Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Философия Демокрита кратко: Демокрит. Философское учение демокрита Демокрит древнегреческий философ кратко

Философское учение Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только на развитие философии, но и всего естествознания, особенно физики.

Основные положения: Ничто не возникает из несуществующего и не разрушается в несуществующее. Абсолютное суть атомы и пустота, бытие и небытие. Все остальное лишь считается существующим.

Онтология: учение об атомах (атомос значит «неделимый», «неразрезанный на части»). Атомы невидимы вследствие своей малости. Их бесчисленное множество. Они непроницаемы, абсолютно плотны, однородны, лишены каких-либо частей. Внутри атома все заполнено, нет пустоты, поэтому нет и движения. Особенностью этой точки зрения является то, что движение материи представляется возможным только как движение отдельных ее элементов (атомов) и, следовательно, благодаря дифференциации материи на атомы и пустоту. Дифференцированность материи – необходимое условие движения, а само движение есть одно из свойств дифференцированной материи. Атом – предел этой дифференциации и, следовательно, предел движения – неделимое простое бытие. Внешне атомы различаются формой, размером, положением или порядком связи с другими атомами. Например, по форме они могут быть, согласно Демокриту, сферическими, пирамидальными, крючковатыми. Атомы отделены друг от друга пустотой (небытием) и находятся по отношению друг к другу в непрерывном движении («носятся в пустоте»), сталкиваются друг с другом, сцепляются и отталкиваются. Из них образуется все многообразие вещей. Все состоит из атомов. Число различных их сочетаний, различных природных форм бесконечно («миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению») (Диоген Лаэртский). «Все возникает по неизбежности», «причина всякого возникновения вихрь», т.е. вихревое движение атомов. Нет ничего без причины. Случай – свидетельство нашего неведения причины. Поэтому все, что существует, существует в силу необходимости. Движение атомов есть их изначальное свойство . Поэтому Демокрит даже не ставит вопроса о причине движения атомов.

Учение о познании: Познание Демокрит понимает как отражение вещей внешнего мира. Видим мы вещи оттого, что в нас попадают и запечатлеваются в душе истечения вещей, их образы («видности»), или «эйдосы». Сами же атомы не воспринимаются чувственно. Их постижение возможно только при помощи ума. Атомы – это умопостигаемые сущности. Демокрит понимает ограниченность чувственного познания и видит в нем низший род познавательной деятельности, не способной по самой своей природе давать истинное знание, а только мнение. Чувственное познание является источником общего мнения и причиной заблуждения людей, когда о предмете судят на основании того, как он воспринимается органами чувств. Не все качества, открываемые посредством органов чувств, существуют в самих вещах. Например, вкус, цвет, запах, теплота и холод. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности существуют только атомы и пустота». Однако сам Демокрит не дает критерия для разграничения того, что в самих вещах относится к их объективной сущности, т.е. присуще самим вещам и не зависит от воспринимающей способности органов чувств. В теории познания Демокрита можно найти предпосылки античного скептицизма: «мы не воспринимаем, какова в действительности каждая вещь есть и какие свойства в действительности ей присущи» (Секст Эмпирик). Наше чувственное ограниченно и несовершенно.

Учение о душе. Интересны столь же материалистические рассуждения Демокрита о природе души («психеи»). Душа особого рода огонь и теплота. Атомы души имеют сферическую форму, весьма тонки, подвижны и всепроникающи. В силу чего душа является началом, производящим движение живых существ. Жизнь прекращается вместе с прекращением дыхания, т.е. тогда, когда окружающее тело среда вытесняет атомы души, находящиеся внутри тела и дающие ему движение. Будучи вытесненными из тела, атомы, составлявшие душу, уже не существуют в какой-либо устойчивой и связанной форме. Они вливаются в общий космический поток движения атомов. Таким образом, душа разрушается, подвержена гибели точно так же, как и тело. Душа – смертна, а жизнь у каждого живого существа – одна.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет и метод

Источники.. источниками основных идей философии древнего китая являются две книги шу цзин.. основные идеи и школы идея космического дуализма и взаимодействия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет и метод
Термин философия по преданию древних ввел Пифагор (VII в. до н. э.). Слово образовано путем сочетания двух греческих слов (филиа) – любовь, (софия) – мудрость. Т.е. философия е

Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии
Исторический анализ показывает, что философия возникает как предельно общее теоретическое мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос о природе Абсолютного и отношении к

