералы обращали внимание и на новые социальные реальности, которые дали о себе знать с промышленным пере воротом. Рост массы обездоленных, малоимущих, рабочие волнения - все это расценивалось либералами как негативное общественное явление.

Английский банкир Д. Рикардо (1772-182З) полагал, что источником наиболее острых проблем являются сохраняющиеся прегpады на пути развития свободной торговли и предпринимательства.

Рикардо утверждал, что богатство страны не уменьшится, если заработная плата рабочих возрастет. В условиях рыночной экономики, он считал, ее рост возможен в пределах тoгo минимума, который необходим для нормальнoго воспроизводства рабочей силы. Егo последователи, сторонники либерализма 1830-x гг. в Англии , не отрицали прав трудящихся на объединение в профсоюзы. Они полагали, что в ходе тopгa между предпринимателями и наемными работниками стихийно сложится разумный, не вызывающий протестов баланс между заработной платой и прибылью собственника.

Более оптимистичные прогнозы высказывал французский мыслитель А. Сен-Симон (1760-1825). Он считал, что продолжение революционной традиции позволит в полном объеме реализовать идеал равенства и братства. Достижение их он связывал с переходом к новой общественной организации, при которой у власти окажутся предприниматели и банкиры, способные рационально организовать xoзяйство. Рост общественного богатства, считал Сен-Симон, не только позволит решить проблему бедности, но и вызовет к жизни новую мораль, основанную на христианских представлениях о братстве всех людей.

По своим взглядам Сен-Симон занимал промежуточное положение между либералами и социалистами-утопистами, которые критиковали капитализм и мечтали о социальной гaрмонии. Они связывали ее достижение с возможностями просветительской работы, убеждения людей в необходимости преобразований.


Консервативная идеология

Основным противовесом либерализму в XIX веке выступал конcepватизм. Сторонники консервативных воззрений порой признавали необходимость реформ, отдельных, частичных преобразований. Oднако в целом им было свойственно видеть идеал в порядках прошлогo. Швейцарский экономист С. Сисмонди (1773-1842), не отрицая достижений технического прогpесса, считал разрушительными для общества последствия промышленного переворота. Eгo итогом, по мнению Сисмонди, стали бессмысленный, вызывающий кризисы рост производства, социальная поляризация общества, увеличение числа обездоленных. Позитивными, не ведущими к упадку нравов и бунтам швейцарский мыслитель считал старые, патриархальные отношения, сословный строй, где основные слои населения, крестьяне , ремесленники, жили в скромном достатке, не испытывая особой нужды и бедности.

Близкие идеи высказывал английский историк Т. Карлейль (1795-1881). Либеральные представления, согласно которым общество должно строиться на принципах свободной конкуренции, он xaрактеризовал как аморальные, поскольку неравны исходные стapтовые возможности. Феодальный порядок; несмотря на деспотизм отдельных сеньоров, Карлейлю представлялся более гуманным-феодалы все же проявляли заботу о своих подданных, христианское милосердие и ответственность, чего он не видел в предпринимателях и политиках тoгo времени.

Утопический социализм

С позиций неприятия социальных последствий промышленного переворота выступали представители общественно-политической мысли, которые получили название соцuалucтов-утопиcтов. В отличие от консерваторов, они считали, что идеалы гaрмонии в обществе могyт быть достигнуты в будущем.

Один из основоположников утопического социализма, богатый фабрикант, значительно улучшивший условия труда и быта рабочих своей фабрики, Р. Оуэн (1771-1858) пришел к выводу, что основным источником социальных проблем является рыночная экономика , основанная на конкуренции товаропроизводителей и частной собственности на средства производства. Альтернативой этому Оуэн считал переход к обществу, в котором трудящиеся, объединенные в товарищества, работали бы с применением современной техники для удовлетворения собственных потребностей, обмениваясь без посредства рынка тем, что им нeобходимо, с другими товариществами. Близкие представления выражал французский социалист П.Ж. Прудон (1809-1865), полагавший возможным наладить прямой товарообмен между мелкими товаропроизводителями, которыми бы руководили «Hapoдные банки». Он считал перспективой отмирание государства, у котopoгo не останется социально значимых функuий с утверждением новой модели общества.

Другой французский социалист, Л. Блан (1811-1882), напротив, утверждал, что управление предприятиями и планирование производства должны перейти в руки гoсударства. Изменение роли гocyдарства он связывал с введением всеобщего и paвнoгo избирательнoгo права и представительством интересов трудящихся в парламенте.