Основной вопрос философии и две его стороны
Основной вопрос философии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а имен­но: вопроса о природе всего, что существует, т.е. о природе

Общая характеристика
Древнеиндийская философия представляет собой исторически первую форму философского мировоззрения Востока. Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арий

Основные философские идеи Вед
Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений: 1) относящееся к абсолютному («обожес

Основные идеи и школы
Наиболее значительными идеями древнекитайской философии являются: 1. Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал Инь-Янь (школа Инь-Янь

Даосизм
Основоположником даосизма является китайский мудрец Лао Цзы (примерно VI в. до н. э.). С его именем связывают авторство известного трактата «Дао дэ цзын», в котором нашли свое первое выражение осно

Особенности философского мировоззрения Древнего Запада
1. Основная ориентация - направленность на объект. Западная философия обращена больше к внешнему (т.е. видимому) миру. То, что дано как объект оказывается здесь более значимым.

Основные этапы развития, течения и школы
Выделяют три основных этапа развития античной философии: I. Ранний (или досократический). II. Классический (или период расцвета). III. Период эллинизма.

Философские учения и школы
· Пифагорейская школа · Милетская школа · Школа античной диалектики · Диалектика Гераклита ·

Философские учения и школы
· Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия Школа античных софистов(Протагор (481-411 гг. до н.э.), Горгий (ок. 483-373 гг. до н. э.). Основное полож

Диалектика Гераклита
Философия Гераклита(540-480 гг. до Р. X.) связанна с пифагорейцами и милетской школой. Основные положения: все произошло из огня, который един и не создан никем и

Элейская школа
Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Основные положения: мыслить и быть - одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе не

Философское учение Платона
Философия Платона В лице Платона (427-347 гг. до н.э.) идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, которое прямо противопоставляет себя материализму.

Скептицизм
Скептицизм, как явление культуры, выражает определенное умонастроение. Суть этого умонастроения в том, чтобы выработать правильное отношение к вещам и к жизни, исходя из того, что мы не знае

Философия Эпикура
По свидетельству Диогена Лаэртского Эпикур обратился к философии в 14 лет, пока ему не попались книги Демокрита. Эти книги, полагают, и обратили его к философии. Философию стал преподавать в 32 год

Отличительные черты философии средневековья
Западноевропейская средневековая философия характеризуется следующими основными особенностями. 1. С точки зрения своего содержания философское мировоззрение средневековья представляет собо

Реализм и номинализм в средневековой философии
Немаловажной проблемой философии средневековья был вопрос о природе общих понятий («универсалий»), или, в более широком контексте, – проблема соотношения общего и единичного (отдельного).

Особенности философского мировоззрения
Существует точка зрения, что в эпоху Возрождения никакой особой философии не было, что философия Возрождения это всего лишь поздняя средневековая философия. Следовательно, она лишена

Возрождение ценностей античной культуры
В философии это нашло выражение в переоценке значения философских идей античности и восстановлении былого значения некоторых форм его философского мировоззрения. В это время получили распространени

Пантеизм
Натурфилософия Возрождения характеризуется тем, что ее главной тенденцией является пантеизм: Бог сближается и в дальнейшем отождествляется с природой, а природа обожествляется. По сущ

Учение о материи
В философии Нового времени мы встречаем модифицированный вариант субстратного понимания материи, продолжающий традицию античных атомистов. Материя с этой точки зрения есть субстр

Учение о движении
Решение проблемы движения в философии Нового времени определялось уровнем достижений естественных наук XVII–XVIII вв. Законами механики устанавливалось, что для приведения покоящегося тела

Проблема субстанции в философии Нового времени
Согласно Р. Декарту, субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было («вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»). В дальнейшем гол

Субъективный идеализм Дж. Беркли
Философия Дж. Беркли (1685–1753 гг.) имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности сенсуализма Дж. Локка. В частности, его концепцию первичных и вторичных качеств.