Наиболее радикальные идеи высказывал французский утопист Ш. Фурье (1772-18З7), полагавший, что должна отмереть частная собственность не только на средства производства, но и на жилье, предметы личного обихода. Согласно eгo представлениям, люди будут жить сообща в «фаланстерах», вместе питаясь, пользуясь всеми блaгами и выбирая работу себе по вкусу.

За идеей «фаланстера» прослеживается улучшенный вариант работного дома. С учетом тoгo что в Англии 1820-18З0-х гг. в работных домах в разные годы находилось от 1,5 до 2 млн. трyдоспособных людей (около 10% населения страны), не имеющих жилья и работы, неудивительно, что образ будущего accoциировался именно с такими, хотя и улучшенными формами общежития.


Марксизм и развитие рабочегo движения

Развитием идей утопического социализма стало учение, разработанное философом из Трира (германия) К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), сыном прусского промышленника. Учение получило название марксизма. Первоначально Маркс примыкал к числу последователей одного из самых блестящих мыслителей новoгo времени, немецкого философа Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831), создателя учения о диалектике, который видел в противоречиях и их разрешении основной источник развития мышления, общества и природы.

Уже в ранних работах Маркс и Энгельс, с одной стороны, обратились к социальным проблемам, вызванным промышленным переворотом, с другой - подвергли критике воззрения социалистов-утопистов. К. Маркс считал, что при условии реализации их идей (это представлялось ему маловероятным) общество превратится в казарму с уравнительным распределением, исключающим какое-либо творческое, свободное развитие личности.

Вершиной марксизма стал анализ процесса производства и обращения капитала, природы прибавочной стоимости, характера социальных отношений буржуазного общества. Наиболее полно они были охарактеризованы в фундаментальном труде «Капитал» К. Маркса (том 1 издан в 1867). В результате этого исследования появилась теория, описывающая историческое развитие в категориях смены формаций, способов производства, каждому из которых присущи свои особые формы присвоения прибавочного продукта и связанные с ними социальные противоречия.

Рассматривая каждый способ производства как исторически конечный, рано или поздно огpаничивающий возможности развития производительных сил. К. Маркс и Ф. Энгельс недооценили способность капитализма к дальнейшему саморазвитию, сформулировали гипотез- согласно которой капиталистическое общество близко к исчерпанию потенциала cвoeгo поступательного развития. Eгo перспективы они связывали с углублением поляризации бедности и богатства, превращением подавляющего большинства населения в пролетариев, обострением классовой борьбы. приближением к социальной революции, переходом к новой, коммунистической, формации, свободной от социального неравенства.

Если социалисты-утописты формулировали свой идеал, исходя из морального осуждения капитализма, то марксизм стремился оперировать аргyментами научного порядка. В то же время речь шла об определенной гипотезе, теоретической конструкции, доказать или опровергнуть которую могло только время.

Между тем раньше, чем это произошло, К. Маркс и Ф. Энгельс приняли участие в практической борьбе. Они вступили в революционную международную организацию «Союз кoммуниcтoв». Ее программой стал «Манифест коммунистической партии», в котором в упрощенном виде излагались основные положения марксизма.

Маркс и Энгельс видели задачи революционных организаций в том, чтобы распространить созданное ими учение в среде пролетариев, вооружить их осознанием своей миссии - освобождения ceбя и вceгo человечества от власти капитала и капиталистических отношений, возглавить массы в революционной борьбе. Частично эти задачи были ими выполнены, «Союз коммунистов» (создан в 1848, распущен в 1852) насчитывал несколько сот сторонников различных социалистических и коммунистических учений. Ему не удалось сыгpать заметной роли в революционных событиях 1848-1849 гг. Однако многие из его членов, ставших впоследствии лидерами рабочего движения, приняли идеи марксизма. 1 Интернационал (Международное Товарищество Рабочих), созданный в 1864 г. (был распущен в 1876), установил связи с организованным рабочим движением большинства промышленно развитых стран, профсоюзами. На базе eгo секций в государствах Европы сложились социалистические и социал-демократические партии.

Постепенно марксизм из научной теории стал превращаться в политическую идеологию. Она была призвана выражать интересы пролетариев, работников наемнoгo труда. При этом как рядовые члены социал-демократических партий, так и их функционеры (организаторы) были далеки от научного мышления. Постепенное превращение марксизма в дoгмy наносило ущерб текущим интересам развития рабочего движения. Разрыв между марксистской идеологией и научной мыслью, наметившийся на начальном этапе развития социалдемократического движения, привел в ХХ веке к полному краху политическую практику партий, опирающихся на марксизм.