Философское учение И.Канта
Основоположником классической немецкой философии является И.Кант (1724-1804) Общий характер философии Канта вытекает из триединой задачи, которую Кант сам определил в виде следующих основн

Формирование и развитие марксистской философии
Марксистская философия возникает как прямое продолжение традиции материалистической философии XVIII–XIX вв. и положительной диалектики, идейно связанной с философией Г. Гегеля. Основоположниками эт

Традиции и особенности русской философии XIX-XX века
Общая характеристика Русская философия обладает историческим и идейным своеобразием. Становление русской философии тесно связано с принятием христианства. Именно христианское вер

Онтологизм
Онтологизм русской философии понимают не как первичность материального бытия над познанием, а как «включенность познания в наше отношение к миру, в наше "действование" в нем» Поскольку на

Идея синтеза знания, чувства и воли
Представление о том, что истинное знание есть знание целостное, или, точнее, единоцелокупное, исходит из того, что истина одна. Поэтому присущее философии и естественным наукам «стремление к

Антропологизм
Проблема человека занимает центральное место в русской философии. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) и западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский,

Философское учение о бытии. Формы бытия
Категория бытия и мышления, материи и сознания – ключевые философские понятия. От того, какой смысл в них вкладывают, зависит общая мировоззренческая ориентация того или иного философа, школы и цел

Учение о материи в современной философии
Материя – первое, исходное и основное понятие материалистического мировоззрения, в котором наиболее отчетливо фиксируется материалистическое (если это философский материализм) решение вопрос

Философское учение о движении
Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса: 1. Какова связь материи и движения? (или бол

Пространство и время
С пространством и временем связано наше понимание природы и материи. Что такое пространство и время? Реальны ли они сами по себе или они всего лишь свойства материальных вещей? Можно

Пространство
Пространство есть, прежде всего, протяженность, которая рассматривается как его всеобщее свойство (атрибут). Нет протяженности, нет и пространства. Протяженность пространства имеет свою р

Философское учение о сознании
С точки зрения современных представлений сущность сознания раскрывается в четырех его различных отношениях. Первое отношение. Это отношение сознания вообще (во всех его форма

Философское учение о связи
Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находят

Философское учение о развитии
Диалектика определяется также и как учение о разви­тии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «разви­тие»? Прежде

Понятие закона. Законы диалектики
Категория - это наиболее общее понятие, в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Категория диалектики - наибо

Единичное, особенное и всеобщее
Все, существующие в мире вещи, явления, процессы, существуют как нечто относительно самостоятельное, пространственно разделенное и обособленное, имеющее определенные временн

и целое
Содержание, взятое в единстве всех своих сторон, в единстве своих элементов и структуры выступает как нечто в самом себе завершенное, т.е. как целое. Оно является таковым по отношению

Сущность и явление
Категории сущности и явления отражают устойчивость основного содержания предмета в различных формах его существования через диалектику внутреннего и внешнего в развитии предмета. Су

Причина и следствие. Закон причинности
Категории причины и следствия отражают сущностные отношения между явлениями, необходимую форму которых выражает закон причинности. Причина есть сущность в качестве действу

Необходимость и случайность
В истории философии (начиная с Демокрита) встречается сведение необходимости к причинной обусловленности явлений, т.е. простому непосредственному отношению явлений, из которых одно – причина, а дру

Возможность и действительность. Вероятность
Раскрытие внутренней природы (содержания) и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или

Закон противоречия
Закон противоречия занимает центральное место в системе законов диалектики. Это место закона и его значение обусловлены, во-первых, тем, что он выражает основное содержание (сущность)

Закон меры
Каждое явление, предмет, процесс и т.д. имеют свою качественную и количественную стороны, которые нахо­дятся в единстве. Качество можно охарактеризовать как такую опреде­ленность ве

Закон отрицания отрицания
Место закона отрицания, или двойного отрицания («отрицания отрицания»), как его еще называют, в си­стеме законов диалектики определяется: 1) отношением отрицания к качественной определенности; 2) о

Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики
Основной вопрос гносеологии - это вопрос об источ­нике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистическо

Субъект и объект познания
Познавательная деятельность, взятая в целом, пред­ставляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социаль

Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании
Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противополож

Научное познание, его уровни, методы и формы
Метод познания - это способ исследования, который естественно определяется характером и особенностями самого исследуемого предмета. Поэтому в пределах каж­дой науки соответственно различию и

Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия
Понятие «человек» Человек рассматривается в философии как существо, наделенное разумом и свободной волей. Это то, чем по преимуществу отличается каждый ч

Индивид
Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид. Индивид – материальная основа личности. Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

Индивидуальность
Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными ка

Личность
Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личност

Понятие общества
Всякое общество состоит из живых человеческих индивидов. Это значит, что определенная совокупность индивидов является предпосылкой существования общества. Однако, как бы это ни казало


Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Все основное и самое главное по философии: в коротком тексте: ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Ответы на основные вопросы, философских понятиях, истории философии, направлениях, школах и философах.


ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) из города Абдеры - греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; положению.

Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин - основа человеческих действий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность - из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху - это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).

Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе - познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они - результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине».


......................................................

Указанные учения в древнегреческой философии и в римской.

Практика :

Философия как система включает различные элементы - составные части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах) - онтология. Учение о познании - об истине -гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления) - логика. Эстетика - учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях - аксиология.

Вопрос об отношении материи и сознания называется ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ.

Этот вопрос имеет 2 стороны:

1. СТОРОНА ОВФ.

Вопрос о том, что первично, а что вторично-материя или сознание? В зависимости от ответа 2 школы философии: материализм и идеализм.

2 вида идеализма:

1. Объективный идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм - учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека - воля - т.е первоначало зависит от субъекта).

2. СТОРОНА ОВФ.

Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. Если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение - агностицизм


«ВСЕ ВЕЩИ НА СВЕТЕ СОСТОЯТ ИЗ АТОМОВ» (ДЕМОКРИТ)

Демокрит - великий древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. Родился около 470-460 годов до н. э. в городе Абдера (Фракия). Более точных сведений о его рождении нет. С раннего детства познал науку о богах и звездах, которую ему преподали маги, гостившие у отца Демокрита Гегесистрата. В семье был третьим братом, которому досталась меньшая доля наследства из-за его тяги к наукам, да и ту он очень быстро истратил на различные науки.

В более позднее время мыслитель совершил много удивительных и плодотворных путешествий в различные страны, такие, как Египет, Персия, Индия, Эфиопия, чтобы научиться геометрии и множеству других наук.

Демокрит был очень трудолюбив. В свободное от путешествий время он придерживался затворнического образа жизни, ценил свободу и одиночество и презирал богатство и славу. Часто бывало так, что он жил в гордом одиночестве в садовой беседке, редко выходя из нее и не показываясь на людях. Даже когда его отец привел быка для жертвоприношения и привязал к беседке, Демокрит долгое время быка совсем не замечал, пока отец сам не сказал ему о животном.

Демокрит пытался всевозможными способами испытать свои представления, для чего очень часто уединялся в непривычных местах, в том числе и на кладбище. Когда он возвращался из своих многочисленных странствий, то жил в крайней бедности, можно сказать - даже в нищете, так как все свое добро тратил на научные нужды. От полнейшей и неизбежной нищеты Демокрита спас его брат Дамас.

Однажды великий ученый даже прославился предсказаниями будущего и потом в течение всей его долгой жизни к нему со всех сторон света приезжали и приходили люди, нуждающиеся в каких-либо предсказаниях. До самой смерти Демокрит пользовался в народе славой избранника, которого сам Всевышний вдохновил на пророчество и предсказания.

Демокрит за свою более чем продолжительную жизнь написал огромное количество научных трудов по этике, физике, математике, прикладным наукам. Наиболее известные из них - «Большой мирострой», «Малый мирострой», «Пифагор», «О душевном расположении мудреца», «О достоинстве мужа, или о добродетели», «О природе», «О человеческой природе», «Спорные вопросы», «Причины того, что бывает в срок и не в срок», «Предвидение», «Тритогения», «Причины небесных явлений», «О геометрии», «Врачебная наука» и многие другие. Демокрит тихо и безболезненно расстался с жизнью в возрасте 109 лет.

Демокрит считал, что Вселенная состоит из атомов и пустоты, а все остальное лишь сочетание этих двух начал. Причем атомы сами по себе - это неделимые материальные элементы, вечные, неразрушимые и непроницаемые. Демокрит называл их геометрическими телами, «фигурами». Атомы, считал он, различаются только лишь величиной, формой и положением в пространстве.

Согласно его учению, атомы постоянно находятся в хаотическом, неуправляемом движении. И из этого хаоса создается так называемый «вихрь», из которого впоследствии могут образовываться как отдельные тела, так и совершенно другие миры. И их может возникнуть огромное множество. Эти миры бесконечны и подвержены разрушению. Но как только какой-то из них разрушится, из «вихря» бесчисленных атомов тут же возникает вновь.