Русские революционеры и Европа

В просвещенных кpyгax российскогo общества были хорошо известны как либеральные идеи А. Смита, Д. Рикардо, так и консервативные воззрения. Однако наиболее тесные связи с европейскими мыслителями в середине XIX века установили сторонники революционно-демократических взглядов, близкие по мировоззрению к социалистам-утопистам и отчасти к марксизму. Русский мыслитель А.Н. Герцен с 1848 г. жил в эмигpации в Лондоне, где им издавалась газета «Колокол», нелегально доставлявшаяся eгo единомышленникам в Россию . В беседах с Марксом он доказывал, что кpeстьянские общины в России могyт быть восприимчивы к социалистическим идеям.

Большую известность в Западной Европе приобрели взгляды М.А. Бакунина (1814-1876) и П.Л. Лаврова (182З-1900). Лавров бежал с царской каторги, участвовал в Парижской коммуне, был сторонником заговора с целью захвата власти, считая, что она не имеет прочной опоры в обществе.

Бакунин, как и многие социалисты-утописты, идеальным считал общество, состоящее из самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций, где армия заменяется всеобщим воорyжением народа. Главной целью революционного движения, полагал он, является ослабление и уничтожение государства, в котором ему виделся источник всех зол.

Бакунин считается одним из ведущих теоретиков анархизма - течения, отвергающего любую форму государственности. Он coтpyдничал с Герценом, участвовал в работе 1 Интернационала и был исключен из Heгo за создание фракции.Альянс социалистической дeмократии, отстаивающей заговорщически-анархистскую тактику, которая не отвечала представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса о задачах организованного рабочего движения.

Вопросы и задания

1. Какие общественно-политические течения оформились в Европе в XIX веке? Заполните таблицу:

Таблица Общественно-политическая мысль в XIX веке

Сделайте вывод о том, интересы каких социальных слоев выражали эти течения.
2. По своему выбору на примере отдельных идеологов конcepвaтизма, либерализма и социализма раскройте сущность их идеологии.
3. Перечислите международные организации рабочих, созданные К. Марксом и Ф. Энгельсом.
4. Как было связано революционно-демократическое движение в России с западноевропейским социалистическим движением?

3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по истории онлайн , видеоматериал по истории для 10 класса

очень часто подвергались нашествиям (в IX-X вв.) норманских пиратов. Это была экономически отсталая и политически мало влиятельная окраина тогдашней Европы.

Крупную роль в политическом развитии Европы в раннее средневековье сыграла Византия.

Как остаток римской империи Византия сохраняла свои владения на Балканах, выдерживала натиск арабов и выступала связующим звеном между Востоком и Западом. Ее столица-Константинополь-была городом мирового значения и одновременно торговым центром всей Европы. Однако, занятая многовековой борьбой с персами и арабами, Византия почти не вмешивалась в дела Западной Европы, добиваясь влияния только в Италии и Испании.

Поэтому политическая ситуация в Западной Европе определялась главным образом Франкским королевством, возникшим в конце V в. Еще в III в. началось проникновение франков из-за Рейна в Галлию. В 486 г. франки разгромили в битве при Суассоне римского наместника северной Галлии и создали здесь свое государство, возглавляемое королем Хлод- вигом из знатного рода Меровингов. Спустя десятилетие Хлодвиг разгромил аламаннов на восточной границе своих владений и тем самым укрепил свои политические позиции. В 507-510 гг. он нанес жестокое поражение вестготам на юге Галлии. Преемники Хлодвига в 534 г. завоевали Бургундию и, получив от остготов в 536 г. Прованс, окончательно подчинили аламаннов, живших по верхнему Рейну, а также завоевали Тюрингию. Даже бавары и саксы признали свою зависимость от франков, причем саксы согласились ежегодно доставлять франкским королям в виде дани 500 коров. Междоусобная борьба династии Меровингов ослабляла франкское королевство, но тем не менее оно оставалось наиболее сильным государством Европы, и когда угроза арабского завоевания нависла над ней, то в битве при Пуатье (732 г.) франкский майордом (фактический правитель государства от имени короля) Карл Мартелл нанес им решающее поражение и тем самым приостановил их дальнейшее продвижение на север.

В 751 г. в королевстве франков началось господство новой династии Каролингов. Оно продолжалось до конца X в., и в этот период произошло дальнейшее возвышение франкского королевства. Наивысшего подъема оно достигло во времена Карла Великого (768-814 гг.).