Хотя этих самых миров бесчисленное множество, они остаются невидимыми для невооруженного человеческого глаза. Но Демокрит предполагал, что из них постоянно исходят многочисленные импульсы, истечения, некоторым образом воздействующие на различные человеческие органы, тем самым вызывая разнообразные ощущения.

По Демокриту, ничто не возникает из несуществующего. Атомы бесконечны по величине и по количеству. Они без остановки несутся по Вселенной и этим порождают все наиболее сложное - огонь, воду, воздух и землю, ибо все они - суть соединения каких-то атомов, которые, в свою очередь, не подвержены воздействию и неизменны, потому что тверды.

Демокрит утверждал, что такие небесные светила, как Солнце и Луна, - это своего рода ум и душа человека. Он сопоставлял эти понятия и считал, что они состоят из гладких и твердых телец, которые возникают из неизбежности. И вообще, все возникает из неизбежности: причина всякого возникновения - вихрь атомов, и этот вихрь и называется неизбежностью.

Конечной целью существования как мира, так и человека, Демокрит считал душевное благосостояние, которое он называл «гармонией», «безмятежностью», «тишиной». Некоторые его современники сравнивали это состояние с наслаждением и блаженством. Но это ошибочное мнение. Благодушие - это такое состояние, при котором душа человеческая находится в спокойствии и невозмутимости, и ее не смущают ни страх, ни ревность, ни суеверие, ни любые другие человеческие страсти; другими словами, благодушие - такое состояние, когда атомы, из которых состоит человеческая душа, находятся в покое. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота.

Это правило Демокрита, утверждающее, что все вещи на свете состоят из атомов, использовали в своих философских учениях многие философы, жившие после него, в частности ученик Демокрита - Платон. Аристоксен в «Исторических записках» сообщает, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы помешали ему, сказав, что это бесполезно, потому что его идеи уже крепко засели в умах других ученых. И не удивительно, что Платон практически предал своего учителя. Он понимал, что спорить ему предстояло с лучшим из философов.

* * *
Демокрит отличался проницательным умом и еще при жизни заработал славу предсказателя. Однажды к нему в гости пришел Гиппократ. Демокрит велел слуге принести напитки, в числе которых было молоко. Посмотрев на него, Демокрит определил, что это молоко от черной козы, которая родила первый раз. Девушку же, которая сопровождала Гиппократа, в первый день он назвал девушкой, а на следующий день - уже женщиной. И действительно, в эту самую ночь она потеряла девственность.

...........................................................

  • Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.
  • Вопрос 7.Философия Аристотеля, учение о материи и форме, познании, этические взгляды.
  • Вопрос 8.Философия эпохи эллинизма. Эпикур и его школа. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  • Вопрос 9. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика: Философия Фомы Аквинского.
  • Вопрос 10.Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и диалектика в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно.
  • Вопрос 11.Философия хvii- XVIII вв. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (ф. Бэкон, р. Декарт).
  • Вопрос 12. Учение о субстанции и её атрибутах в философии Нового времени (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц).
  • Вопрос 18.Философия марксизма, ее исторические судьбы. Марксистская философия в России.
  • Вопрос 19.Своеобразие русской философии, этапы её развития. Русская философия 18 века: Ломоносов, Радищев.
  • Вопрос 20.Славянофилы (а.С.Хомяков, и.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  • Вопрос 21. Русская материалистическая философия х1х века. А.И.Герцен, н.Г.Чернышевский.
  • Вопрос 22. Русская религиозная философия. Философия Всеединства в.С.Соловьева. Религиозный экзистенциализм и социальная философия н.А.Бердяева.
  • Вопрос 23. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  • Вопрос 24. Основные идеи философии постпозитивизма (к.Поппер, т.Кун, п.Фейерабенд). Влияние постпозитивизма на современную философию.
  • Вопрос 25. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных (юридических) наук
  • Вопрос 26. Философия Шопенгауэра. Её развитие в философии жизни(ф. Ницше)
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.
  • Вопрос 29. Бытие. Его основные формы. Решение проблемы бытия. То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие, например как содержание его неисчерпаемо.
  • Вопрос 32.Философские и научные концепции пространства и времени.
  • Вопрос 33. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Общественная природа и активность сознания.
  • Вопрос 34. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.
  • Вопрос 35. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.
  • Вопрос 37. Истина и заблуждение. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное в истине.
  • Вопрос 38.Философские концепции истины. Проблема критериев истины.
  • Вопрос 39. Понятие методов познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания. Методология права.
  • Вопрос 40. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический урони научного познания.
  • Вопрос 41 Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  • Вопрос 42. Категории единичного, o6щero и особенного, их роль познании.
  • Вопрос 43. Система. Структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  • Вопрос 44.Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  • Вопрос 45.Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.
  • Вопрос 46.Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  • Вопрос 47.Сущность и явление, их противоречивая взаимосвязь.
  • Вопрос 48. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  • Вопрос 49. Природа и общество, этапы их взаимодействия.
  • Вопрос 50. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
  • Вопрос 51. Общественные отношения (экономические, политические, социальные, духовные) их особенности и роль в обществе.
  • Вопрос 52. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  • Вопрос 53. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности.
  • Вопрос 54. Сущность и предназначение человека. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.
  • Вопрос 55. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.
  • Вопрос56. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  • Вопрос 57. Нравственное сознание. Противоречивое единство морального и правового сознания.
  • Вопрос 58. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  • Вопрос 59. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  • Вопрос 60. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.
  • Вопрос 5.Атомистическая философия Демокрита. Учение о свободе, необходимости и познании.