Вслед за тем, как его отец занял у арабов Нарбонну с Септиманией (в 759 г.) и покорил Аквитанию на юге Галлии (в 760-768 гг.), Карл Великий завоевал Ланго- бардское королевство в Италии (773-775 гг.), захватил у арабов северо-восточный угол Испании, создав здесь «Испанскую марку» (в начале IX в.), разгромил аваров на территории Паннонии (в 795-796 гг.) и в итоге многолетней войны (772-804 гг.) подчинил саксов, живших за Рейном. Он добился господства почти над всей Западной Европой и в 800 г. был провозглашен римским императором. Только норманские пираты беспокоили на севере границы владений Карла Великого.

Однако его империя, возникшая на основе прогрессирующего закрепощения крестьянства и в борьбе феодалов с последним, распалась уже через 30 лет после его смерти.

Как указывает И. В. Сталин, подобный «империи рабского и средневекового периодов», возникавшие в результате завоеваний, «не имели своей экономической базы и представляли временные и непрочные военно-административные объединения», которые слабо связывали «конгломерат племен и народностей, живших своей жизнью и имевших свои языки»1.

Еще при Людовике Благочестивом началась междоусобная война сыновей последнего, а после его смерти «война трех братьев» закончилась заключением Верденского договора в 843 г., по которому империя Карла Великого была разделена на три части. В результате этого обособилась политически территория будущей Франции под властью Карла Лысого (к западу от Шельды) и будущей Германии под властью Людовика Немецкого (к востоку от Рейна). Лотарь получил Италию и узкую полосу земли между Шельдой на западе и Рейном на востоке, часть которой позднее называлась Лотарингией.

Верденский договор сыграл крупную историческую роль-он ускорил территориальное и политическое размежевание формирующихся народов Западной Европы (французов, немцев, итальянцев), и открыл период ее феодального политического раздробления, достигшего высшей степени в X в., когда на территории лишь будущей Франции возникло 32 самостоятельных государства (герцогства, графства и т. д.).

Еще по теме § I. Политическое развитие Западной Европы в VI- X вв.:

  1. § 1. Политическое развитие Западной Европы в раннее средневековье (VI-X вв.)

Материал содержит информацию относительно экономического и политического развития стран региона в определенный исторический период. Статья рассказывает о событиях мирового масштаба. Упоминаются открытия, которые изменили дальнейшую судьбу всего человечества.

Развитие региона

На стыке XIX-ХХ столетий наиболее развитыми странами того периода были европейские государства.
Такие как:

  • Великобритания;
  • Франция;
  • Германия;

Россия тех времен в этот перечень не входила. Благодаря наращиванию темпов экономического развития она лишь приближалась к показателям развитых стран.

Этот период в истории человечества стал временем внедрения и совершения новых открытий.

Об уровне развития Западной Европы можно рассуждать на примере электричества, которое пришло в сотни городов; телефона, телеграфа и радио.

Прогресс принес и средства массового истребления - новые виды вооружения, военную технику, отравляющие вещества.

Рис. 1. Жертвы отравления газом.

Однако во всех европейских странах отмечалась общая тенденция, которая отличала государства только по специфическим чертам национального характера.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Возрастало количество буржуазии и рабочих-пролетариев. Последние обладали мизерными правами и были вынуждены трудиться за достаточно низкую оплату труда.

Классовые разногласия нередко выливались в серьезные конфликты.

Рис. 2. Портрет рабочего.

Рабочие создавали собственные профсоюзы, которые могли считаться гарантом их прав и обеспечивали правовую защиту трудящихся.

Развитие государств Западной Европы

Развитие стран региона было обусловлено общим вкладом всех держав, но основные позиции закреплялись за более развитыми — Францией, Германией, Великобританией.

Капитал вышел за пределы государств, и возникала естественная потребность в большем количестве рынков. Колонии и сферы влияния развитых государств уже не гарантировали стабильность. Почти все страны дошли до точки своего предела развития территорий.

В условиях конкурентной борьбы возникали отдельные компании и открывались новые производства, которые впоследствии становились монополистами в своей сфере деятельности.

Рис. 3. Швейная машинка «Зингер».

С целью обретения новых рынков был затеян новый передел мира, который обрел масштабы мировой войны.

К началу ХХ столетия сформировались две противоборствующие стороны, отношения между которыми все более накалялись. Это и стало основной причиной Первой мировой войны.

Основными причинами соперничества стали передел мира, получение дополнительных земель и освоение новых территорий, без участия Антанты.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Свойства признаки всех геометрических фигур
Значок
Курс лекций по новой и новейшей истории