    Атомизм Демокрита (V-IV в. До н.э.): существуют только атомы – мельчайшие неделимые частицы, и пустота , в которой находятся и движутся атомы. Движения атомов определяются исключительно механическими причинами и строго детерминированы (предопределено). Ничто происходящее в мире не происходит беспричинно, все появляется в силу необходимости. Случайность люди придумали для оправдания своего невежества. Свобода – познанная необходимость. Проблема души. Источник движения для людей и животных – душа. Душа также состоит из атомов, но шарообразных. В трактовке познания Демокрит стремится преодолеть разрыв чувственного и рационального, свойственный элеатам. Достоверностью обладает лишь познание посредством мысли, но оно опирается на эмпирические наблюдения, на чувственную картину мира, общую для всех людей: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств порождают одни и те же ощущения. Демокрит отдавал себе отчет в трудностях процесса постижения истины. Субъектом познания для него является не любой человек, а мудрец – мера всех существующих вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей. Ценность знания крайне высока для Демокрита. Выявление подлинных причин происходящего является главное целью познания. Он предпочитает найти одно причинное объяснение обладанию персидским царством.

    Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.

    Платон (427-347гг. до н.э.) – ученик Сократа, считается фактическим основателем западной метафизики. Философские воззрения:от Пифагора – орфические элементы: религиозная направленность, вера в бессмертие, в потусторонний мир, уважение к математике и смешение рационального и мистического; от Парменида – убеждение в том, что подлинная реальность вечна и вневременна, а всякое изменение – иллюзорно; от Гераклита – в этом чувственном мире нет ничего постоянного, знание не может быть получено через органы чувств, достигается только разумом; от Сократа – идея «блага». Платон развивает идею Сократа и приходит к выводу, что основа мира – идея или понятие. Родовое понятие – «эйдос»(категория). По мнению Платона идея – прекрасна, неизменна, активна; идея –отец, материя – мать. Первоматерия – пассивна, изменяется во времени, ничего сама создать не может, может быть безобразной. Идея пронизывает первоматерию и таким образом возникают явления, процессы и т.д. Чем является идея для конкретных вещей? Моделью, смыслом, цельностью вещи, законом для возникновения вещи, целью, к которой должны стремиться вещи. Действительностью являются идеальные начала. Платон является основоположником объективного идеализма – мир идее, понятий, мыслей первичен к миру вещей. Человек живет в мире теней, и они не могут достичь красоты и идеала идей. Бытие – мир идей, небытие – мир, в котором живет человек. Знание связано со сверхчувственным, вечным и неизменным миром. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, припоминая которые, он открывает для себя мир. Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа: сначала познание осуществляется чистой душой, ибо до рождения тела она уже видела все, но вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. Платон советует напрямую обращаться к душе, через метод диалектики, через беседу. Априоризм – теория, по которой знание изначально существует, а не получается опытным путем. Человек – единство души и тела, в основе которого лежит душа. Тело же – тюрьма для души, оно порождает зло, от которого душа гибнет, если тело заботится, лишь об удовлетворении своих вожделений. Платон делит людей на три категории, в зависимости от того, что в них преобладает: Разум, страсть(воля) или вожделение.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
    Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
    Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в